Светлана Шишова
Консультация для педагогов и родителей «Особенности формирования представлений о величине предметов у дошкольников с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности формирования представлений о величине предметов у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.
Возможность усвоения элементарных математических представлений и понятий о величине предметов тесно связано с достаточно развитыми способностями анализа, синтеза, обобщения и отвлечения, умения сравнивать, классифицировать, дифференцировать. У многих детей с ограниченными возможностями здоровья эти функции мыслительной деятельности развиты недостаточно. У данной категории детей наблюдается низкий уровень развития мышления. Оно характеризуется слабостью обобщения, непоследовательностью, некритичностью, нецеленаправленностью, слабой регулирующей функцией.
Публикация «Консультация для педагогов и родителей „Особенности формирования представлений о величине предметов у дошкольников с ОВЗ“» размещена в разделах
- Величина, сравниваем по величине
- Консультации для воспитателей, педагогов
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2018
Можно выделить несколько условий, необходимых для развития мышления и формирования элементарных математических представлений, в том числе и о величине предметов.
Первое условие заключается в организации предметно-практической деятельности детей для формирования у них начальных представлений о множестве, количестве, форме, величине, пространстве, времени.
Второе условие - развитие активной речи. Ребенок должен не только использовать в речи математические термины, но и понимать их значение. На основе активной речи формируется конкретно-понятийное мышление, умение оперировать понятиями.
Третье условие связано с формированием математических понятий, соотнесенных друг с другом. Дети должны усвоить, что математические понятия выражают отношения.
Четвертое условие развития математического мышления – обеспечение перехода от развернутых мыслительных действий к свернутым. Идет переход от действий с реальными предметами к выражению этих действий в речи детей.
Пятое условие – приобретение детьми умений осуществлять самоконтроль и самопроверку. Дети учатся сравнивать каждое действие с предыдущим и последующим, проверять полученные результаты, сопоставляя их с исходными данными.
Шестое условие – систематическое изучение педагогом состояния математических знаний, умений и навыков каждого ребенка, определение уровня сформированности его математического мышления. Это поможет осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к воспитанникам.
Эти условия представляют собой единый процесс овладения детьми первичными математическими знаниями. Каждое условие должно соблюдаться на всех этапах обучения.
Формирование представлений о величине требует тщательного подбора наглядных пособий, дидактического материала, а также окружающих ребенка предметов.
При изучении представлений о величине следует придерживаться определенной последовательности. Изучение начинают с таких понятий, как большой - маленький, т. к. они наиболее знакомы и доступны детям. Затем изучают понятия толстый - тонкий, длинный - короткий, высокий - низкий, широкий - узкий и др.
Сравнивая предметы, дети пользуются несколькими приемами.
1. Прием приложения.
Нужно приложить предметы один к другому так, чтобы совместить их по данному признаку (длине, ширине, высоте).
Например, дефектолог с воспитанниками сравнивает отрезок, нарисованный на доске и ленту. На вопрос, что длиннее (отрезок на доске или лента, дети затрудняются в ответе, тогда нужно прикрепить ленту к доске на очень близком расстоянии от отрезка, левые концы один под другим. При таком положении ленты и отрезка (расположенных параллельно) очень легко определить, что длиннее, что короче. Дети успешно справляются с этим заданием.
2. Прием наложения.
Этот прием применяется, если сравниваются плоские предметы. Можно сравнить только те предметы, которые можно наложить друг на друга. Например, дети на занятии сравнивают два круга. Они накладывают один круг на другой и делают вместе с дефектологом вывод, что один круг больше, а другой меньше.
3. Прием вложения.
Этот прием используется, если предметы, которые сравниваются, объемные, но открытые и пустые. Дети усваивают, что так можно сравнить предметы, которые можно вложить, поместить один в другой. Помещая одну коробку в другую, можно сделать вывод, что больше та коробка, в которую помещается другая коробка, а другая, соответственно, меньше.
При сравнении предметов необходимо в первую очередь вводить понятия «равные по величине» и «неравные».
В качестве закрепления этих понятий мы широко используем самостоятельную работу воспитанников и их предметно-практическую деятельность.
Формирование элементарных математических представлений и понятий о величине должны проводиться в повседневной жизни, т. е. родители должны обращать внимание детей на признаки величины предметов во время свободной игровой деятельности детей и на прогулке.
Формировать и развивать знания о признаках величины предметов следует не только на занятиях по формированию элементарных математических представлений, но и на занятиях по рисованию, лепке, конструированию, т. е. должны присутствовать межпредметные связи с другими дисциплинами.
На занятиях должны больше использоваться натуральные предметы наряду с использованием яркого, красочного дидактического материала и прочих наглядных средств обучения.
Упражнения и задания, направленные на формирование элементарных математических представлений и понятий о величине предметов, должны носить практическую направленность, так как только в практических действиях дошкольники более успешно усвоят знания о признаках предметов.
На занятиях при изучении элементарных математических представлений и понятий о величине предметов должно быть использовано как можно больше жизненных ситуаций, которые подготовили бы детей к самостоятельной практической деятельности.
Большое внимание нужно обратить на дифференциацию предметов по признакам величины, т. к. именно это вызывает у дошкольников больше всего затруднений. В связи с этим большое внимание должно уделяться вопросу формирования у детей приемов сравнения предметов по величине.
При организации продуманной системы обучения у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья могут быть сформированы достаточно полные и четкие понятия о величине предметов за счет усиления практической направленности и с учетом особенностей деятельности и психического развития детей.