Получи документы

Консультация для педагогов и родителей «Особенности формирования представлений о величине предметов у дошкольников с ОВЗ»

Светлана Шишова
Консультация для педагогов и родителей «Особенности формирования представлений о величине предметов у дошкольников с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы

Особенности формирования представлений о величине предметов у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

Возможность усвоения элементарных математических представлений и понятий о величине предметов тесно связано с достаточно развитыми способностями анализа, синтеза, обобщения и отвлечения, умения сравнивать, классифицировать, дифференцировать. У многих детей с ограниченными возможностями здоровья эти функции мыслительной деятельности развиты недостаточно. У данной категории детей наблюдается низкий уровень развития мышления. Оно характеризуется слабостью обобщения, непоследовательностью, некритичностью, нецеленаправленностью, слабой регулирующей функцией.

Темочки:

Можно выделить несколько условий, необходимых для развития мышления и формирования элементарных математических представлений, в том числе и о величине предметов.

Первое условие заключается в организации предметно-практической деятельности детей для формирования у них начальных представлений о множестве, количестве, форме, величине, пространстве, времени.

Второе условие - развитие активной речи. Ребенок должен не только использовать в речи математические термины, но и понимать их значение. На основе активной речи формируется конкретно-понятийное мышление, умение оперировать понятиями.

Третье условие связано с формированием математических понятий, соотнесенных друг с другом. Дети должны усвоить, что математические понятия выражают отношения.

Четвертое условие развития математического мышления – обеспечение перехода от развернутых мыслительных действий к свернутым. Идет переход от действий с реальными предметами к выражению этих действий в речи детей.

Пятое условие – приобретение детьми умений осуществлять самоконтроль и самопроверку. Дети учатся сравнивать каждое действие с предыдущим и последующим, проверять полученные результаты, сопоставляя их с исходными данными.

Шестое условие – систематическое изучение педагогом состояния математических знаний, умений и навыков каждого ребенка, определение уровня сформированности его математического мышления. Это поможет осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к воспитанникам.

Эти условия представляют собой единый процесс овладения детьми первичными математическими знаниями. Каждое условие должно соблюдаться на всех этапах обучения.

Формирование представлений о величине требует тщательного подбора наглядных пособий, дидактического материала, а также окружающих ребенка предметов.

При изучении представлений о величине следует придерживаться определенной последовательности. Изучение начинают с таких понятий, как большой - маленький, т. к. они наиболее знакомы и доступны детям. Затем изучают понятия толстый - тонкий, длинный - короткий, высокий - низкий, широкий - узкий и др.

Сравнивая предметы, дети пользуются несколькими приемами.

1. Прием приложения.

Нужно приложить предметы один к другому так, чтобы совместить их по данному признаку (длине, ширине, высоте).

Например, дефектолог с воспитанниками сравнивает отрезок, нарисованный на доске и ленту. На вопрос, что длиннее (отрезок на доске или лента, дети затрудняются в ответе, тогда нужно прикрепить ленту к доске на очень близком расстоянии от отрезка, левые концы один под другим. При таком положении ленты и отрезка (расположенных параллельно) очень легко определить, что длиннее, что короче. Дети успешно справляются с этим заданием.

2. Прием наложения.

Этот прием применяется, если сравниваются плоские предметы. Можно сравнить только те предметы, которые можно наложить друг на друга. Например, дети на занятии сравнивают два круга. Они накладывают один круг на другой и делают вместе с дефектологом вывод, что один круг больше, а другой меньше.

3. Прием вложения.

Этот прием используется, если предметы, которые сравниваются, объемные, но открытые и пустые. Дети усваивают, что так можно сравнить предметы, которые можно вложить, поместить один в другой. Помещая одну коробку в другую, можно сделать вывод, что больше та коробка, в которую помещается другая коробка, а другая, соответственно, меньше.

При сравнении предметов необходимо в первую очередь вводить понятия «равные по величине» и «неравные».

В качестве закрепления этих понятий мы широко используем самостоятельную работу воспитанников и их предметно-практическую деятельность.

Формирование элементарных математических представлений и понятий о величине должны проводиться в повседневной жизни, т. е. родители должны обращать внимание детей на признаки величины предметов во время свободной игровой деятельности детей и на прогулке.

Формировать и развивать знания о признаках величины предметов следует не только на занятиях по формированию элементарных математических представлений, но и на занятиях по рисованию, лепке, конструированию, т. е. должны присутствовать межпредметные связи с другими дисциплинами.

На занятиях должны больше использоваться натуральные предметы наряду с использованием яркого, красочного дидактического материала и прочих наглядных средств обучения.

Упражнения и задания, направленные на формирование элементарных математических представлений и понятий о величине предметов, должны носить практическую направленность, так как только в практических действиях дошкольники более успешно усвоят знания о признаках предметов.

На занятиях при изучении элементарных математических представлений и понятий о величине предметов должно быть использовано как можно больше жизненных ситуаций, которые подготовили бы детей к самостоятельной практической деятельности.

Большое внимание нужно обратить на дифференциацию предметов по признакам величины, т. к. именно это вызывает у дошкольников больше всего затруднений. В связи с этим большое внимание должно уделяться вопросу формирования у детей приемов сравнения предметов по величине.

При организации продуманной системы обучения у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья могут быть сформированы достаточно полные и четкие понятия о величине предметов за счет усиления практической направленности и с учетом особенностей деятельности и психического развития детей.

Публикации по теме:

Особенности изобразительной деятельности детей с ОВЗ, методы формирования у них творческого отношения к действительности МБОУ СОШ № 40 г. Липецка (дошкольные группы) Сообщение на тему: «Особенности изобразительной деятельности детей с ОВЗ, методы формирования.

Дидактическая игра для формирования (или актуализацию) у детей знаний о величине предметов Дидактическая игра «Волшебные ступеньки» (для детей средней группы). Цель: выявить уровень сформированности умения устанавливать соотношения.

Картотека игр по формированию понятий о величине предметов у дошкольников 4–5 лет МАОУ СОШ №1 структурное подразделение «Детский сад». Город Тобольск, Тюменской области. «КАРТОТЕКА ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОНЯТИЙ.

Консультация для педагогов «Формирование математических представлений у дошкольников» Консультация для педагогов: «Математика – царица всех наук». Подготовила : Лушникова Айгуль Рамилевна. МБДОУ «Детский сад №49» Проблема.

Консультация для педагогов «Особенности гендерной социализации в игровой деятельности дошкольников» Проблемы гендерного воспитания волнует сегодня большое количество исследователей и педагогов. Интерес обусловлен тем, что современные требования.

Консультация для родителей «Особенности психологии дошкольников» Консультация для родителей «Особенности психологии дошкольников». Дошкольное детство - короткий промежуток в жизни человека, всего первые.

Консультация для родителей «Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию связной речи у дошкольников» Чтобы ребенок своевременно и качественно овладевал устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ею как можно чаще, вступая в контакт со.

Особенности формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста Особенности формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста. 1. Значение пространственной ориентации для жизнедеятельности.

Особенности формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста Особенности формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Пространственные представления – это представления.

Особенности взаимодействия педагогов и родителей в развитии коммуникативных умений у дошкольников Особенности взаимодействия педагогов и родителей в развитии коммуникативных умений у дошкольников. Необходимость взаимодействия педагогов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов и родителей «Особенности формирования представлений о величине предметов у дошкольников с ОВЗ»
Опубликовано: 17 сентября 2018 в 04:10
+36Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов и родителей «Особенности формирования представлений о величине предметов у дошкольников с ОВЗ»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Шишова (УИ 38286) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД