Лучший педагог года

Консультация для педагогов «Современные образовательные технологии в ДОУ»

Ольга Колесникова
Консультация для педагогов «Современные образовательные технологии в ДОУ»

МАОУ «Школа № 30» (дошкольный уровень)

Консультация для педагогов

на тему:

«Современные образовательные технологии в ДОУ»

Подготовила воспитатель Колесникова О. В.

Современные реалии и требования, предъявляемые государством к качеству образовательно-воспитательной деятельности в дошкольном учреждении, подразумевают, что педагог должен владеть необходимыми образовательными технологиями.

Публикация «Консультация для педагогов „Современные образовательные технологии в ДОУ“» размещена в разделах

Что такое технология? В толковом словаре написано: Это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве или искусстве. Технология происходит от греческих слов «мастерство, искусство» и «закон, наука»

Педагогическая технология – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенных на научной основе, запрограммированная во времени и пространстве и приводящая к намеченным результатам.

Основными требованиями или критериями педагогической технологии являются

• Концептуальность

• Системность

• Управляемость

• Эффективность

• Воспроизводимость

Что такое Концептуальность – это значит, что в каждой пед. технологии должна быть опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

Системность означает, что технология должна обладать всеми признаками системы, а именно:

- логикой процесса,

- взаимосвязью его частей,

- целостностью.

Следующий критерий, это управляемость, то есть возможность планирования процесса обучения, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.

Дальше- эффективность, это значит, что современные педагогические технологии должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, они должны гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

И последний критерий, это воспроизводимость - возможность применения пед. технологии в образовательных учреждениях, т. е. технология как педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей.

Структура образовательной технологии состоит из трех частей:

• Концептуальная часть – это научная база технологии, т. е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.

• Содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.

• Процессуальная часть – совокупность форм и методов учебной деятельности, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.

Таким образом, очевидно: если некая система претендует на роль технологии, она должна соответствовать всем перечисленным выше требованиям.

Принципиально важной стороной в любой педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель- содействовать становлению ребенка как личности. Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства ДОУ (дети, сотрудники, родители) осуществляется на основе современных образовательных технологий, которые, в свою очередь направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

К числу современных образовательных технологий можно отнести :

• здоровьесберегающие технологии;

технологии проектной деятельности

технология исследовательской деятельности

• информационно-коммуникационные технологии;

• личностно-ориентированные технологии;

технология портфолио дошкольника и воспитателя

• игровая технология

технология «ТРИЗ» и др.

Более подробно на методических объединениях в этом году мы рассмотрим технологии личностно-ориентированные, здоровьесберегающие и исследовательскую деятельность.

1. Технологии проектной деятельности

Цель этой технологии заключается в развитии и обогащении социально-личностного опыта детей посредством включения в сферу межличностного взаимодействия.

Какова же классификация учебных проектов? Они подразделяются на:

«игровые»— детские занятия, участие в групповой деятельности (игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения);

«экскурсионные»,направленные на изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;

«повествовательные», проекты,при разработке которых дети учатся передавать свои впечатления и чувства в устной, письменной, вокальной, художественной, музыкальной формах;

«конструктивные», нацеленные на создание конкретного полезного продукта: сколачивание скворечника, устройство клумб.

Типы проектов:

1. по доминирующему методу:

исследовательские,

информационные,

творческие,

игровые,

приключенческие,

практико-ориентированные.

2. по характеру содержания:

включают ребенка и его семью,

ребенка и природу,

ребенка и рукотворный мир,

ребенка, общество и его культурные ценности.

3. по характеру участия ребенка в проекте:

Ребенок является:

заказчиком,

экспертом,

исполнителем,

участником от зарождения идеи до получения результата.

4. по характеру контактов:

осуществляется внутри одной возрастной группы,

в контакте с другой возрастной группой,

внутри ДОУ,

в контакте с семьей,

учреждениями культуры,

общественными организациями (открытый проект).

5. по количеству участников:

индивидуальный,

парный,

групповой,

фронтальный.

6. по продолжительности:

краткосрочный,

средней продолжительности,

долгосрочный.

2. Информационно-коммуникационные технологии

Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования : образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).

Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками следующие задачи :

• идти в ногу со временем,

• стать для ребенка проводником в мир новых технологий,

• повысить профессиональный уровень самих педагогов и компетентность родителей.

Решение этих задач невозможно без пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации.

Каковы же требования к компьютерным программам, применяемым в ДОУ:

• Они должны носить исследовательский характер;

• Они должны быть доступны и просты для самостоятельных занятий детей;

• Они должны развивать широкий спектр навыков и представлений у детей;

• Они должны соответствовать возрасту детей;•

Классификация программ применяемых в ДОУ:

• Программы на развитие воображения, мышления, памяти;

• Говорящие словари иностранных языков;

• Простейшие графические редакторы;

• Игры-путешествия;

• Программы обучения чтению, математике;

• Мультимедийные презентации;

Каковы же преимущества компьютера в ДОУ:

• Во-первых, предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

• Он несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;•

• обладает стимулом познавательной активности детей;

• предоставляет возможность индивидуализации обучения;•

• позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

Однако при использовании ИКТ многие педагоги допускают ошибки : такие как

• Недостаточная методическая подготовленность педагогов

• Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях

• Бесплановость, случайность применения ИКТ

• Или, наоборот, перегруженность занятия демонстрацией.

3. Технология портфолио дошкольника

Портфолио— это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.

Существует ряд функций портфолио:

• диагностическая (фиксирует изменения и рост за определенный период времени,

• содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых работ,

• рейтинговая (показывает диапазон умений и навыков ребенка)

Процесс создания портфолио тоже является своего рода педагогической технологией. Содержание разделов заполняется постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника. Единого образца портфолио ребенка нет и быть не может но вариантов очень много, вот один из них:

Раздел 1 «Давайте познакомимся». В разделе помещается фотография ребенка, указываются его фамилия и имя, номер группы;

Раздел 2 «Я расту!». В раздел вносятся антропометрические данные: «Вот я какой!», «Как я расту», «Я вырос», «Я большой».

Раздел 3 «Портрет моего ребенка». В разделе помещаются сочинения родителей о своем малыше.

Раздел 4 «Я мечтаю.». В разделе фиксируются высказывания самого ребенка на предложение продолжить фразы: «Я мечтаю о.», «Я бы хотел быть.», «Я жду, когда.», «Я вижу себя.».

Раздел 5 «Вот что я могу». В разделе помещаются образцы творчества ребенка (рисунки, рассказы, книги-самоделки).

Раздел 6 «Мои достижения». В разделе фиксируются грамоты, дипломы ( от различных организаций: детского сада, СМИ, проводящих конкурсы).

Раздел 7 «Посоветуйте мне.». В разделе даются рекомендации родителям воспитателем и всеми специалистами, работающими с ребенком.

Портфолио можно заполнять как в детском саду, так и дома и можно представлять как мини-презентацию на дне рождения ребенка.

Таким образом, портфолио (папка личных достижений ребенка) позволяет осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку и вручается при выпуске из детского сада как подарок самому ребенку и его семье

4. Технология «Портфолио педагога»

Современное образование нуждается в новом типе педагога, творчески думающем, владеющим современными педагогическими технологиями, приемами психолого-педагогической диагностики, умением прогнозировать свой конечный результат.

У каждого педагога должно быть досье успехов, в котором отражается все радостное, интересное и достойное из того, что происходит в его жизни. Таким досье может стать портфолио педагога.

Портфолио Педагога- это один из методов оценки профессионализма педагога, он позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности : образовательной, творческой, социальной, коммуникативной.

Выделяют два вида портфолио педагога :

1. Аттестационный портфолио.

В период подготовки к аттестации педагогу целесообразно оформить аттестационный портфолио, который поможет наглядно показать его соответствие заявленной квалификационной категории. В это портфолио могут войти материалы, показывающие владение педагогом современными педагогическими технологиями, устойчивость и динамику результатов его деятельности, наличие оригинальных разработок, оценку деятельности участниками педпроцесса и администрацией. Однако следует ориентироваться на предоставление материалов только за межаттестационный период.

2. Интересной формой портфолио является педагогический портфель как способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений педагога в определенный период его деятельности. Цель его- сформировать банк данных о педагоге. Это дает возможность реально представить результаты своего труда, увидеть свои резервы, является стимулирующим фактором его профессионального роста, а админитсрации позволяет получить диагностику результатов труда педагога, увидеть систему его работы, обобщить передовой педагогический опыт.

5. Игровая технология

В Федеральных государственных общеобразовательных стандартах ДО игра рассматривается как важное средство социализации личности ребенка- дошкольника. В условиях введения ФГОС ДО для педагогов важно понять, что представляют собой игровые технологии, как использовать их в образовательном процессе.

Цель игровой технологии- не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и понимании взрослого.

Понятие «игровые педагогические ситуации» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличии от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком- четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.

С введением ФГОС ДО перед педагогами встали следующие задачи, направленные на введение игровых технологий в ДОУ :

-необходимость объяснения родителям важности игры;

-обеспечение безопасного пространства для игры;

-наличие соответствующей развивающей предметно-пространственной среды;

-свободное время детей не должно быть жестко регламентированным, педагог должен наблюдать за детьми, принимать их игровые замыслы, переживания.

Игровые технологии должны быть тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.

6. Технология «ТРИЗ»

ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) была создана ученым-изобретателем Генрихом Сауловичем Альтшуллером.

Работая по этой технологии, воспитатель использует нетрадиционные формы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!»

Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; развития речи и творческого воображения.

Основная задача использования ТРИЗ - технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.

Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации. Не стоит форсировать внедрение ТРИЗ без понимания детьми основных положений на простейших примерах. Сказки, игровые, бытовые ситуации – вот та среда, через которую ребенок научится применять тризовские решения, встающих перед ним проблем. По мере нахождения противоречий, он сам будет стремиться к идеальному результату, используя многочисленные ресурсы.

Можно применять в работе только элементы ТРИЗ, если педагог недостаточно освоил эту технологию.

Зачастую, мы уже проводим тризовские занятия, даже не подозревая об этом. Ведь, именно, раскрепощенность мышления и способность идти до конца в решении поставленной задачи – суть творческой педагогики.

В заключение хотелось бы сказать:

Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.

Публикации по теме:

Современные технологии для развития речи дошкольников Подготовила: Ширнина Л. В. воспитатель старшей группы. С 1 сентября 2010 года были введены федеральные государственные требования к структуре.

Образовательные и педагогические технологии в современном учебном процессе начальной школы ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ. Рязанова Т. П. МБОУ СОШ № 5 им. Ю. А. Гагарина.

Консультация для педагогов «Интерактивные методы и технологии»Консультация для педагогов «Интерактивные методы и технологии» Широкое определение понятию «интерактивное взаимодействие» дает педагогическая психология. Согласно данному подходу, в образовательном.

Консультация для педагогов «Использование технологии ТРИЗ в музыкальном образовании старших дошкольников»Консультация для педагогов «Использование технологии ТРИЗ в музыкальном образовании старших дошкольников» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия.

Консультация для педагогов «Здоровьесберегающие технологии»Консультация для педагогов «Здоровьесберегающие технологии» Разработка и внедрение здоровьесберегающих технологий во многом обусловлены поиском путей совершенствования здоровьесберегающей деятельности.

Консультация для педагогов «Технологии создания атмосферы радостного проживания дошкольного детства» Данный материал предлагается для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста по основной образовательной программе дошкольного образования.

Консультация «Современные технологии обучения сюжетно-ролевым играм в социализации дошкольников»Консультация «Современные технологии обучения сюжетно-ролевым играм в социализации дошкольников» Тематика сюжетно - ролевых игр преимущественно связана с социальной действительностью. При этом в одной сюжетно-ролевой игре могут переплетаться.

Мастер-класс «Современные технологии в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников»Мастер-класс «Современные технологии в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников» Мастер-класс «Обогащение педагогических умений воспитателей ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию через обучение приёму интерактивного.

Современные педагогические технологии. Портфолио дошкольника Педагогическая технология Портфолио дошкольника Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его.

Современные здоровьесберегающие технологии в работе социально-психологической службы школы Современные здоровьесберегающие технологии в работе социально-психологической службы Плетнева С. В., педагог - психолог Руденко Н. Н. ,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Современные образовательные технологии в ДОУ»
Опубликовано: 8 ноября 2020 в 19:46
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД