Татьяна Георгиевна Редикульцева
Консультация для педагогов «Развитие когнитивной сферы дошкольника в процессе» сюжетно-ролевой игры
▼ Скачать + Заказать документы
Сюжетно-ролевая игра – это наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний, поскольку здесь ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
Игровая деятельность как особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения, моделирования является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Познавательная сфера и все сферы личности дошкольника наиболее интенсивно развиваются в сюжетно-ролевой игре, в которой ребенок берет на себя определенные функции взрослого и в специально создаваемых им игровых, воображаемых условиях моделирует деятельность взрослых людей и отношения между ними.
Публикация «Консультация для педагогов „Развитие когнитивной сферы дошкольника в процессе“ сюжетно-ролевой игры» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Игра стимулирует развитие всех когнитивных процессов ребенка. Выполнение игровых действий и правил требует от ребенка сосредоточенности, что совершенствует его непроизвольное и произвольное внимание. Сознательная цель запомнить что-либо раньше и легче всего выделяется ребенком именно в игре. Дошкольники больше запоминают в игровых условиях, чем по непосредственному заданию взрослого, поэтому в игровой деятельности интенсивно развиваются все мнемические процессы. Игра предполагает действия ребенка в воображаемой ситуации и использование предметов-заместителей, поэтому способствует развитию репродуктивного и продуктивного воображения. Игровая деятельность протекает в процессе обмена информацией между ее участниками, что обусловливает ее значение для речевого развития детей.
Игра способствует переходу к наглядно-образному и словесно-логическому мышлению ребенка, преодолению познавательного эгоцентризма, то есть недостаточного отграничения своей точки зрения от других возможных, а отсюда ее доминирования, невозможности стать на другую позицию и осознать наличие других точек зрения.
Так, сюжетно-ролевая игра способствует изменению позиции ребенка – со своей индивидуальной и специфически дошкольной – на новую взрослую позицию. Принятие ребенком определенной роли и выполнение соответствующих ей игровых действий представляют собой постоянную смену одной позиции на другую. Поэтому сюжетно-ролевая игра является такой деятельностью, в которой осуществляются основные механизмы, обеспечивающие преодоление познавательного эгоцентризма. Например, в игре «в больницу» обязательно присутствуют два партнера – врач и пациент. Врачу необходимо координировать свои действия с ролью пациента и наоборот. Также это относится и к игровым предметам, предметам-заместителям, используемым в игре. Так, у врача в руках палочка, изображающая градусник. Она для врача является градусником, поскольку он совершает с ней определенные игровые действия. Но для пациента палочка является палочкой, она может для него стать градусником при условии, если он представит себя на позиции врача, при этом не беря на себя его роли.
Поэтому игровая деятельность обеспечивает возможность реальной практики смены позиции при принятии на себя игровой роли, отношений к партнеру по игре с точки зрения его ролевой позиции, координации точек зрения на значения игровых предметов без непосредственных действий с ними.
Кроме того, на начальных этапах развития игры требуется относительно развернутое действие с предметом-заместителем, и в дальнейшем этот предмет может являться знаком вещи посредством слова-названия, а игровые действия могут представлять собой сокращенные и обобщенные жесты, которые комментируются речевыми высказываниями. Слова, произносимые ребенком по ходу игры, постепенно приобретают обобщенный характер. Так, игровая деятельность способствует формированию предпосылок для перехода умственных действий во внутренний план, что представляет собой их более высокий уровень – умственные операции с опорой на речь.
Следует отметить, что содержащаяся в игровой роли модель поведения является эталоном, с которым ребенок самостоятельно сравнивает свои действия, осуществляет контроль за ними. Весь процесс игры эмоционально окрашен, и она способствует эмоциональному развитию ребенка, обогащению его эмоциональной сферы.
Игра имеет большое значение для развития коммуникативных умений и формирования дружного детского коллектива, для развития самостоятельности дошкольника, для формирования положительного отношения к труду, для коррекции некоторых поведенческих нарушений. Эти воспитательные эффекты основываются на том влиянии, которое игровая деятельность оказывает на развитие психики ребенка, на формирование его личности.
Сюжетно-ролевая игра способствует формированию основных психических новообразований дошкольника : развивает когнитивные процессы, дает возможность действовать в плане представлений, расширяет познавательные интересы, формирует произвольность поведения и другие сферы личности. На основе игровой деятельности создаются условия для развития других видов деятельности (продуктивной, учебной и др., приобретающих затем самостоятельный характер.
Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры – это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. Сюжет представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих.
Содержание игры – это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной деятельности.
Роль – средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры. Для ребенка роль – это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых.
Игровые действия тесно связаны с игровой ролью. В зависимости от того какую роль берет на себя ребенок, изменяются его игровые действия. Игровыми материала служат различные предметы, это могут быть не только игрушки. Предметы, вовлекаемые ребенком в игру теряют свое обычное значение и приобретают новое – игровое значение, в соответствии с которым ребенок их называет и производит с ними действия.
Сюжетно-ролевая игра оказывает всестороннее влияние на ребенка. Она помогает сплотить детский коллектив, в активную деятельность вовлекаются застенчивые и робкие, что способствует самоутверждению каждого в коллективе. Воспитывается сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность ребенка, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях. Кроме того, игра способствует развитию познавательной сферы ребенка.
В сюжетно-ролевой игре идет эмоциональное развитие. Игра ребенка очень богата эмоциями, часто такими, которые в жизни ему еще не доступны. Ребенок отличает игру от действительности, в речи часто присутствуют такие слова: «как будто», «понарошку» и «по-правде», несмотря на это, игровые переживания всегда искренни. Ребенок не притворяется: «мама» по-настоящему любит свою дочку-куклу, «водитель» серьезно озабочен тем, что нужно отремонтировать машину.
В ходе сюжетно-ролевой игры происходит развитие интеллекта дошкольника. Развитие замысла в сюжетно-ролевой игре связано с общим умственным развитием ребенка, с формированием его интересов. У детей возникает интерес к различным событиям жизни, к разным видам труда взрослых; у них появляются любимые герои книг, мультфильмов и т. д.
В сюжетно-ролевой игре развивается воображения и творчество. Дети 3-4 лет объединяют в игре разные события, а иногда могут включать эпизоды из сказок, которые им показывали в кукольном театре. Для детей этого возраста важны яркие зрительные впечатления. Отражение жизни в игре, повторение жизненных впечатлений в разных комбинациях – все это помогает образованию общих представлений, облегчает ребенку понимание связи между разными явлениями жизни.
В сюжетно-ролевой игре происходит развитие речи. Слово помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовать с ними свои действия.
Таким образом, исходя из вышеизложенного материала можно сделать вывод о том, что сюжетно-ролевая игра является ведущим видом деятельности в дошкольном детстве, поскольку способствует интенсивному развитию когнитивной и личностной сферы ребенка и отвечает его основному мотиву – стремлению войти в мир взрослого человека, который является предметом игры как носитель определенных функций, вступающий в определенные отношения с другими людьми.
Список литературы:
1. Арсентьева В. П. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном учреждении – М., Форум, 2009. – 122с.
2. Ахметова Л. В. Когнитивная сфера личности – психологическая основа обучения // Вестник ТГПУ. – 2009. – № 9 (87). – С. 108-115.
3. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. – М. : Мозаика-Синтез – 2010. – 232 с.
4. Лидак Л. Сюжетно-ролевые игры в развитии навыков общения ребенка со сверстниками // Дошкольное воспитание. – 2010. – №7. – С. 11 – 12.
5. Титова Ю., Фролова О., Винникова Л. Играть с ребенком. Как? Развитие восприятия, памяти, мышления, речи у детей 1-5 лет. – М. : Эксмо. – 2010. – 253 с.