Емельянова Ирина Алексеевна
Влияние сюжетно-ролевой игры на самооценку дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: В статье анализирую понятие самооценки, ее влияние на развитие сюжетно – ролевых игр, и значимости игры для ребенка дошкольника.
Ключевые слова: игра, самооценка, сюжетно – ролевая игра, дошкольник.
Что же такое самооценка? Самооценка – это оценка личности самого себя, своих качеств, потенциалов и требований к самому себе. Самооценка –
Публикация «Влияние сюжетно-ролевой игры на самооценку дошкольника» размещена в разделах
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Самооценка детей, развитие уверенности
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
одно из основных новообразований дошкольного возраста, важное звено мотивационно-потребностной сферы личности. Самооценка определяет те свойства характера человека, которые он сам считает в себе самыми важными.
Для дошкольника его самооценка является значимой. Так, как он вступает в новый мир, окружающей среды, социума в целом. Изучая ее, в первую очередь важно определить, из чего она состоит, и как ее необходимо совершенствовать в дошкольном детстве в процессе воспитания, обучения ребёнка и взаимодействия с ним. На её формирование у детей оказывают влияние множества факторов, в том числе и индивидуальные особенности. Под их воздействием она проявляется на нескольких уровнях и может быть завышенной, адекватной или заниженной [6, с. 25 -28].
В одних случаях неадекватно завышенная самооценка в старшем дошкольном возрасте обусловлена некритичным отношением к детям со стороны взрослых, бедностью индивидуального опыта и опыта общения с сверстниками, недостаточным развитием способности осознания себя и результатов своей деятельности, низким уровнем эффективного обобщения и рефлексии. В других – формируется в результате чрезмерно завышенных требований со стороны взрослых, когда ребенок получает только отрицательные оценки своих действий. Здесь завышенная самооценка будет выполнять скорее защитную функцию [6, с. 25 - 28].
Чтобы способствовать социальному развитию ребенка и формированию самооценки, педагогу и взрослому необходимо поощрять всевозможные формы игры, особенно сюжетно-ролевые. Чаще всего дети выбирают и воспроизводят в игровой форме быт и культуру взрослых – играют в магазин, в доктора, в детский сад, в семью или школу, в «дочки – матери». Сюжетно-ролевая игра рассматривается как основной вид игры дошкольника. Её основой выступает воображаемая ситуация, в ней наиболее четко выделяется разделение действительности на реальную, и символическую. Воображаемая ситуация включает в себя сюжет, роль и связанные с ней действия.
Сюжетно-ролевая игра является наиболее доступным средством в социализации детей, поскольку является ведущим видом деятельности в дошкольном детстве. Однако необходимо выделить условия включения детей в игровую деятельность, при которых обогащение социального опыта воспитанников осуществляется наиболее эффективно. Среди них выделяют: обогащение содержания игр, создание интереса к новым сюжетам; обогащение жизненного опыта детей, пополнение знаний детей; своевременное изменение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта; активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на побуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровых задач, на отражение в игре новых сторон жизни; умение поддерживать инициативу, желание детей организовать игру самим [3, с. 226].
Игра часто интерпретируется как основа института многогранности и поле - активности в детском мире дошкольника, где происходит воспитание и развитие его культуры и творчества. В игре ребенок воплощает, творчески перерабатывая и обобщая все то, что он узнал от взрослых, из книг, телепередач, собственного опыта и что обеспечивает связь поколений и усвоение культуры общества. Следовательно, из дошкольного детства формы и виды игр меняются и усложняются. Во-первых, это простейшие манипуляции с предметами и ознакомление с их функциональными возможностями и социальным назначением; во-вторых, отображение простейших бытовых сюжетов; и, в-третьих, в старшем дошкольном возрасте – сюжетно-ролевые игры с правилами, развернутые игры режиссерского типа, самостоятельные дидактические игры [3, с. 226].
В статье Т. Репиной «Воспитатели и дети», игра выражается своеобразным способом размышления ребенка о действительности. В ней, экспериментируя, он строит свой, в чем-то новый образ мира. Вот почему авторитарность воспитателя в руководстве этой творческой деятельностью недопустима и препятствует развитию ребенка.
Главное сейчас отбросить в данный момент реализующее навязывание детям формальных приемов и навыков игры, догматическую диктовку ее темы и условий, распределение ролей. Необходимы понимание игры как исторически сложившийся центр стратегии развития сознания и личности ребенка и перестройка условий ее организации в детском саду. У детей старшего дошкольного возраста повышается изобретательность и устойчивость их взаимоотношений, постоянные партнеры могут сохраняться на протяжении всей жизни не только в детском саду, но и в домашних условиях.
Таким образом, игра и игровая деятельность детей должна стать постоянной заботой взрослых, так как социальный характер содержания игр и игровой деятельности обусловлен тем, что ребенок живет в обществе. В игре он подражает действиям старшим, сопереживает доступные ему радости и огорчения, таким путем он приобщается к окружающей жизни. Осуществляем самооценку в повседневной жизни, с детьми, путем интеграции образовательных областей, главным из которых являлась игра. Игра стала культовым и значимым смыслом в отношении жизни детей. Игровые моменты, ситуации и приемы мы включаем во все этапы совместной, конструктивной и индивидуальной деятельности, которая вытекает из упражнений, заданий, игровых моментов и общения с ними. Значимость игры актуальна в детском саду для работы по формированию игровой деятельности дошкольников как объекта самооценки дошкольника.
Для педагога очень важно: во-первых, сохранить у ребенка интерес к игре на протяжении всего его детства, а также привлечь к этому родителей воспитанников, провести с ними организационные мероприятия по созданию игровых условий в домашней обстановке с целью коммуникативных и личностно-ориентированных качеств ребенка в его дальнейшем будущем; помочь стать ему лидером в игровых ситуациях, а также совместно поучаствовать с ребенком в игровых сюжетах. Для этого мы предоставляем родителям различные мероприятия с детьми в саду, чтобы на их примере они смогли воплотить полученные знания, навыки и умения по организации сюжетно-ролевой игры [5, с. 55].
Во-вторых, педагог совместными усилиями с родителями должен обеспечить насыщенность предметно-развивающей среды, пополнить уголки групп, в том числе изготовить или приобрести атрибуты для игр. В старшем дошкольном возрасте необходимы все виды детского творчества, а самое главное доступность необходимых материалов, активизирующих познавательную деятельность.
Важно научить детей управлять своими эмоциями, поведением, личностными качествами характера, а также уметь схематично выстраивать план своих действий на основе первичных ценностных представлений, соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Сюжетно-ролевая игра – это эффективное средство воспитания детей дошкольного возраста. В процесс игры вовлекается вся личность ребенка: его активность, сила воли, самостоятельность, увлеченность, эмоциональная насыщенность, потребность и интерес к игре; в игре ребёнок активно действует со сверстниками, взрослыми, которые организовывают условия для будущего улучшения этических понятий, и культурного восприятия социума в макроклимате, которые формировались в быту. Коллективная, видовая активность игр, повышает качество самооценки у детей, формирование ребенка как личности и лидера в игровых ситуациях, а также развивает организованность и ответственность каждого ребенка, в игре укрепляется умение вести себя так, как это принято в обществе.
Список литературы
1. Выготский Л. С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский. – Москва: Смысл, 2016. - 512 с.
2. Коломинский Я. Л. Основы психологии / Я. Л. Коломинский. – Москва : АСТ, 2016. - 58 с.
3. Краснощекова Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н. В. Краснощекова // Серия «Школа развития». – Ростов-на-Дону : Феникс, 2018. - 226 с.
4. Лисина М. И. Формирование личности ребенка / М. И. Лисина. – Санкт-Петербург: Питер, 2016. - 320 с.
5. Михайленко Н. Я. Организация сюжетной игры в детском саду : пособие для воспитателя / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. – Москва : Педагогика, 2015. - 55 с.
6. Рябышева Е. Н. Психологические факторы развития самооценки в младшем возрасте / Е. Н. Рябышева // Психологические эффекты как необходимые ресурсы современного образовательного процесса : материалы региональной научно-практической конференции. – Воронеж : ВОИПКиПРО, 2017. – С. 25-28.