Наталья Кулакова
Консультация для родителей «Значение сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Игра – самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать себя «здесь и теперь», достичь состояния эмоционального комфорта, стать причастным к детскому творчеству, построенному на свободном общении равных. А сочетание субъективной ценности игры для ребенка и ее объективного развивающего значения делает игру наиболее подходящей формой организации жизни детей, особенно в условиях общественного дошкольного воспитания.
Невозможно представить себе развитие
Публикация «Консультация для родителей „Значение сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольника“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Консультации для родителей
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2019
ребенка без игры, сюжетно-ролевые же игры
являются основным видом деятельности
дошкольника. Они позволяют ребенку в воображаемой ситуации осуществлять любые привлекающие его
ролевые действия, функции, включаться в
разнообразные события.
Сюжетно-ролевая игра – это изначальное,
сознательное взаимодействие маленького
человека с миром, при котором ребенок исполняет главенствующую роль субъекта творца,
это способ его самореализации и самовыражения.
В ней ребенок таков, каким ему хочется быть,
в игре ребенок там, где ему хочется быть,
он - участник интересных и привлекательных событий.
В сюжетно-ролевых играх ребенок воспроизводит,
как бы моделирует действия и взаимоотношения взрослых, проникая в смысл их деятельности,
в них формируется одна из замечательных
способностей человеческого ума — способность
к оперированию знаками и символами.
Через сюжетно-ролевую игру ребенок овладевает
духовными ценностями, усваивает предшествующий
социальный опыт. В ней ребенок получает навыки
коллективного мышления. Сюжетно-ролевая игра – наиболее доступный для детей вид деятельности,
способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний, т. к. здесь ярко проявляются
особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся
потребность в общении. Сюжетно-ролевые игры
могут стать той формой организации жизнедеятельности дошкольника, в условиях которой педагог,
применяя различные методы,
формирует личность ребенка,
ее духовную и общественную направленность.
Как родителям научить ребенка играть в сюжетно-ролевые игры?
• Ребенок начинает брать на себя роли,
возникают непродолжительные диалоги.
Игра остается непродолжительной по времени.
Ребенок начинает комбинировать события.
Например, девочка играет роль «мамы»,
а кукла – это ее «дочка». «Мама» накрыла на стол
и тут входит настоящая мама, которая входит
в роль «гостьи» с другой куклой «своей дочкой».
«Гостья» вступает в диалог с «мамой», спрашивает
о чем-то («как дела?»). «Мама» предлагает выпить
вместе чай, так как у нее «накрыт стол».
– Так возникают первые диалоги,
и усложняется игра. - 4-5 лет:
• Становятся более развернутые сюжеты.
У детей становится больше опыта, например,
играя в больницу, у них уже ни один врач,
который лечит, принимают «специалисты».
Есть пациент (ы, медсестры.
• Как правило, ребенок уже вносит в игру свои предложения.
• Дети объединяют несколько сюжетных игр в одну игру. Например, идет игра «в семью», тут же «в семье»
может возникнуть ситуация – «ребенок заболел».
Возникает следующий сюжет игры «Больница».
А до «больницы» нужно «доехать»,
поэтому можно пригласить в игру
«водителя скорой помощи».
• Активно развиваются ролевые диалоги.
- 5-7 лет:
• Развернутые сюжеты игр, детализация сюжетов.
Дети вносят все больше и больше предложений в игру,
поэтому игра становится продолжительней
по времени и интересней по сюжету.
Все события для игр дети берут из реальной жизни.
Какие сюжетно-ролевые игры можно организовать дома?
От фантазии, творческого потенциала родителей
будет зависеть разнообразие игр в семье:
кто-то с увлечением займётся строительством космического корабля,
кто-то станет доктором и примется лечить игрушки,
а кто-то поиграет с ребёнком в магазин, в библиотеку.
Таким образом родители познакомят детей
с миром ситуаций, встречающихся в повседневной
жизни, разовьют воображение ребёнка,
а также у детей появится возможность
примерить на себя роль взрослого.
Сколько времени нужно уделять игре?
Каждый ребёнок индивидуален,
поэтому временных ограничителей
для проведения игры нет.
Как правило, любой родитель способен понять,
в какой момент ребёнку наскучила игра и
тогда нет смысла продолжать её дальше.
Роль родителей в игре
Самое очевидное влияние взрослого на
сюжетно-ролевую игру это её зарождение,
когда родитель имеет возможность показать,
как и во что можно играть. Учитывая то,
что ребёнок склонен к подражанию,
то давая направление сюжетно-ролевой игре,
взрослый получает в руки мощный инструмент
влияния на будущие наклонности ребёнка,
таким образом его воспитывая.
Родителям стоит запомнить три правила, действующие при организации игр:
1. Игра не должна строиться на принуждении.
2. Игра - творческий процесс,
не надо загонять ребёнка в жёсткие рамки.
3. Старайтесь, чтобы игра имела развитие.
Умение начать игру также важно,
как и умение прекратить, или перевести ее в другое русло.
Если вы замечаете, что ребенок уже
несколько недель играет в одну и ту же ролевую игру,
например, в магазин, при этом игра не имеет
развития, и он прокручивает одни и те же
сюжеты - пора вмешиваться. Для начала
необходимо помочь развить игру,
изменить игровую ситуацию, добавить,
например, новых героев.
Можно стать директором магазина,
и объявить о том, что в магазине открывается
новый отдел, в котором будут продаваться
свежие хлебобулочные изделия.
Предложите ребёнку начать выпекать хлеб,
булочки, пирожные.
Так вы вовлечёте ребёнка в другую ситуацию.
-