Наталья Балмашева
Консультация «Развитие речи посредством сюжетно-ролевой игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Балмашева Наталья Ивановна
Воспитатель
Развитие речи дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры
В условиях реализации ФГОС передо мной, как педагогом, ставится задача в поиске новых, альтернативных учебной деятельности, методов и форм работы с детьми. В каждом возрасте есть своя ведущая деятельность, и опираясь на то, что в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, я остановила выбор направления своей работы в прошедшем учебном году на тему «Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи».
Публикация «Консультация „Развитие речи посредством сюжетно-ролевой игры“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Проведено множество исследований отечественных ученых (Д. Б. Эльконин, П. Г. Саморукова, Л. С. Выготский и др.) в которых доказано, что сюжетно-ролевая игра является наиболее важнейшим средством развития ребенка, она формирует ребенка как личность, является средством воспитания ребенка, психического развития и социализации ребенка дошкольного возраста.
Именно в сюжетно-ролевой игре ребенок развивается как личность, она свойственна данному возрасту, и при умелом использовании игра становится главным инструментом в достижении цели, поставленной педагогом.
В сюжетно-ролевой игре ребенок не станет лениться, игра полностью захватывает ребенка, в ней он раскрывается эмоционально, транслирует весь свой накопленный социальный опыт, стремится поделиться этим опытом со своими сверстниками.
Именно этим свойством сюжетно-ролевой игры мною, как педагогом и решено было воспользоваться при решении образовательных задач по развитию речи.
Дело в том, что в моей группе среднего возраста, на начало учебного года сформировалась неутешительная картина по развитию речи. При диагностике по развитию речи выявилась следующая картина: с высоким уровнем развития речи не было ни одного ребенка (0 %, со средним уровнем было 10 детей и с низким уровнем оставалось 8 детей.
Зная о том, что именно в сюжетно-ролевой игре раскрываются самые благоприятные стороны для развития речи, пополнения активного словарного багажа, мной был разработан перспективный план на весь учебный год с распределением игр.
Игры выбирались с золотым правилом дидактики «от простого к сложному», с учетом тематических праздников, присущих определенному месяцу учебного года.
Для каждого месяца совместно с родителями изготавливались необходимые атрибуты для игры, которых не хватало (например, пошив для игры в «магазин» униформы и изготовление «денег», для игры в «больницу» также пошив униформы и изготовление аппаратов «УФО», «магнитов», для игры в «парикмахерскую» изготовление тематических альбомов детских причесок и т. д.) Родители с удовольствием включались в работу, предлагали сами свои силы, задумки.
Для каждого месяца мною подбирался небольшой лексический словарик тех слов, которые соответствовали бы данной игре и не были в обиходе у детей (например, такие слова как «терминал», «кредитная карта», «солярий», «маникюр», «педикюр», «товаровед», «касса», «фонендоскоп», «амбулаторная карта» и т. д.). Для детей перед игрой проводились так называемые «круглые столы», на которых дети сначала сами пытались объяснить предложенное новое слово, а далее уже педагог объяснял значение того или иного слова. Данная форма работы очень нравится детям, они «чувствуют» себя взрослыми, не стесняются высказывать своего мнения (по высказываниям родителей, которые наблюдали данную работу).
С теми родителями, которые были заинтересованы в этом, также велась параллельная работа (проговаривание дома новых слов, совместные семейные целевые экскурсии в магазин, парикмахерскую и т. д.).
Дети с удовольствием включались в новую предложенную игру, предлагали сами новые сюжеты, приносили из дома «новые идеи» по обустройству и развитию сюжета игры. Мне, как педагогу, было интересно играть совместно с детьми, меня с удовольствием принимали в игру и сами же дети давали определенную роль, «учили» меня, какие фразы мне надо проговаривать для каждой роли.
Буквально каждый день проводилось формирование игрового опыта (игры в различные дидактические игры, беседы, рассматривание картин, проговаривание определенных поговорок и потешек, артикуляционные и пальчиковые гимнастики, подобранные в соответствии с той или иной сюжетно-ролевой игрой и т. д.). Использование в речи поговорок, потешек, скороговорок помогает детям учиться понимать метафоры, многозначность слов, фольклорные обороты.
Вся проведенная работа не прошла безрезультатно, на конец года диагностика показала устойчивую положительную динамику (из 18 обследованных детей 6 имели высокий уровень развития связной речи (33,3 %, 10 – средний (55,5 %) и у двоих детей остался низкий уровень (11,1 %, но у этих детей есть поставленный диагноз ЗРР).
Весь накопленный опыт мы реализуем и в этом учебном году, работу будем продолжать, чтобы полученные результаты показали более высокий уровень.
Диапазон сюжетно/ролевых игр расширяем в соответствии с возрастом, с усложнением игровых задач и более активным словарным запасом. Родители также сказали, что не останутся в стороне, им понравился совместный опыт взаимодействия, они чувствуют себя более значимыми в образовании детей, более вовлеченными в процесс работы детского сада.
Весь накопленный опыт можно с успехом применять всем педагогам детских садов, т. к. игра является ведущим видом деятельности ребенка, который можно с успехом использовать для решения задач, которые педагог ставит перед собой в начале учебного года.
Приложение для сюжетно-ролевой игры «Супермаркет»
Технология «Круглый стол» при формировании игрового опыта к сюжетно-ролевой игре «Супермаркет».
Дети делятся на две команды, каждой команде детей дается минута, чтобы придумать себе название (в нашей группе самое популярное название это «Страна Россия» и «поселок Сылва»). Далее, детям предлагается слово, которое они не слышали ранее (например, «терминал» для игры в супермаркет). Дается время на обсуждение слова, как они сами понимают, что это обозначает и с чем связано. После истечения времени (для этого есть песочные часы) каждая команда выбирает ребенка, который предлагает придуманную детьми версию значения того или иного слова. Выслушиваются оба варианта ответа, команде, которая максимально близко дала ответ к значению, дается звездочка.
В этой, разработанной мною игре, очень хорошо развивается словарный запас детей, быстрота реакции (каждой команде хочется победить, умение обсуждать, прислушиваться к мнению других, соглашаться или отстаивать свою точку зрения, выбирать лидера, который даст ответ.
Что в итоге мы имеем: более сплоченный детский коллектив, умение доходчиво и разборчиво объяснить новое слово, более расширенный словарный запас, активизация социального опыта, накопленного детьми.
Дети с удовольствием ждут «Круглый стол», его можно использовать каждый день для решения образовательных задач не только по сюжетно-ролевой игре, но и по другим направлениям. Считаю это находкой, которая помогает решать те или иные задачи, поставленные перед педагогом.
«Лексический словарик новых слов и словосочетаний»
После проведенного круглого стола, на котором дети познакомились с новыми словами, родителям выдается небольшая памятка (словарик) этих слов, которые хотелось бы, чтобы родители дома проговаривали совместно с детьми, использовали в своем обиходе при посещении магазина вместе с ребенком. Например,
Терминал Ценник Целлофан
Касса Форма Полиэтиленовый пакет
Товар Холодильник Подарочная сумочка
Кредитная карта Корзина для товаров Эскалатор
Очередь Чек Травалатор
Товаровед Срок годности Бакалея
Грузчик Охранник Гастроном
Сдача Конвейерная лента
Что в итоге мы имеем: введение новых слов в активный словарный запас детей, совместную работу с родителями, в которую они включаются с удовольствием, укрепление взаимосвязи «Воспитатель-родитель-ребенок». Родители и сами подсказывают новые слова и словосочетания, ведь многих «специализированных» слов мы не знаем, а в результате взаимодействия повышается и наш уровень знаний по какой - либо сюжетно-ролевой игре.