Александра Курепова
Консультация для педагогов «Проблемы поведения»
«Проблемы поведения»
Осложнения психического и личностного развития ребенка обусловлены, как правило, двумя факторами: ошибками воспитания и определенной незрелостью или небольшими поражениями нервной системы (в следствии неблагополучия протекания беременности и родов и т. д.).
Публикация «Консультация для педагогов „Проблемы поведения“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Зачастую оба этих фактора действуют одновременно, поскольку взрослые нередко недооценивают или игнорируют (а иногда и не знают) те особенности нервной системы ребенка, которые лежат в основе трудностей поведения и пытаются «исправить» ребенка различными неадекватными воспитательными воздействиями.
Работа с детьми, имеющими те или иные отклонения в поведении может осуществляться в разных формах, однако сами по себе занятия неспособны изменить тип поведения. Работа с ребенком по формированию у него желательного типа поведения ложится на плечи тех взрослых, которые изо дня в день находятся с ребенком, общаются с ним, т. е. на его родителей и воспитателей. Психолог может задать основное направление такой работы, определить общую тактику, оказывать консультативную помощь.
ПАССИВНОСТЬ
Нередко взрослые не видят проблемы в пассивном поведении ребенка, считают, что он просто «тихоня», отличается хорошим поведением. Тем не менее, это не всегда так.
Тихие дети испытывают разнообразные и далеко не самые приятные эмоции. Ребенок может быть несчастным, подавленным или застенчивым. Подход к таким детям должен быть постепенным, ибо может пройти немало времени, прежде чем появится ответная реакция.
Нередко тихое поведение ребенка отражает невнимание или неурядицы дома. Пассивность помогает ребенку изолироваться в собственном мире. Проявлениями этого является посасывание пальца, царапание кожи, выдергивание у себя волос или ресниц, частые раскачивания и пр.
Простой приказ прекратить это занятие вряд ли сработает, так как оно помогает ребенку справится с душевным состоянием. Более эффективным будет то, что поможет ему выразить эмоции. Необходимо также определить, какие обстоятельства вызвали у ребенка такое состояние, так как это поможет найти пути установления контакта с ним.
Если позволяет возраст (старше 4 лет, можно побудить ребенка выразить свои чувства в игре или доверительной беседе. Основные направления работы с таким ребенком – достичь его расположения и доверия, помочь выразить переживания в приемлемой форме, разрешить совместно с родителями ту ситуацию, которая вызывает у ребенка столь тяжелые переживания.
Другой причиной тихого, пассивного поведения ребенка могут быть страх перед незнакомыми новыми взрослыми, малый опыт общения с ними, неумении обратиться ко взрослому. Такой ребенок может и не нуждаться в физической ласке или вообще не переносить физических контактов. Следовательно, обогащение социального опыта такого ребенка существенно снизит его пассивность.
Всегда есть риск, что ребенок слишком сильно привяжется к взрослому, которые вытащит его из «скорлупы». Необходимо помочь ребенку приобрести уверенность в себе, только тогда он сможет выйти из-под опеки одного взрослого, которому он доверяет, и научится сам выстраивать взаимоотношения с новыми людьми – взрослыми и сверстниками.
ВСПЫЛЬЧИВОСТЬ
Ребенка считают вспыльчивым, если он склонен по любому поводу, даже незначительному с точки зрения взрослых поводу, расплакаться, устроить истерику, разозлиться, но агрессии при этом не проявляет. Вспыльчивость – это скорее выражение отчаяния и беспомощности, чем проявление характера. Тем не менее она причиняет и взрослым, и самому ребенку массу неудобств.
Как и в случае с агрессивной вспышкой, приступ вспыльчивости необходимо попытаться предупредить. В одних случаях удается отвлечь ребенка, в других, наоборот, целесообразнее покинуть его, оставив без аудитории. Детей постарше можно побуждать свои чувства словами.
Если ребенок уже вспылил, то урезонить его не удастся. Успокаивающие слова действовать не будут. Здесь важен спокойный эмоциональный тон. Когда приступ пройдет, понадобится утешение, особенно, если ребенок сам напуган силой своих эмоций. На этой стадии старший дошкольник уже может выразить словами свои чувства и выслушать объяснение взрослого. Взрослые не должен уступать ребенку только ради того, чтобы не вызвать вспышки, однако важно, оценить действительно ли запрет взрослого имеет принципиальное значение, не борется ли он с пустяком и не является ли это ишь ложной принципиальностью и самоутверждением за счет ребенка.
ГИПЕРАКТИВНОСТЬ
Детей с нарушением такого типа невозможно не заметить, поскольку они резко выделяются на фоне сверстников своим поведением. Гипердинамичный ребенок импульсивен, и никто не рискнет предсказать, что он сделает в следующий миг. Действует он, не задумываясь о последствиях, хотя плохого не замышляет и сам искренне огорчается из-за происшествия, виновником которого становится. Он легко переносит нападения, не помнит обиды, не держит зла, поминутно ссорится и тут же мирится. Это самый шумный ребенок в детском коллективе.
Причинами такого нарушения поведения являются обычно не ошибки в воспитании, а особенности нервной системы.
Факторы:
- органические поражения мозга (черепно-мозговая травма, нейроинфекция и др.);
- перинатальная патология (осложнения во время беременности матери, асфиксия новорожденного);
- генетический фактор (часто носит семейный характер);
- особенности нейрофизиологии и нейроанатомии (дисфункция активирующих систем ЦНС);
- пищевые факторы (высокое содержание углеводов в пище);
- социальные факторы (последовательность и систематичность воспитательных воздействий и пр.).
Исходя из этого, работа с гиперактивными детьми должна проводиться комплексно, с участием специалистов разных профилей и обязательным привлечением родителей и воспитателей.
Пик проявлений гипердинамического синдрома 6-7 лет. В благоприятных случаях к 14-15 годам его острота уже сглаживается, а первые его проявления можно заметить уже в младенчестве.
Основные признаки гипердинамического синдрома – отвлекаемость внимания и двигательная расторможенность – необходимо настойчиво и последовательно преодолевать с самых первых лет жизни. Для этого нужно четко разграничивать целенаправленную активность и бесцельную подвижность. Нельзя сдерживать физическую активность такого ребенка, это противопоказано состоянию его нервной системы, но его нужно направлять и организовывать: если он бежит куда-то, то пусть это будет выполнением какого-то поручения. Хорошую помощь могут оказать подвижные игры с правилами, спортивные занятия. Самое главное – подчинить его действия цели и приучить достигать её.
В старшем возрасте гипердинамичного ребенка начинают приучать к усидчивости. Когда он набегается, ему можно предложить заняться лепкой, рисованием, конструированием, причем постараться сделать так, чтобы интерес побуждал ребенка довести начатое дело до конца. На первых порах требуется настойчивость взрослых, которые помогают ему закончить постройку или рисунок. Постепенно усидчивость станет для него привычкой.
Если коррекционная работа с гиперактивным ребенком проводится настойчиво и последовательно с первых лет его жизни, то можно ожидать, что к 7 годам проявления синдрома будут преодолены. В противном случае, поступив в школу, ребенок столкнется с еще большими трудностями.
К сожалению, такого ребенка зачастую считают просто непослушным и невоспитанным и пытаются воздействовать на него строгими наказаниями в виде бесконечных запретов и ограничений. В результате ситуация только усугубляется, так как нервная система гипердинамичного ребенка просто не справляется с подобной нагрузкой и срыв следует за срывом.
СИМПТОМЫ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ
1. Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, ребенок корчится, извивается.
2. Неумение спокойно сидеть, когда это требуется.
3. Легкая отвлекаемость на посторонние стимулы.
4. Нетерпение, неумение дожидаться своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (занятия в школе, экскурсии и т. п.)
5. Неумение сосредоточиться: на вопросы часто отвечает не задумываясь, не выслушав до конца.
6. Сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания) при выполнении предложенных заданий.
7. С трудом сохраняемое внимание при выполнении заданий или во время игр.
8. Частые переходы от одного незавершенного действия к другому.
9. Неумение играть тихо, спокойно.
10. Болтливость.
11. Мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей).
12. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.
13. Частая потеря вещей (игрушек, карандашей, книг и т. д.)
14. Способность совершать опасные действия, не задумываясь о последствиях. При этом ребенок не ищет приключений или острых ощущений (выбегает на дорогу, не оглядываясь по сторонам)
Наличие у ребенка, по крайней мере, 8 из перечисленных выше 14 симптомов, которые постоянно наблюдаются в течение, как минимум, 6 последних месяцев, является основанием для диагноза «Синдром дефицита внимания» ( также его называют: гиперкинетический, гиперактивный синдромы). Все проявления данного синдрома можно разделить на 3 группы:
- признаки гиперактивности (1, 2, 9, 10);
- невнимательности и отвлекаемости (3, 6 – 8, 12, 13);
- импульсивности (4, 5, 11, 14).
Эти основные нарушения поведения сопровождаются серьезными вторичными нарушениями, к числу которых относится слабая успеваемость и затруднения в общении с другими людьми.