Папки-передвижки

Тренинговое занятие на тему: «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»

Мария Никулищина
Тренинговое занятие на тему: «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»
▼ Скачать + Заказать документы

ТРЕНИНГОВОЕ ЗАНЯТИЕ НА ТЕМУ :

«Профилактика эмоционального выгорания педагогов»

Провел:

педагог-психолог ГБОУ СОШ №629ДО №2

М. Е. Никулищина

Цели:

познакомить присутствующих с понятием профессионального выгорания, симптомами его проявления, причинами возникновения, способами профилактики;

выявить наличие или отсутствие этого синдрома у себя;

Публикация «Тренинговое занятие на тему: „Профилактика эмоционального выгорания педагогов“» размещена в разделах

освоить методы и приемы помощи самому себе в ситуациях профессионального стресса;

развить групповую сплоченность;

снять напряжение и получить психологическую поддержку;

стабилизировать эмоциональное состояние.

Материалы и оборудование:

1. Бумага формата А4 (по количеству участников)

2. Ручки (по количеству участников)

3. Тест «Нужно ли Вам бороться со стрессом» (по количеству участников)

4. Текст сказки «Сотовый телефончик»

Предварительная работа:

Тест «Нужно ли Вам бороться со стрессом»

Ход ЗАНЯТИЯ:

1. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Перед началом занятия (за несколько минут) участникам можно предложить ответить на вопросы несложного теста.

ТЕСТ «НУЖНО ЛИ ВАМ УЧИТЬСЯ БОРОТЬСЯ СО СТРЕССОМ»

(по А. И. Тащевой, 2000)

Ответьте «да» или «нет» на десять вопросов. Если положительных ответов будет больше четырех, пора задуматься о том, что стресс отнимает у вас слишком много сил, ресурсов, а значит – и здоровья.

1. Часто ли Вы чувствуете, что слишком устали, чтобы отвечать вниманием на внимание со стороны окружающих?

2. Бываете ли Вы вспыльчивы по пустякам?

3. Случалось ли Вам чувствовать, что Вы устали после отпуска (выходных, каникул) больше, чем до него?

4. Случалось ли Вам испытывать по вечерам ощущение, что шея онемела, мышцы плеч ноют, а в спине – тупая боль?

5. Испытываете ли Вы сильные головные боли от конфликтов в семье?

6. Приводят ли конфликты к нарушению пищеварения?

7. Бываете ли Вы иногда слишком плаксивы или близки к слезам?

8. Предрасположены ли Вы к астме или кожной сыпи и дают ли они о себе знать, когда Вы эмоционально расстроены?

9. Приходилось ли Вам испытывать внезапные приступы болезни как раз тогда, когда нужно было собрать все силы для решающего поступка?

10. Часто ли Вам кажется, что вы тратите слишком много времени на решение чужих проблем и у Вас не остается времени на себя?

2. ВВЕДЕНИЕ

Сегодняшнее наше занятие посвящено эмоциональному выгоранию, а точнее его профилактике и снятию эмоционального напряжения. Синдром эмоционального выгорания (burn-out) представляет собой состояние эмоционального, психического, физического истощения, развивающегося как результат хронического неразрешенного стресса на рабочем месте.

Деятельность педагога связана с целым рядом напряженных ситуаций. В ходе обучения дети нередко нарушают дисциплину, между ними возникают непредвиденные конфликты, они могут не понимать объяснений учителя и пр.

Профессиональное общение с коллегами и руководством также часто связано с конфликтами по поводу нагрузки, с чрезмерным контролем со стороны администрации, перегруженностью различными поручениями. Не всегда удается найти общий язык и с родителями по поводу учебы детей, их поведения. Многие педагоги, сталкиваясь с подобными ситуациями, постоянно испытывают сильный стресс, связанный с необходимостью быстро принять ответственное решение.

Основные симптомы СЭВ:

ухудшение отношений с коллегами и родственниками;

нарастающий негативизм по отношению коллегам;

злоупотребление алкоголем, никотином, кофеином;

утрата чувства юмора, постоянное чувство неудачи и вины;

повышенная раздражительность - и на работе, и дома;

упорное желание переменить род занятий;

то и дело возникающая рассеянность;

нарушение сна;

обостренная восприимчивость к инфекционным заболеваниям;

повышенная утомляемость, чувство усталости на протяжении всего рабочего дня.

Римский император Диоклетиан после 20 лет успешного расширения империи, подавления восстаний и окультуривания варваров плюнул на все и уехал в деревню – выращивать капусту, как утверждали злые языки. Последующие 16 с лишним столетий неблагодарные потомки считали древнего римлянина заурядным сумасшедшим, и только недавно психиатры поставили ему точный диагноз – император сгорел на работе.

3. УПРАЖНЕНИЕ «ИМЯ»

Цель: создание положительной атмосферы в группе, поднятие самооценки участников тренинга, акцентирование внимания на ценности каждого члена группы.

Оборудование: листы бумаги А4 по числу участников, столько же ручек.

Ход упражнения:

Каждый участник записывает свое имя на листе бумаги. А затем придумывает положительные прилагательные о себе, начинающиеся с букв имени.

Например:

Ж - жизнерадостная

А - активная

Н - новая

Н - необычная

А – артистичная

Далее все участники группы зачитывают свои имена и придуманные прилагательные.

4. ИГРА «Я ЗНАЮ, ЧТО Я…»

Это, простое, на первый взгляд, упражнение может выявить скрытые ресурсы участников, повысить уровень уважения, доверия друг другу.

Все участники сидят в кругу. Каждый из них берет карточку и по очереди зачитывают

1. Я знаю, что у меня взоры нежно-страстные, а речи сладострастные

2. Я знаю, что я кокетливо-задорная и совсем не вздорная.

3. Я знаю, что я солнечная, стремительная, трепетная, решительная

4. Я знаю, что я искренняя, классная, честная, потрясная.

5. Я знаю, что я бесподобно танцующая, огненная, флиртующая

6. Я знаю, что я гениальная, взрывная, искрометно-чумовая.

7. Я знаю, что я сладкая, певучая, вдохновенная, кипучая.

8. Я знаю, что я вездесущая, магическая, колоссально-магнетическая

9. Я знаю, что я раны исцеляющая и в любовь играющая.

10. Я знаю, что я пылкая, насмешливая, упрямая и вежливая.

11. Я знаю, что я азартная, влюбленная, заманчивая, знойная

12. Я знаю, что я непосредственная, смешливая, видная, красивая

13. Я знаю, что я творчески увлеченная, с фигуркою точеною

14. Я знаю, что аппетитно-вкусная, а в любви искусная

15. Я знаю, что я сказочная, живительная, амазонка пленительная.

5. УПРАЖНЕНИЕ «НАЙДИ ХОРОШЕЕ»

Ведущий говорит о том, что фундаментом позитивной педагогики является принятие каждого ученика. А предпосылкой этого принятия, то есть первым шагом – умение увидеть в любом ребенке что-то хорошее.

Задание:

Педагогам предлагается выбрать и назвать одного из учащихся своей группы, которого они считают трудным. Затем быстро найти и назвать пять его хороших качеств.

6. УПРАЖНЕНИЕ «КАРУСЕЛЬ ОБЩЕНИЯ»

Участники по кругу продолжают фразу, заданную ведущим.

«Я люблю…», «Мне грустно, когда…», «Я сержусь, когда.», «Я горжусь собой, когда…»

7. ИГРА "Я ЛЮБЛЮ, КОНЕЧНО, ВСЕХ. "

Ход игры:

Участники сидят на стульях по кругу, в центре находится ведущий. Ведущих говорит фразу: "Я люблю, конечно, всех, но. (называет какой-либо признак, например, тех, у кого светлые волосы, тех, кто имеет домашних животных). больше всех". Участники игры с указанным признаком должны поменяться местами, а ведущий в это время - успеть занять чей-то стул. После этого, тот, кому не хватила стула, становится ведущим, и игра начинается сначала.

8. ТРЕНИНГОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «… ЗАТО ТЫ»

Цель упражнения: создание положительной атмосферы в группе, а также оно может служить прекрасным завершением тренинга.

Оборудование: листы бумаги А4 по числу участников, столько же ручек, можно разноцветных.

Ход упражнения:

Каждый из участников подписывает свой лист и пишет на нем один какой-то свой недостаток, затем передает свой лист другим участникам. Они пишут на его листе «… зато ты…» и далее какое-то положительное качество этого человека: все, что угодно (у тебя очень красивые глаза, ты лучше всех рассказываешь анекдоты).

В конце выполнения задания каждому участнику возвращается его лист.

9. УПРАЖНЕНИЕ «ВВЕРХ ПО РАДУГЕ»

Цель: стабилизация эмоционального состояния.

Ход упражнения:

Все встают, закрывают глаза, делают глубокий вдох и представляют, что вместе с этим вздохом они взбираются вверх по радуге, а выдыхая – съезжают с нее, как с горки. Упражнение повторяют трижды, затем желающие делятся впечатлениями. Можно повторить упражнение с открытыми глазами еще 3–4 раза.

ПРОЩАНИЕ

Приемы снижения стрессового состояния, улучшения настроения.

Мы предлагаем вам естественные способы регуляции, которые вы можете использовать прямо на работе:

- смех, улыбка, юмор

- размышления о хорошем, приятном

- различные движения типа потягивания

- наблюдения за пейзажем за окном

- рассматривание цветов в помещении, фотографий

- «купание» в солнечных лучах

- вдыхание свежего воздуха

- высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.

Публикации по теме:

Конспект занятия с обучающимися 1-го класса «Учимся быть внимательными» Занятие для учащихся 1-х классов на тему: «Учимся быть внимательными» Цель: формирование представления о психических процессах внимания.

Взаимодействие с родителями во 2 младшей группе на сентябрь Сентябрь 1. Фотовыставки: «Моё радужное лето»; «Делимся семейным опытом» 2. Консультации: «Что должен.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тренинговое занятие на тему: «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»
Опубликовано: 3 апреля 2015 в 20:01
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Тренинговое занятие на тему: «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»» (включая файлы) размещена пользователем Мария Никулищина (УИ 214703) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД