Валия Шаихсултановна
Консультация для педагогов «Осуществление эколого-валеологического образования в детском саду (на прогулке)»
▼ Скачать + Заказать документы
Валеология (латинское valeo – «быть здоровым» и греческое logos – «учение») ставит своей целью обучение детей гигиеническим правилам и нормам, укрепления здоровья и привитие навыков здорового образа жизни. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой для этого являются ежедневные гимнастики, физкультурные занятия, закаливание, полноценная еда и конечно, прогулки на свежем воздухе. Каждый человек формируется среди природы, использует природу в лечении или профилактике заболеваний.
Публикация «Консультация для педагогов „Осуществление эколого-валеологического образования в детском саду (на прогулке)“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Осанка. Конспекты занятий
- Прогулки. Консультации
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2013
Живописный пейзаж поднимает настроение, возвышает душу человека, снимает стресс, отвлекает от тяжелых переживаний. Наши дети уже знают, что прикосновения к деревьям очень полезны.
Дуб - располагает к отдыху, навевает покой.
Ивы - успокаивают, помогают детям с повышенной нервной возбудимостью.
Сосновый воздух - используется для лечения легочных заболеваний.
Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней. Прогулки доставляют детям огромную радость и удовольствие от общения с природой. Дети видят природные явления в естественных условиях. Повседневные наблюдения не должны быть случайными их надо конкретно планировать, заинтересовать какую-то проблемную ситуацию создать.
В процессе наблюдений дети учатся различать форму, цвет, величину, структуру, пространственное расположение частей, характер поверхности, а при ознакомлении с животными (птицами) еще и характер движения, издаваемые звуки и т. д. (примеры, проигрывание).
Наблюдение за живой - неживой природой можно сделать занимательным, если их сочетать с загадками, стихами. Например рассматривая морковку с грядки, загадываю загадку: «Красна девица сидит в темнице, а коса на улице».
Веселые стихи И. Белякова «Морковь» тоже будет к месту:
До морковки долетела весть
Что её зайчишка хочет съесть.
Брось, косой, не думай, безполезно!
Морковь поглубже в чернозем залезла
А чтоб не видно было головы,
Раскинула палатку из ботвы.
Зимой часто наблюдаем за зимующими птицами, обращаем внимание на внешний вид, повадки, какую помощь приносит птица. Делаем выводы: птиц надо беречь и заботиться о них. Детям очень интересно наблюдать за вороной - серой разбойницей. Умная, хитрая и находчивая птица. Интерес детей к птицам поддерживаю загадками, интересными фактами и дидогтическими играми.
Например: «Что сначала, что потом»
Использую приметы: если вороны садятся на вершины деревьев – быть снегопаду.
Рассматриваем следы на снегу.
После снегопада привлекаю детей к рассматриванию снежинок. В холодную и ветреную погоду снег похож на белую крупу, ветер легко сдувает его с поверхности (изображаем снежинок). А в тужую и более теплую погоду дети обращают внимание на обильные снегопады – снег идет хлопьями. Хлопья состоят из склеившихся снежинок. Разъясняю детям, почему что происходит. В морозную погоду слушаем как снег скрипит по ногами (ломаются снежинки). Во время оттепели, когда снег мокрый и плотный, лепим снежки, снеговика.
Зимой еще наблюдаем за деревьями. Учимся отличать деревья в «зимнем наряде» (как) к корням деревьев подгребаем снег, чтобы они не замерзли.
Предлагаю разные ситуации:
Липа - попробуйте меня вытащить из земли. Почему меня пчелки любят.
Береза – Докажите, что я дерево. Я сегодня именинница порадуйте хороводом.
Наблюдая за рябиной устанавливаем причинно следственные связи.
• Какие птицы и звери любят рябину? (свиристели, рябчики, тетерева, куницы, медведи)
• Почему птицы сбрасывают ягоды рябины на землю? (зимой лежат как консервированные, весной находят сброшенные ягоды).
Использую народные приметы: много рябины, осень дождливая т. д.
Играем в игру «Превращение в деревьев»
Очень много разных приемов можно использовать при наблюдении за солнцем:
• Стихи, потешки (хором)
• Наблюдение через цветные стеклышки, темные очки.
• Сравнение солнца со знакомыми предметами
• Игры с зеркальцем «Солнечные зайчики», «Догонялки»
• Загадки о солнце
• Эксперементальная деятельность потрогать металлические, деревянные,
пластиковые предметы, намочить игрушки.
• П/н игра «Солнышко и дождик»
• Конкурс на лучшую панамку от солнца.
Приближается весна, будем наблюдать за первоцветами.
Он и мачеха и мать
Как цветочек этот звать? (мать и мачеха)
Открываются утром, закрываются вечером, берегут нектар.
Лекарственные растения настой листьев применяется как отхаркивающее средство растения. Нельзя срывать с корнями.
П/ игра «Садовник» :
Садовник: Я пойду сорву цветок,
из цветов сплету венок.
Дети: Не хотим, чтоб нас сорвали
И веночки сплетали
Мы хотим в саду остаться
Будут нами любоваться.
Весной природа оживает. Предметов наблюдения становиться еще больше: деревья, град, сосульки, капель, таяние снега, перелетные птицы, насекомые, почки, ледоход и т. д.
Давайте наблюдать, созерцать: как прекрасны одуванчики и васильки, как живут пчелы и муравьи.