Ирина Шачнева
Итоговый практико-значимый проект «Формирование основ валеологии у младших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
1. Введение. стр. 3-4
2. Основная часть. стр. 5-6
2.1 Теоретическое обоснование формирования основ валеологии у младших дошкольников. стр. 6
2.2 Практическая часть. стр. 7
3 .Заключение. стр. 10
4. Список литературы. стр. 11
5. Приложения. стр. 12-39
6. Презентация. стр. 40
Введение
Актуальность
Публикация «Итоговый практико-значимый проект „Формирование основ валеологии у младших дошкольников“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Осанка. Конспекты занятий
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2013
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Многие идеи воспитания у детей привычек здорового образа жизни оказались нежизнеспособными из-за невозможности решать проблемы, связанные с семьей.
Но главным препятствием является, по нашему убеждению, отсутствие у детей осознанного отношения к своему здоровью. Потребность в его здоровье есть у родителей, общества, и все вместе мы пытаемся внушить ребенку свое представление о здоровье. Поэтому и в образовательных программах дошкольных учреждений все больше разделов, посвященных изучению организма человека, обеспечению безопасности его жизни. Не исключая этих подходов, мы считаем, что главное - помочь малышам выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье.
В последние годы наблюдается огромный интерес к проблеме индивидуального здоровья человека, что подтверждается большим количеством исследований ведущих ученых России и мира. Особую обеспокоенность вызывает здоровье наших детей. Однако данные физического состояния детей свидетельствуют, что здоровье нашего подрастающего поколения далеко не соответствует ни потребностям, ни потенциальным возможностям современного общества.
Привычка к здоровому образу жизни – это главная, основная, жизненно важная привычка.
Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы.
Цель
определение условий успешного формирования основ здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.
Задачи
1. Формировать у детей культурно-гигиенические навыки. Развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур.
2. Дать детям элементарные сведения о своем организме.
3. Помочь формировать у детей интерес к физической культуре и потребности в здоровом образе жизни.
4. Вызывать интерес к дальнейшему познанию себя.
Практическая значимость.
Процесс формирования здорового образа жизни у младших дошкольников через организацию здорового образа жизни в условиях ДОУ, через образовательную область "Здоровье",является необходимым условием для приобретения и развития интегративных качеств и становления личности ребенка.
Созданы необходимые условия для здоровьесбережения у детей, которые, включают в себя интеграцию образовательных областей ("Здоровье","Безопасность","Физическая культура","Коммуникация","Социализация").
В нашем ДОУ ведется тесная работа с семьей по формированию основ валеологического воспитания. Работа по этому направлению позволяет заинтересовать взрослых возможностями детей, показать достижения, результаты, организовывать совместные праздники и досуги.
В нашей работе преобладает такая форма сотрудничества,как партнерство.
Основная часть
2.1 Теоретическое обоснование процесса формирования основ валеологического воспитания у детей младшего дошкольного возраста.
Валеология – наука о здоровом образе жизни, сохранении, формировании и управлении здоровья.
Термин "валеология" происходит от латинских слов "вале", что означает "быть здоровым" и "логос" - "наука". Таким образом, валеология - наука о здоровье. Древние римлянине часто поздравляли друг друга словом "вале!" - "будь здоровым".
Валеология как наука возникла не так давно. "отцом" современной валеологии называют русского ученого И. И. Брехмана, который в 1982 году научно обосновал необходимость здравоохранения практически здоровых людей. Предметом изучения валеологии есть здоровый человек, поэтому часто термин валеология объясняют как наука о здоровье человека или здоровье здоровых.
Применительно к дошкольному образованию, валеология ставит своей целью обучение детей основным гигиеническим правилам и нормам, укрепления здоровья и привитие навыков здорового образа жизни: активный труд, рациональный отдых, закаливание, занятие физкультурой и саморазвитием, рациональное и полноценное питание, личная гигиена, своевременное обращение к врачу.
Практическая часть
2.2 Планирование работы по реализации проекта
Работа по формированию основ валеологического воспитания через организацию образовательной деятельности ( образовательные области:"Здоровье","Познание","Коммуникация").
1. Конспект занятия во второй младшей группе
"Дружи с водой"
Цель:
Создать позитивное отношение к культурно-гигиеническим навыкам.
Задачи:
1. Формировать культурно-гигиенические навыки (умывание, одевание, чистка зубов, причесывание, купание, учить показывать эти движения при помощи мимики и жеста.
2. Развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур.
3. Упражнять в правильном произношении звука «ш» и учить детей произносить его длительно на одном выдохе.
4. Воспитывать доброжелательность, отзывчивость, умение сочувствовать.
2. Конспект НОД по валеологии в младшей группе
"Спокойной ночи"
Цели:
Помочь детям осознать значение сна.
Задачи:
• Формировать у детей заботливое отношение к своему здоровью, эмоционально читать стихотворение, петь песню, выполнять движения в соответствии с музыкой.
• Развивать умение делать простейшие выводы; развивать интерес к устному народному творчеству; умение отгадывать загадки, закреплять названия животных, имитировать их движения.
Воспитывать положительное отношение к гигиеническим процедурам
3. Конспект развлечения в младшей группе
"Как стать сильнее волка!"
Цель: активизация положительных эмоций, закрепление знаний о назначении частей тела человека.
Задачи: помочь формировать у детей интерес к физкультуре и здоровому образу жизни.
Взаимодействие с семьей
*Анкета-тест для родителей "Расти здоровым".
Цель : выяснить проблемы, возникающие у родителей в воспитании здорового ребенка, а также проанализировать знания родителей о здоровом образе жизни.
* Валеологическая газета "Расти здоровым". Выпуск №1;Выпуск №2.
Цель: просвещение родителей и дополнительное информирование о здоровом образе жизни дошкольников.
Заключение
Я выбрала эту тему, так как хочу, чтобы дети росли здоровыми и ловкими, сильными и смелыми.
А воспитать их такими - задача каждого из нас. Ведь именно здоровый ребенок является залогом продолжительности цивилизации.
Сверхзадача нашей работы - пропаганда здорового и творческого образа жизни, формирование у ребенка желания сделать себя лучше, сильнее, умнее, научить его фантазировать и делать дело, иными словами - создать свой собственный великолепный мир и воплощать его в реальность.
Соблюдая эти условия,можно добиться определенных результатов, а именно:
- активизации и заинтересованности детей и родителей в вопросах валеологии.
- развитие познавательной активности детей в усвоении знаний о гигиене, и об элементарном строении человека.
- установление взаимного доверия между педагогом и родителями в вопросах валеологического воспитания.
- снижение заболеваемости в группе.
Список литературы
1. Терпугова,Е. А. " Валеологическое воспитание детей дошкольного возраста" Ростов- на -Дону., изд. "Феникс",2007.- 254 с.
2. Павлова, П. А. " Расти здоровым, малыш!"[текст] /П. А. Павлова. -М ООО "ТЦ Сфера",2006 г. -93 с.
3. //Дошкольное воспитание №11, 2004
4. Козлова, С. А. " Я - человек" - Москва : "Школьная Пресса", 2005.-52 с.
5. Теленчи,В. И. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет. М. ,Просвещение 1987.-143 с.