Нечаева Ксения Андреевна
Консультация для педагогов «Организация предметно-развивающей среды в группах по трудовому воспитанию»
▼ Скачать + Заказать документы
Труд в жизни каждого человека и в жизни общества имеет определяющее значение. От того, как человек относится к труду, как он умеет трудиться, во многом зависит его судьба
Трудовое воспитание входит в жизнь ребёнка с самого раннего возраста и осуществляется последовательно и систематично. Ставится задача постепенного развития у детей (с учётом возрастных возможностей и половых особенностей) интереса к труду взрослых, воспитания желания трудиться, навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Трудовое воспитание. Консультации
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Раньше, согласно ФГОС дошкольного образования, содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» по организации трудовой деятельности должно было обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей.
Теперь Минпросвещения вместе со специалистами разработало Федеральную Образовательную программу дошкольного образования, которая вводит единые требования к объему, содержанию и результатам работы с детьми в детских садах. Так в ФОП дошкольного образования в области «Содержание образовательной деятельности в сфере трудового воспитания» прописаны конкретные задачи и содержание работы по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества у детей на каждый дошкольный возраст.
Так решение совокупных задач воспитания,в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на приобщение детей к ценностям «Родина», «Природа», «Семья», «Человек», «Жизнь», «Милосердие», «Добро», «Дружба», «Сотрудничество», «Труд». Это предполагает решение задач нескольких направлений воспитания, в том числе и трудового :
-поддержка трудового усилия, привычки к доступному дошкольнику напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи;
-формирование способности бережно и уважительно относиться к результатам своего труда и труда других людей.
В каждой группе определены виды и содержание трудовой деятельности детей, задачи, которые надо решать в процессе детского труда.
Цель трудового воспитания (по ФОП) – формирование ценностного отношения детей к труду, трудолюбию и приобщение ребенка к труду.
Ценность труд лежит в основе трудового направления воспитания.
Трудовое направление воспитания направлено на формирование и поддержки привычки к трудовому усилию, к доступному напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи; стремление приносить пользу людям. Повседневный труд постепенно приводит детей к осознанию нравственной стороны труда. Самостоятельность в выполнении трудовых поручений способствует формированию ответственности за свои действия.
Задачи:
3-4 года
-развивать интерес к труду взрослых в ДОО и в семье, формировать представления о конкретных видах хозяйственно-бытового труда, направленных на заботу о детях (мытье посуды, уборка помещений группы и участка и пр.) и трудовые навыки;
-воспитывать бережное отношение к предметам и игрушкам как результатам труда взрослых;
-приобщать детей к самообслуживанию (одевание, раздевание, умывание, развивать самостоятельность, уверенность, положительную самооценку.
4-5 лет
-формировать представления об отдельных профессиях взрослых на основе ознакомления с конкретными видами труда;
-воспитывать уважение и благодарность взрослым за их труд, заботу о детях;
-вовлекать в простейшие процессы хозяйственно-бытового труда;
-развивать самостоятельность и уверенность в самообслуживании, желании включаться в повседневные трудовые дела в ДОО и семье.
5-6 лет
-формировать представления о профессиях и трудовых процессах;
-воспитывать бережное отношение к труду взрослых, к результатам их труда;
-развивать самостоятельность и инициативу в трудовой деятельности по самообслуживанию, хозяйственно-бытовому, ручному труду и конструированию, труду в природе;
-знакомить детей с элементарными экономическими знаниями, формировать первоначальные представления о финансовой грамотности.
6-7 лет
-развивать ценностное отношение к труду взрослых;
-формировать представления о труде как ценности общества, о разнообразии и взаимосвязи видов труда и профессий;
-формировать элементы финансовой грамотности, осознания материальных возможностей родителей, ограниченности материальных ресурсов;
-развивать интерес и самостоятельность в разных видах доступного труда, умения включаться в реальные трудовые связи с взрослыми и сверстниками;
-поддерживать освоение умений сотрудничества в совместном труде;
- воспитывать ответственность, добросовестность, стремление к участию в труде взрослых, оказанию посильной помощи.
В ФОП центр трудового воспитания приобрел название :
Центр экспериментирования, организации наблюдения и труда, игровое оборудование, демонстрационные материалы и дидактические пособия которого способствуют реализации поисково-экспериментальной и трудовой деятельности детей в интеграции с содержанием образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Организуя трудовую деятельность, воспитатели должны обеспечить всестороннее развитие детей, помогать им, обрести уверенность в своих силах. Воспитатели должны стараться так организовывать труд детей, чтобы он активизировал их физические силы и умственную деятельность, чтобы он приносил радость, позволял ощущать себя значимыми и компетентными. Для достижения поставленных задач ФОП развивающая среда, должна отвечать следующим требованиям:
РППС должна обладать свойствами открытой системы и выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую функции. В процессе взросления ребенка все компоненты (игрушки, оборудование, мебель и прочие материалы) РППС необходимо менять, обновлять и пополнять.
Как следствие, среда должна быть :
– содержательно-насыщенной – включать средства обучения (в том числе технические, материалы (в том числе расходные, инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях, эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением, возможность самовыражения детей;
– трансформируемой – обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;
– полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов окружающей среды) в разных видах детской активности;
– вариативной – обеспечивать наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей;
– доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ОВЗ) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
– безопасной – все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надежности и безопасность их использования, в том числе санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам и правилам пожарной безопасности.
Для обучения детей трудовым действиям необходима специальным образом выстроенная, пополняемая предметно-развивающая среда.
Какие требования предъявляются к организации предметно развивающей среды?
1. Разнообразие и доступность материалов для художественного ручного труда (бросовый, природный, художественный и др., их соответствие педагогическим и гигиеническим требованиям.
2. Разнообразие трудового инвентаря (для хозяйственно-бытового труда, труда в природе и на участке). Соответствие его возрастным особенностям детей.
3. Эстетика и привлекательность трудового оборудования, наличие формы для труда, эстетически оформленного рабочего места для трудовой деятельности и т. д.
4. Гигиенические условия для организации труда детей (приспособление орудий труда к физическим возможностям детей, регуляция освещения, проветривания, безопасность орудий труда)
5. Наличие пособий, стимулирующих детскую трудовую активность (модели обучения трудовым процессам, алгоритмы сервировки стола, технологические и пооперационные карты, памятки техники безопасности, выставки детских работ и др.)
6. Наличие условий для самостоятельной трудовой деятельности детей, дежурств (уголки дежурных, памятки для дежурных).
7. Наличие центров для различных видов труда (уголки ручного труда, столярная мастерская, кукольное ателье, уголок труда в природе и др.) с учётом ролевой дифференциации интересов детей.
8. Создание условий для организации труда детей за пределами группы (цветник, огород, зимний сад).
9. Постоянно обновляющаяся по мере ознакомления с трудовыми процессами игровая материальная среда (игрушки, предметы заместители, детская бытовая техника, игровые уголки и др.).
10. Привлечение детей к изготовлению моделей трудового процесса, моделей техники работы с различными орудиями труда, альбомов выкроек, чертежей и т. д.
11. Привлечение детей к изготовлению пособий для группы, атрибутов для сюжетно-ролевых игр, элементов украшения к празднику; к выполнению «заданий» сотрудников детского сада (пришивание пуговиц, выжигание рисунка на досках и т. д.)
Оснащение центра должно включать в себя:
В уголке для общественно-полезного труда должно быть :
- фартуки для детей тканевые и клеенчатые;
- клеенка большая на стол;
- тазик для протирания пыли и мытья игрушек;
- тряпочки для протирания пыли на подгруппу;
- веревка и прицепки для развешивания кукольного белья;
- модель последовательности стирки белья;
- модель последовательности работы в группе (хозяйственно-бытовой труд);
-модель трудового процесса : 5 этапов: планирование (что, последовательность (с чего начинаем и чем заканчиваем, способы (как, методы и средства (чем, результат (что получится).
Главный, наиболее яркий и привлекающий внимание компонент уголка общественно-полезного труда - это центр дежурства - стенды, на котором будет размещаться информация о дежурных.
Для дежурства по столовой необходимо иметь такое оборудование:
-щётку для сметания крошек со стола, длиной вместе с ручкой около 25–30 см. Ручка должна быть не более 3 см в диаметре, удобной для детской руки.
-совок для крошек, размером около 15 на 15 см, длиной ручки до 12 см. Совок и щётка для столов хранятся в подвешенном состоянии на крючках, на пол не ставятся ни в коем случае.
-щётку половую для подметания с длиной ручки до 110 см и сечением до 3 см.
-совок для мусора на длинной или короткой ручке. Эти инструменты хранятся рядом с уголком, но не в близости от одежды дежурных
Одежда дежурных по столовой состоит из фартучков и головные уборов.
Для труда в уголке природы должны быть непромокаемые фартуки и, по возможности, нарукавники. Для ухода за растениями необходим соответствующий инвентарь:
-лейки;
-тазики для мытья растений;
-палочки для рыхления почвы;
-губки для протирания листьев.
-паспорт комнатного растения; последовательности ухода за растением, особенности ухода за светолюбивыми, влаголюбивыми, теневыносливыми растениями;
-модель посадки огорода на окне;
-дневники наблюдений
-модель последовательности перевалки и пересадки растения;
-модель черенкования растения.
В трудовом уголке так же должны быть схемы и пошаговые изображения выполнения действий, картинки правильно выполненных действий.
Для уголка финансовой грамотности необходимо следующее:
-наглядный материал, обучающие карточки, настольные игры, например, («Конфетки и монетки», «Математическое лото, «Супермаркет»).
-атрибуты для сюжетно -ролевых игр. Разные купюры денег и монеты. Плакаты и наборы дидактических наглядных материалов для финансовой грамотности дошкольников.
-банковские карты, сберегательные книжки, буклеты, рекламные брошюры, счеты, копилки, калькуляторы, кассовый аппарат.
-альбомы с различными видами денег, альбомы по истории денег.
-дидактические игры «Что нужно человеку для жизни?", "Какой товар лишний?" "Где что купить?"
Так же целесообразно разработать дидактические игры, пособия для решения задач по самообслуживанию, особенно в раннем и младшем возрасте, где этому уделяется большее внимание.
Так же для обогащения РППС и в целях формирования представления о труде взрослых, о разнообразии профессий, современной технике, машинах и механизмах, применяемых человеком в трудовой деятельности, их роли необходимо разрабатывать и применять тематические альбомы, лепбуки, презентации для детей, дидактические игры, проекты.
Благодаря использованию этих пособий, закладывается базовая основа трудовых умений детей, формируемая именно в старшем дошкольном возрасте. В дальнейшем эти сформированные навыки и умения лишь совершенствуются.