Лучший педагог года

Консультация для педагогов «Обследование речи детей дошкольного возраста»

Иванна Королёва
Консультация для педагогов «Обследование речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Общие принципы обследования речи детей. Прежде чем приступить к работе по воспитанию правильного произношения, воспитатель знакомится с речью каждого ребенка своей группы. Обследование речи проводится дважды : осенью, чтобы правильно спланировать работу на год, и весной, чтобы подвести итоги.

При обследовании речи ребенка педагог обращает внимание на состояние звукопроизношения, словаря и фразовой речи. Если имеются нарушения словаря (пропуски, перестановки слогов, звуков) и фразовой речи (не согласовывает слова в предложении) или серьезные недостатки в звукопроизношении, следует познакомиться с данными о здоровье ребенка, так как развитие речи тесно связано с психифизическим его развитием.

Публикация «Консультация для педагогов „Обследование речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

При формировании правильного звукопроизношения у детей большую роль играет подражание речи окружающих взрослых. Поэтому воспитатель непременно должен знать, как говорят члены семьи ребенка, чтобы привлекать к занятию по звукопроизношению с ребенком дома только тех, кто говорит правильно.

Сначала воспитатель изучает речь ребенка на занятиях, в играх с детьми, где он может выявить запас слов, умение строить фразу, темп речи, имеющиеся недостатки речи (заикание, задержку развития речи и другие). Затем проводит индивидуальное обследование, при котором выявляет особенности речи ребенка.

Иногда при индивидуальном обследовании ограничиваются тем, что предлагают ребенку повторить за воспитателем отдельные слова или звуки. Это не дает представления о самостоятельной речи детей. Подражая воспитателю, ребенок часто произносит звуки лучше, чем в самостоятельной речи.

Также нельзя проверять звукопроизношение, ограничиваясь прослушиванием прочитанного ребенком стихотворения, так как в заученном со слов взрослого стихотворении он произносит звуки лучше, чем в обычной речи. Кроме того, в стихотворении могут отсутствовать звуки, которые нужно проверить. Поэтому обследование проводится с использованием специального материала, который должен быть в каждой группе.

Материал для обследования. Для обследования звукопроизношения надо иметь предметные картинки на определенные звуки. Часто этот материал оформляется в виде альбомов. Воспитатель так подбирает картинки, чтобы каждый из обследуемых звуков находился в начале, в середине и в конце слова, так как в разных положениях звук произносится не одинаково.

Подбираются картинки для проверки следующих групп звуков:

1-я группа – звонкие согласные в, б, д, г.

2-я группа – свистящие с, с, з, з, ц.

3-я группа – шипящие ш, ж, ч, щ.

4-я группа – сонорные л, л, р, р,.

5-я группа – звук j.

При подборе материала нужно помнить, что звонкие согласные звуки з, ж, в, б, д, г в конце слов и в середине, если за ними идет глухой согласный, оглушаются, т. е. произносятся как соответствующие им парные глухие звуки: з как с, в как ф и т. д. Поэтому не следует брать картинки, где эти звуки находятся в конце или середине слова, когда за ними идет глухой согласный. Надо подбирать картинки так, чтобы звонкий звук находился между двумя гласными или перед сонорными, звонкими согласными.

Состояние словаря и фразовой речи воспитатель выясняет на занятиях по разным разделам программы. Уточнение построения предложений, правильного употребления предлогов, согласования членов предложения в роде, числе, падеже воспитатель может провести, используя сюжетные картинки. Картинки подбираются такие, чтобы по ним можно было составить предложения из двух, трех, четырех и более слов. Давать их надо в порядке нарастающей трудности: из двух слов, из трех слов, из четырех слов, больше четырех слов с предлогами.

Проведение обследования. Подготовив материал, воспитатель начинает обследование звукопроизношения. Он отмечает не только отсутствие или замену звука, но и его искажение, любую неточность произношения. Когда не удается точно установить, как ребенок произносит звук, но на слух произношение отличается от правильного, воспитатель отмечает, что звук произнесен нечетко. Иногда ребенок, называя картинки на данный звук, не может произнести его в слове правильно. В этом случае воспитатель предлагает малышу произнести звук по подражанию.

При обследовании речи детей педагог обращает внимание на темп их речи, четкость, правильность произношения слов, звонкость голоса. Если имеются какие-то недостатки, надо отмечать их.

Использованная литература:

Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. Издание 3-е переработанное и дополненное. Пособие для воспитателя детского сада. Москва: Просвещение, 1981 г. - 240 страниц, иллюстрации.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Польза настольных игр для детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Польза настольных игр для детей дошкольного возраста» 27 апреля отмечается "Международный день настольных игр". Воспитать ребёнка без игры невозможно. В дошкольном возрасте дети играют постоянно.

Обследование звуковой стороны речиОбследование звуковой стороны речи Обследование звуковой стороны речи детей (3-6л.)в нашем детском саду проводится сначала учебного года - в сентябре. Предлагаю ребёнку.

Консультация для педагогов и родителей «Развитие внимания у детей младшего дошкольного возраста»Консультация для педагогов и родителей «Развитие внимания у детей младшего дошкольного возраста» Внимание бывает двух видов: произвольное и непроизвольное. В младшем дошкольном возрасте у детей непроизвольное внимание. Ребенок может.

Консультация для педагогов «Интервью для детей дошкольного возраста на каждый год» Консультация для педагогов: «Интервью для детей дошкольного возраста на каждый год».Блог. Лариса Гацко. Мы часто фотографируем деток, снимаем.

Консультация для педагогов «Исследование воображения и творчества детей дошкольного возраста (диагностика)»Консультация для педагогов «Исследование воображения и творчества детей дошкольного возраста (диагностика)» Консультация для педагогов: "Исследование воображения и творчества детей дошкольного возраста (диагностика)". Выявление уровня творческого.

Консультация для педагогов «Марблс-терапия для детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Марблс-терапия для детей дошкольного возраста» Хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. Каждый педагог знает, что движение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Обследование речи детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 12 августа 2024 в 10:43
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Обследование речи детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Иванна Королёва в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД