Ольга Петрова
Консультация для педагогов «Как проводить тематические беседы с дошкольниками»
▼ Скачать + Заказать документы
на тему
«Как проводить тематические беседы с дошкольниками»
Подготовила:
Петрова О. Ю. ,
воспитатель
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по организации тематических бесед с дошкольниками.
Публикация «Консультация для педагогов „Как проводить тематические беседы с дошкольниками“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Беседа – словесный метод обучения, который имеет большое воспитательное значение.
Педагоги могут проводить индивидуальную, развернутую беседу, а также использовать ее в качестве основной формы работы на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста.
Каждый ребенок – равноправный участник беседы, собеседник, поэтому ее нельзя подменять нравоучениями и указаниями. Какие педагогические шаги нужно учитывать воспитателям, чтобы организовать данную форму работы с дошкольниками, и на какие темы с ними беседовать.
Чтобы дошкольники могли включиться в разговор с педагогом на какую-то тему, они должны хоть что-то об этом знать. Кроме того, тема беседы должна быть им интересна.
Учитывайте знания детей и планируйте беседы заранее!
Предварительная работа. Когда педагог только планирует беседу с воспитанниками, он должен представлять примерный объем их знаний и представлений по данной теме.
Например: воспитатель старшей группы запланировал беседу о профессиях. Он знает, что в средней группе дети эту тему уже изучали. Чтобы актуализировать и расширить их знания, воспитатель просит родителей рассказать детям, кто где трудится, в группе рассматривает с ними иллюстрации, играет в настольную игру «Кому что надо для работы» и др.
То есть предварительную работу с детьми воспитатель проводит не накануне беседы, а отводит на подготовку достаточно времени.
Содержание беседы. Все беседы с детьми педагог должен планировать и проводить на основе программного материала. Его нужно отбирать с учетом возраста воспитанников, их личного опыта, запаса знаний и представлений. Также важно учитывать интересы детей, особенности конкретной группы.
План беседы. В плане беседы должны быть разделы : что педагог хочет уточнить или дополнить по теме беседы, о чем новом дети узнают и каких нравственных вопросов нужно коснуться. Кроме того, важно, какие задачи по развитию речи будет решать воспитатель. Например, какими словами пополнится словарный запас детей.
Выстраивать беседу нужно последовательно: в начале настроить детей на разговор по теме с помощью эмоциональных средств.
Это может быть:
• загадка,
• стихотворение,
• иллюстрация,
• пословица.
Иногда можно начать беседу с вопроса, который вызовет у детей интерес.
Дальше задача педагога – продлить этот интерес, мотивировать воспитанников самостоятельно или с родителями искать знания по теме беседы.
Примеры вопросов для беседы
с детьми старшего дошкольного возраста
Вопросы на уточнение: «Можешь ли ты привести пример?», «Можешь что-то
добавить?»
Вопросы на поиск причин: «Почему ты так сказал?», «Как ты думаешь?»
Вопросы о точке зрения и подходе: «Можно ли посмотреть на эту ситуацию
с другой стороны?», «Кто не согласен и хочет высказаться?»
Вопросы о подтексте и последствиях: «Если это произойдет, что может
получиться в результате?», «Почему?»
Вопросы о вопросах: «Как мы можем это проверить?», «На этот вопрос
ответить легко или сложно?», «Почему?»
Формулировка вопросов. Основные структурные элементы беседы – вопрос и ответ. Следует подбирать разные типы вопросов, при этом минимизировать прямые вопросы, которые предполагают краткий ответ «да – нет» и др.
Старшие дошкольники уже улавливают суть развернутого вопроса, ответ на который предполагает желание рассуждать, высказывать свои мнения, суждения, выдвигать свои гипотезы и обосновывать их. Поэтому важно создавать такие ситуации, когда дети задают вопросы, а педагог не спешит на них давать готовые ответы, а предлагает подумать.
Если ребенок ответил неправильно, а педагог делает ему замечание – это педагогическая ошибка. Задача педагога – с помощью дополнительных вопросов подвести ребенка к тому, чтобы он самостоятельно нашел верный ответ.
Проводите беседы по пяти основным разделам.
Согласно комплексно-тематическому планированию тематические беседы со старшими дошкольниками можно разделить на пять разделов.
Беседы о Родине и ее достопримечательностях. В ходе бесед по данному разделу педагог может поговорить с детьми о нашей стране, малой Родине, природе и климате России. Сюда же войдут беседы о защитниках России, богатырях – защитниках земли Русской, государственных праздниках.
Беседы о службах, которые делают нашу жизнь безопаснее и комфортнее. Когда педагоги знакомят детей с этими службами и профессиями тех людей, которые там работают, они формируют и расширяют у них знания об окружающем мире. Предметом беседы здесь могут быть банк, телеграф, почта, больница, аптека, МЧС, ГИБДД.
Беседы об этике поведения, взаимоотношениях и дружбе. Сюда можно отнести беседы о том, как надо знакомиться; почему надо уметь мириться и договариваться; почему нужно заботиться о пожилых людях; что такое этикет и как надо вести себя во время еды; кого называют интеллигентным человеком; что такое дружба и кого можно называть другом и др. Такие беседы помогут научить детей правильно себя вести и общаться с окружающими.
Беседы для расширения кругозора ребенка. Данный раздел предусматривает такие темы, как наука и техника, космос, виды транспорта для путешествий, музыка, Планета Земля, Солнечная система, архитектура, театр, спорт, моря.
Беседы по основам безопасного поведения. Задача взрослых – подготовить детей к разным жизненным ситуациям. Здесь важно рассказать о правилах поведения с домашними животными, на природе, дороге, при пожаре, грозе, о ядовитых и лекарственных растениях, опасных насекомых, несъедобных грибах.
К Каждая беседа должна иметь :
• тему,
• цель,
• краткое содержание,
• вопросы к детям,
• основной словарь по теме,
• материал, который педагог планирует использовать.
При подготовке к беседе и в ходе ее проведения обратите внимание на:
1. Правильно выбирайте тему беседы.
2. Не лишение детей активности и инициативности.
3. Материала в содержании беседы должно быть не слишком много, что бы не вызвать утомление детей.
4. Обращайтесь в ходе беседы только к активным детям.