Евгения Бабина
Консультация для педагогов на тему «Формирование основ духовности и патриотизма средствами народной культуры»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема нравственного воспитания в настоящее время очень актуальна. Падение уровня нравственности в молодежной среде вызывает обеспокоенность педагогической общественности, родителей, государства. Уже с детства ребенок посредством современных средств массовой информации видит свою страну не в лучшем свете (наркотики, пьянство, жестокость, коррупция и т. д.). Уже с раннего детства его окружает преимущественно чужая культура (зарубежная музыка, низкопробные сериалы, мультфильмы с садистскими сюжетами, герои мульт-страшилок на обложках школьных тетрадей и т. д.). Большинство молодых людей мечтают жить за границей. Слово «Родина» не вызывает трепетных чувств, а слово «патриотизм» теряет свое былое значение. Как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё необходимо всегда. «Красота родного края, открывается благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту». Эти слова В. А. Сухомлинского.
Темочки:
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Патриотическое воспитание – понятие ёмкое. Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле. Каждое понятие и направление патриотического воспитания дошкольников необходимо уравнять до детей определенной возрастной категории: то, что может быть приемлемо в старшем дошкольном возрасте, может совершенно не восприниматься младшим дошкольником и наоборот. Работа должна проходить с широким использованием педагогических средств : иллюстративных материалов, художественной литературы, музыкальных произведений и предметов народно-прикладного искусства, диафильмов, слайдов, использовать мини-музеи.
Пути и средства патриотического воспитания через приобщение к национальной культуре включают в себя :
- понятие о патриотизме, героизме и их проявлениях;
- взгляды на патриотизм в летописях;
- русские народные былины, как средство воспитания патриотизма (любовь к Родине, ненависть к врагам, готовность стать на защиту родной земли);
- роль русских сказок в процессе любви к Родине, к своему народу, к природе родного края, сказки о солдатской дружбе и прочее;
- героическо-патриотические песни русского народа и их воспитывающая роль;
- русские пословицы и поговорки о патриотизме, героизме, смелости, трусости. Их использование в воспитательной работе с детьми.
Понятие патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни особенности языка и быта. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведет к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.
В своей истории многие народы осуществляют духовно – творческие свершения, переживают века (древнегреческое искусство, римское право, германская музыка и т. д.). Каждый народ приносит культуре своё и каждое достижение народа является общим для всего человечества.
Россия – родина для многих. Но для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней.
Первое чувство гражданственности и патриотизма. Доступно ли оно малышам? Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей стране. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Народные отличия сохранятся и в веке, если мы будем озабочены воспитанием души, а не только передачей знаний». (Д. С. Лихачев).
И при знакомстве с традициями и обычаями народной культуры необходимо помнить, что старое и новое находится во взаимосвязи и взаимопонимании. И для того чтобы воспитать культурное отношение у подрастающего поколения к прошлому, должны стремиться к примирению настоящего с прошлым, и возрождать то, что будет способствовать духовной полноте жизни, нравственному совершенству личности. При ознакомлении детей дошкольного возраста с традициями, обычаями праздниками прошлого, надо брать только то, что сделает ребят лучше, чище, духовно богаче.
Великая культура русского народа складывалась тысячелетиями. Она изобилует своими обычаями, традициями и обрядами, но в наше время, когда многое утеряно, позабыто, когда неузнаваемо изменились жизненные условия народа, мы очень мало знаем о своих корнях, о жизни наших предков. А ведь русский фольклор – песни, песни, былины, сказки, православные праздники, проводимые с такой широтой, размахом, весельем, – это и есть наша культура, наши традиции, наше наследие, представляющее собой неиссякаемый источник красоты, творчества, доброты и мудрости народной.
Патриотическое воспитание через приобщение к национальной культуре очень актуален он знакомит с творческим, увлекательным подходом к народным праздникам, постановкой спектаклей и театрализованных игр и многим другим, что делает жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, радостью творчества.
Очень важно в воспитании детей знакомство с жизнью и подвигами великих патриотов земли Русской. Это и Святой Преподобный Сергий Радонежский, это и князь Александр Невский,
В основу патриотического воспитания через приобщение к национальной культуре положены важные стратегические принципы современной системы российского образования:
- профессиональная компетентность, основанная на личностно-ориентированном взаимодействии с ребенком;
- сохранение самоценности дошкольного периода, как созидательного, раскрывающего ребенку окружающий мир и высокую духовность национальной культуры;
- сочетание научности и доступности исторического материала, учитывая приоритет ведущей деятельности дошкольника – игру;
- взаимосвязь и взаимопроникновение разных видов искусства и разнообразных видов детской деятельности – как главный принцип формирования творческой активной личности ребенка;
- единство тематических целей и специфичность средств выразительности каждого вида искусства в отдельности.
В практической деятельности способствует решению большинства воспитательных задач:
1. Формированию эстетически развитой личности, эмоционально отзывчивой на высокохудожественные произведения, исторические факты становления и развития национальной культуры, её традиции и обычаи.
2. Развитию активности творческого потенциала нравственных начал у дошкольника через осознание самого себя в своих поступках, чувствах, поведении.
3. Совершенствованию коммуникабельности среди взрослых и сверстников.
4. Соприкосновению дошкольника с высоконравственными идеалами общечеловеческих ценностей к национальной культуре мирового значения.
При помощи практического и методического материала по данной теме, учитывая возрастные особенности детей, в качестве патриотических задач выделено :
- разработка системы работы по ознакомлению дошкольников с культурой русского народа;
- составление перспективных планов для обучения и воспитания детей;
- разработка цикла практических занятий с детьми;
- формирование у детей потребности в применении полученных знаний в самостоятельной деятельности (художественно продуктивная, музыкальная);
- разработка системы работы с родителями по ознакомлению дошкольников с историей и культурой русского народа (посиделки, именины, развлечения, экскурсии и т. д.).
Решить возникшие задачи может организационный процесс обучения:
-Научить детей играть в русские народные игры.
-Помочь ребенку использовать в активной речи русский фольклор.
-Уметь соотносить увиденное в природе с народными приметами.
-Осмысленное и активное участие детей в проведении календарно-обрядовых праздников.
-Познакомить детей с былинными и сказочными героями, научить узнавать их в произведениях изобразительного искусства.
-Знать историю русского костюма, его элементы, уметь объяснить значение украшений костюмов.
-Уметь различать изделия различных народных промыслов.
Создать детско-взрослое сообщество, приобщая родителей к решению данной проблему в условиях ДУ и семьи.
Зажечь в ребенке искру любви и интереса к жизни народа в разное историческое время, к его истории и культуре, к природе России, воспитать патриотов.
Учитывая, что в этом возрасте только начинают формироваться у детей навыки, нравственные умения и привычки следует пользоваться следующими методами и приемами нравственного воспитания у детей:
- музыкальные занятия;
- комбинированные занятия;
- развлечения;
- экскурсии и наблюдения;
- народные подвижные игры;
- кукольный театр;
- драматизация;
- чтение художественной литературы;
- рассматривание картин, фотографий, использование фонотеки;
- посещение музеев;
- работа с семьей.
Одновременно с этим создается развивающая среда по обзначенной теме. Первые шаги в этом направлении показывают, как велик интерес детей к народной культуре. Им интересно увидеть в действии прялку, покачать в зыбке куклу, самим растолочь в ступе зерно. Чтобы доставить эту радость детям, помочь им «освоить» необычные для теперешнего быта вещи, подбираются предметы старинного русского быта и воссоздается обстановка русской избы. Большую помощь в патриотическом воспитании оказывает музей на базе группы. Материалы экспозиций музея, систематизированные и представленные для детей в доступной форме, дают детям реальную возможность соприкоснуться с историей своего народа, своего Отечества. Музей, это обучающая и развивающаяся среда, которая дает самый существенный результат в воспитании будущего гражданина. Работа музея предусматривает:
- выход на детей-дошкольников;
- выход на дошкольников близлежащих садов;
- выход на родителей (консультации, экскурсии, беседы);
- выход на ветеранов;
- сотрудничество со школами города.
Всем нам хочется заглянуть в будущее, чтобы хоть одним глазком увидеть своих детей счастливыми, умными, добрыми, уважаемыми людьми – настоящими патриотами своей Родины, услышать из уст маленького ребенка с гордостью сказанные слова: «Я – россиянин! Я горжусь своей страной!»
Воспитывая будущее поколение, мы должны помнить, что обществу нужен здоровый, полный сил и энергии строитель-созидатель нашего государства, и от того, как мы будем решать задачи патриотического воспитания, во многом зависит будущее нашей страны.