Наталья Штефо
Консультация для педагогов «Кубанские игры как форма приобщения детей 4–5 лет к здоровому образу жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов
«Кубанские игры, как приобщение детей 4-5 лет к здоровому образу жизни»
Актуальность темы: В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирования национального самосознания человека. Детский сад, решая задачи разностороннего развития дошкольников средствами русской народной культуры, отдает предпочтение кубанским народным подвижным играм.
Темочки:
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для педагогов
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Кубанские народные игры
- Кубань
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Средняя группа
- Темочки
Она выполняет важнейшие функции - это оздоровление ребенка, развитие физических качеств, воспитывает смелость, мужественность, ловкость, выносливость, выдержку, стремление к победе. Развивает смекалку, находчивость, творческую выдумку. Радость движения сочетается с духовным обогащением дошкольников. У дошкольников формируется уважительное отношение к культуре родного края.
Поиск новых инновационных подходов к содержанию и организации различных форм физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста обусловил появление разнообразных форм их проведения. Одной из таких форм стало использование кубанских подвижных игр в развитии двигательных умений и навыков детей.
Задачи кубанских подвижных игр :
- Формирование патриотического, художественного и физического воспитания, расширение кругозора детей.
- Воспитание уважительного отношения к родному краю, его культуре, любви к своей малой Родине.
- Развитие выдержки, внимания, ловкости, чувства коллективизма, ориентировки в пространстве, ответственности, находчивости, взаимопомощи.
В настоящее время в России, в том числе и в Краснодарском крае, наметилось снижение общего интеллектуального уровня населения, наблюдается девальвация духовно-нравственных и патриотических ценностей, ухудшаются показатели здоровья детей. Скорейшему выходу, из создавшегося положения, призваны служить принятая краевая антикризисная программа «Система духовного и физического оздоровления населения Кубани» и концепция региональной политики в области образования на Кубани.
В условиях Краснодарского края представляется обоснованным и необходимым применение целого комплекса средств традиционной педагогики, элементов казачьей культуры и искусства, возрождающихся средств физического воспитания, в частности - самобытных подвижных игр. В средствах основанных на казачьих народных традициях, заложены огромные возможности для позитивного воздействия на духовный мир людей и их физическое состояние.
В связи с этим, существенное значение приобретает проблема внедрения народных игр кубанского казачества в практику физического воспитания детей дошкольного возраста.
На протяжении трехсот лет на Кубани в среде казачества сформировались самобытные народные игры, которые развивались, передаваясь от поколения к поколению. Каждая игра, каждая забава имеет специфические функции, совершенствует физические способности, морально-волевые и духовно-нравственные качества личности. Необходимо восстанавливать, популяризировать казачьи игры, адаптировать их к современным условиям обучения и воспитания подрастающего поколения.
Игровому фольклору кубанцев свойственны: ярко выраженные трудовая и военно-прикладная направленность. Как правило, в каждой казачьей семье было много детей. С целью воспитания будущего воина создавались разные игры, с помощью которых у детей вырабатывались терпение и ловкость, укреплялось здоровье.
Кубанские народные подвижные игры - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный народностям и регионам. Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. После тяжелого трудового дня взрослые с удовольствием принимали участие в играх детей, обучая их, как надо развлекаться и отдыхать. Характерная особенность кубанских подвижных игр - движения в содержании игры (бег, прыжки, метания, броски, передачи и ловля мяча, сопротивления и др.). Эти двигательные действия мотивированы сюжетом игры. Специальной физической подготовленности играющим не требуется, но физически развитые игроки получают определенное преимущество в ходе игры. Кубанские подвижные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности народа в физкультурном аспекте деятельности.
Сегодня, как показывает статистика, наблюдается ухудшение здоровья дошкольников. Среди множества причин называют снижение двигательной активности. Недостаток движения у дошкольников приводит к потери здоровья.
Здоровье всегда считалось одной из высших ценностей человека, основой активной творческой жизни. Крепкое здоровье необходимо и педагогу, потому что от него в огромной степени зависит здоровье подрастающего поколения.
Подвижные игры просто необходимы детям дошкольного возраста - они развивают координацию, благотворно влияя на вестибулярный аппарат, стимулируют кровообращение, укрепляя сердечно-сосудистую систему, способствуют формированию правильной осанки и повышению иммунитета к заболеваниям.
Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в кубанских играх ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений; проявлять смекалку, выдержку, волю и стремление к победе.
Кубанские подвижные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство.