Ольга Твердохлебова
Консультация для воспитателей «Валеологические игры — одно из средств приобщения детей к здоровому образу жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей
«Валеологические игры – одно из средств приобщения детей
к здоровому образу жизни».
2 слайд
«Я не боюсь ещё и ещё раз сказать забота о здоровье – важнейшая рабо-та воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоз-зрение, умственное развитие.
В. А. Сухомлинский
3 слайд
Публикация «Консультация для воспитателей „Валеологические игры — одно из средств приобщения детей к здоровому образу жизни“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Осанка. Конспекты занятий
- Темочки
Быть здоровым – естественное желание каждого человека. Основы физи-ческого и психического здоровья закладываются в детском возрасте, и поэтому очень важно с самого детства формировать у человека валеологическую куль-туру. Надо учить ребёнка любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, жи-вущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.
Здоровье человека всецело зависит от образа его жизни, поведения. Вот почему так важно научить ребёнка с детства бережно относится к самому себе, сохранять, развивать, приумножать то, что дано самой природой. Важно научить ребёнка понимать, сколь ценно здоровье для человека и как важно стремиться к здоровому образу жизни.
4 слайд
Охрана здоровья детей является важнейшей социальной задачей, так как состояние здоровья подрастающего поколения определяет будущее нашего общества. Поэтому на сегодняшний день оздоровление становится одной из главных социальных проблем, и наука о здоровье- валеология- стала интен-сивно развиваться.
Появилось много книг, учебников, оздоровительных программ, цель ко-торых- научить ребенка быть здоровым физически, психически, нравственно. Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье- это состояние полного физиче-ского, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов»
5 слайд
Валеологическое воспитание осуществляется как во время занятий, так и в свободное время.
В детском саду ведущий вид деятельности – игра. И поэтому педагоги успешно могут выстроить работу по валеологическому воспитанию с помощью разнообразных игр.
Игры по валеологии можно провести не только за столами, но и в рас-слабляющей обстановке на полу, ковре, где дети могут принять удобную для них позу – сесть, лечь.
Предлагаю ряд валеологических игр, способствующих приобщению детей к здоровому образу жизни.
6 слайд
Игры, развивающие представление ребенка о себе, способствуют:
- развитию сенсорных и моторных функций;
- формированию потребности в двигательной активности;
- профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения, про-студных заболеваний;
- приобретению навыка правильного дыхания;
- привитию навыков элементарного самомассажа;
- развитию интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, восприятия, ориентации в пространстве);
- развитию эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;
- формированию гармоничной личности (умение дружить, чувство ува-жения, доброты, самокритичности) и др.
Данные игры, задания, упражнения будут способствовать правильному формированию представлений детей о своем организме, развитию умений и навыков ухода, заботы о своем теле, здоровье. Полученные знания позволят успешно взаимодействовать с окружающей средой и людьми. Дети научатся понимать, при каких условиях среда обитания (жилище, улица) безопасны для жизни и для здоровья.
7 слайд
Игры, способствующие развитию представлений ребенка о себе условно можно разделить на теоретические и практические.
Теоретические направлены на формирование представлений о своем ор-ганизме, здоровом образе жизни, безопасном поведении. К ним можно отнести игры словесные, игры на развитие внимания, мышления.
К практическим (помогают приобрести навыки и умения ухода, заботы о своем теле, организме, здоровье, к ним отнесем: игры на развитие эмоцио-нальной сферы, пальчиковые, подвижные игры – упражнения на восприятие (развитие и совершенствование дыхательной, зрительной, слуховой, речевой, осязательной сферы, упражнения самомассажа, пластические этюды, игры – релаксации, сюжетно – ролевые игры, практические игры, игры с проблемны-ми ситуациями.
К словесным играм можно отнести такие, как:
- «Подбери слова, противоположные по смыслу» (здоровый - больной, добрый – злой, сладкий – горячий, полезный – вредный, приятный – против-ный, мягкий – твердый и проч.); «Подбери пару»
- «Назови части тела»; «Из чего я сделан (состою)»; «Для чего нам нужны руки (голова, ноги, спина, нос, рот, уши, «Мой организм» и т. д.
- «Кто помогает мне сохранить здоровье?»; «Как я могу сохранить свое здоровье?»; «Полезная и вредная еда», «Съедобное - несъедобное».
- «Будь внимательным»; «Осторожно, берегись!»; «Опасно - неопасно»; «Сходства и отличия», «Узнай по описанию», «Разложи по порядку», «Угадай, какая игрушка спряталась?»; «Как правильно?», «Можно -нельзя» (на разви-тие внимания, мышления).
- «Как помочь другу? Игрушке, попавшим в беду, заболевшим» «Умею – не умею»; «Расскажи Хворайке», «Помоги Айболиту»; «Золотые правила здо-ровья»; «Правила здорового сердца (кожи, носа, дыхания, зубов)» и мн. др. (на развитие мышления) и мн. др.
Подвижные и пальчиковые игры представлены в широком ассортименте для каждой возрастной группы по программе, а также в методических пособи-ях.
А также упражнения «Повтори за мной»; «Выполняй мои команды».
Игры на восприятие : «Тихо-громко», «Послушай, как я говорю», «Что услышали мои ушки»; «Мои ловкие пальчики»; «Игры с тактильными дощеч-ками, с природным материалом – песком, водой, камешками, лучиками солнца, ветерком и др.», «Что чувствует мой язычок?», «Мой удивительный нос», «Определи по звуку», «Слышу – не слышу», «Определи на ощупь» и др. ;
Дыхательные упражнения: «Дровосек», «Гуси шипят», «Паровоз», «Надуй шар», «Подуй на бабочку (свечу, бумагу, вату)», «Спускай воздух», «Дыши спокойно», «Вдох - выдох», «Насос», «Каша кипит» и др.
Игры зрительной, речевой, осязательной сферы: «Глазки», «Мой веселый Язычок»; «Что может мой язык», «Что я чувствую языком», «Что видят мои глаза», «Зеркало», «Что я чувствую?», «Как помогает язык мне разговаривать? Произносить звуки», «Зарядка для язычка», «Что видишь вокруг?», «Близко - далеко» и др.
Упражнения – самомассажи пальцев рук, запястья, стоп, коленных суста-вов, спинного отдела, ушных раковин ( с помощью предметов: ребристых ка-рандашей, мячей СУ - Джок, камешков, пробок; способом мягкого поглажива-ния, растирания, пощипывания, легкого постукивания пальцами и т. д.); ходьба босиком по гравию, камешкам, ребристым дорожкам; рисование пальчиками ног фигур на полу (кругов, квадратов, треугольников, прямых и извилистых линий); массаж биологически активных зон и др.
Игры на развитие эмоциональной сферы: «Как сделать, чтобы Маша не плакала»; «Как сделать, чтобы Коля не грустил»; «Добрый - злой», «Какое у меня настроение и почему?», «Улыбнись другу», «Узнай мое настроение по лицу, глазам», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Зеркало», «Покажи настроение» и др.
Сюжетно – ролевые игры : «Больница», «На приеме у врача»; «Аптека»; «Салон красоты», «Парикмахерская»; «Кладовая природы»; «Путешествие на кухню»; «Повара», «Семья», «Дочки - матери» и др.
К практическим играм можно отнести игры следующего плана : «Обра-ботка раны»; «Помоги другу, попавшему в беду»; «Что делать, если…»; «По-кажи как правильно чистить зубы», «Научим кукол чистить зубы»; «Как пра-вильно пользоваться носовым платком», «Как ухаживать за волосами, кожей, одеждой, обувью, игрушками», «Если я сделаю так, то…», «Как ухаживать за руками» и др.
Игры с проблемными ситуациями: «У зайки болят уши», «Медвежонок заболел», «Мой друг болен», «Что делать, если…», «У Кати болят глазки» и др.
Пластические этюды: «Бабочка», «Лисичка», «Ветерок», «Здравствуй, солнышко», «Цветок», «Цирковые лошадки», «Танец с лентами», «Птички» и др.
8 слайд
Таким образом, в педагогической практике по валеологическому воспи-танию имеется огромный арсенал игр, развивающих представления ребенка о себе, своем организме, здоровье; приобретению умений и навыков, направлен-ных на обучение детей основным гигиеническим правилам и нормам, способ-ствующим укреплению здоровья и привития детям навыков здорового образа жизни.
9 слайд
Закончим нашу консультацию словами Януша Корчака, который писал: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье : если за ними не смотреть, они повыпадали бы все из окон, поутонули бы, попали бы под ма-шины, повыбивали бы себе глаза, поломали бы ноги и позаболели бы воспале-нием мозга и воспалением легких – и уже сам не знаю, какими болезнями. Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильны-ми, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься».