татьяна чеботникова
Консультация для педагогов «Конструирование из бумажных полосок»
▼ Скачать + Заказать документы
Бумага - это тот материал, с которым ребё нок встречается ежедневно: дома, в быту, на занятиях, рисуя, выполняя аппликацию или конструируя из бумаги. Конструирование из бумаги - это превращение листа бумаги в объёмную форму, в результате чего появляется объёмная поделка. Существует еще и понятие " объемная аппликация ".
Публикация «Консультация для педагогов „Конструирование из бумажных полосок“» размещена в разделах
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Поделки из бумаги
- Темочки
Особенно привлекает дошкольников возможность самим создать такие поделки из бумаги, которые затем будут использованы в играх, инсценировках, оформлении уголка, участка детского сада или подарены на день рождения, к празднику своим родителям, воспитателям, друзьям. Ребёнок радуется тому, что созданная собственными руками игрушка действует: вертушка вертится на ветру, кораблик плавает, самолётик, змей взлетают ввысь и т. д. Так, через различные действия с бумагой, в процессе её обработки, применении разных способов и приёмов дети учатся эстетически осмысливать образы знакомых предметов, передавать их в изобразительной деятельности, подчёркивая красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме. Такая деятельность имеет большое значение в развитии творческого воображения ребёнка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций, активно стремится к получению положительного результата, содержать в порядке рабочее место. Дети овладевают навыками и культурой труда, что важно для их подготовки к успешному обучению в школе.
От латинского “конструирование” – сборка нового. Конструирование из бумаги имеет несколько направлений, которые тесно взаимосвязаны между собой. Детское конструирование из бумаги может быть :
• конструированием по образцу;
• конструированием по форме;
• конструированием по теме или замыслу.
Самый простой вид конструирования : по образцу. Этот вариант можно и нужно использовать в работе с младшими дошкольниками, знакомя их с цветами, формами и видами бумаги, а также обучая работе с ножницами. В основе этой техники лежит обращение к примеру – образцу. Малышам предлагается рассмотреть готовый образец изделия, сравнить его с готовыми деталями на столах. Это самый простой вид конструирования, осваивая который, дети учатся повторять увиденный рисунок. Малыши учатся собирать из деталей целое, а также осваивают приемы работы с клеем и бумагой.
Конструирование по форме предполагает закрепление умения работать по образцу. Другими словами, ребенок, получая задания, еще не знает конечного результата, но может по форме заготовок собрать нужную композицию. Этот вариант конструирования доступен дошкольникам 4-5 лет. Перед началом работы с заготовками, взрослый показывает несколько вариантов готового изделия. Оставляет эти картины в пределах видимости ребенка. По окончанию работы с деталями, детские картины можно расположить рядом с образцами.
Самое сложное в работе с бумагой – конструирование по заданной теме. Оно предполагает наличие у ребенка умения работать с бумагой, составлять композиции и подбирать материалы. Например, вы хотите создать картину, посвященную осени. Вместе с ребенком перед конструированием, вы просматриваете готовые картины осени. Вы вместе с ребенком выбираете бумагу определенного цвета и размечаете на основе положение будущих деталей картины. В конструировании по форме нет зависимости от заготовок. Ребенок полагается на свою фантазию, учится сочетать цвета, формы и создает свою композицию из бумаги.
Бумага попадает в руки ребенка с самого раннего детства, и он самостоятельно создает из нее образы своего внутреннего мира. Обычный материал - бумага - приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках.
Главное преимущество конструирования из полоски бумаги – это доступность материала и то, что к занятию не нужно готовится дополнительно (никаких выкроек).
Хочется подробно остановиться на таком способе конструирования из бумаги, как конструирование из полос бумаги
Для изготовления игрушек и объемной аппликации из полос бумаги используются разные способы превращения заготовки в объемную фигурку. Полоски используются как для основных деталей поделки (голова, туловище птиц, животных, людей, так и для изготовления мелких деталей (уши, хвост и т. д.).
Способы конструирования из полосок различаются по сложности, поэтому подходят для детей разного возраста. Начиная с 4 лет (средняя группа) дети способны сделать простую (плоскостную) аппликацию из подготовленных воспитателем полосок. Затем начинают обучение конструированию с простейших элементов, таких как склеивание полоски кольцом, капелькой («петелькой)» и приступают к созданию объемной аппликации. Поделки в этом возрасте изготавливают из минимального количества деталей-2-3. Со второго полугодья в средней группе дети способны сами нарезать полоски из разлинованной воспитателем заготовки.
В старшей группе вводят новые элементы: "листочек", "арочку"
И на этом этапе очень важно отработать эти элементы конструирования, чтобы в дальнейшем, имея в арсенале эти простые формы, уже можно было использовать их для изготовления открыток, при конструировать забавные фигурки, добавив только глазки, хвостик, ножки и т. д.
Занятии строятся по принципу «от простого к сложному».
В 5-6 лет лет уже можно не только использовать элементы конструирования, но уже изготавливать какие-либо поделки. количество деталей в поделке увеличивается.
Итак, на первых занятиях изучаем и отрабатываем элементы, а затем конструируем солнышко, гусеницу, рыбку, а можно предложить детям придумать собственный персонаж.
В старшей группе, немного трансформировав эти детали (склеив и разрезав, отогнув, дети уже могут изготовить игрушки более сложной формы (зайчика, лису или волка).
Когда дети освоили способы изготовления основных деталей, нужно предоставить им возможность пофантазировать, чтобы они научились действовать самостоятельно. Воспитатель помогает каждому ребёнку осуществить его замысел, советуя или напоминая, и поощряя нестандартные решения.
И здесь, конечно, можно сделать столько интересного, насколько богата ваша фантазия: и цыпленка, и елочку, и светофор, и цветы, и различных животных и т. д.
В старшей группе начинаем осваивать такой прием как «гармошка», «плетение из полосок», комбинирование в одной поделке нескольких элементов, сделанных разными конструктивными приемами («капелька», «листочек», «гармошка»)
В подготовительной к школе группе необходимо уточнять и обогащать представления детей о тех предметах, объектах и явлениях, которые им предстоит изготовить, изобразить. Чтобы занятия в кружке были интересны детям мы предлагаем разнообразные темы, привычный образ дополняем новыми деталями. Дети к этому возрасту уже имеют значительный опыт восприятия и познания различных предметов и их качеств. Его следует обогащать и давать волю их фантазии и выдумке.
В подготовительной группе дети совершенствуют навыки предметного и сюжетного изображения. А также создают декоративные композиции по замыслу. Кроме того, могут передавать в конструировании и аппликации предметы и объекты по представлению – это сказочные герои, игрушки, дворцы и т. д. Взрослым следует поощрять внесение дополнений в уже созданные образы. Это способствует развитию творчества у детей.
Расширение знаний по ИЗО деятельности, обогащение представлений о предметах и явлениях, развитие речи позволяют учить ребёнка аргументировать и оценивать свою работу, своих сверстников. При этом следует обращать внимание на доброжелательное и уважительное отношение к работам товарищей, а также воспитывать стремление помочь друг другу.
В этой возрастной группе следует организовать создание коллективных работ, что и отражаем в плане своей работы на год. Коллективные работы требуют умения действовать согласованно, учитывать интересы друг друга, самостоятельности. Кроме того, у детей подготовительной группы нужно формировать умение замечать недостатки своей работы и исправлять их, вносить дополнения, направленные на то, чтобы создаваемый образ был более выразительный, чтобы он нравился ребёнку и другим детям, и взрослым. Созданию работы предшествуют непосредственные впечатления, восприятия предмета или явления. Для этого предварительно проводим наблюдения, беседы, чтение произведений, рассматривание игрушек, фотографий, картин и т. п. При этом нужно развивать у детей умение видеть новые качества предмета.
В подготовительной группе закрепляют все ранее изученные приемы, усложняются поделки, комбинируются разные приемы конструирования из полосок. В 6-7 лет формируют умение скручивать кольца из полосок бумаги одного размера и создавать из них объемное изображение (снеговик, шарик на елку, яблоко и т. д)
Детям даётся максимум самостоятельности, а в случае затруднения обязательно нужно помочь.
Детское конструирование из бумаги носит не только развлекательный характер. Оно положительно влияет на умственное развитие вашего ребенка, формирует навыки работы с инструментами, бумагой и формами, а также служит неплохим декоративным материалов в организации пространства детской комнаты.
Приобретая навыки работы с полоской бумаги на занятиях, ребята могут легко организовать свой досуг дома. Для этого им просто нужно взять лист бумаги и нарезать несколько полосок. А ещё в этом прочесе могут принять участие друзья и родители. Совместное творчество можно превратить в интересную сказку, в которую можно играть, добавляя все новых персонажей. А подарки, сделанные своими руками для родных и близких, помогут детям вырасти заботливыми и внимательными людьми.
Литература:
1. Гомозова чудесных ремёсел. Популярное пособие для родителей и педагогов. «Академия К°», 1999. – 208 с.
2. Дыбина мир: Сценарий занятий для дошкольников. – М. : ТЦ «Сфера», 2000 – 96с.
3. 100 поделок из бумаги. Академия Холдинг, 2001. – 144с.
4. Журнал «Обруч», Журнал «Дошкольное воспитание».
5. творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. Пособие для педагогов и родителей. Доля занятий с детьми 4-7 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2007. – 112с.
6. Мать и дитя/ Авт. -сост., и др. – Мн. : Современная литература, 2001. – 816 с., (16) л. Ил. : ил. – (Большая энциклопедия).
7. Из простой бумаги мастерим как маги. Пособие для родителей и педагогов. Академия Холдинг, 2001. – 224с.
8. Справочник старшего воспитателя //; журнал №2 февраль/2008.
9. Художественный и ручной труд в детском саду: кн. для воспитателей и родителей / – 3-е изд. – М. : Просвещение, 20с.