Вдовенко Елена
Консультация для педагогов «Как развить фонематический слух у дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Речь – одна из важнейших психических функций, оказывающая влияние на формирование психических процессов ребенка и на его общее развитие. Речь лежит в основе владения грамотой и всеми другими дисциплинами. Она является основным средством общения людей между собой.
Речь играет большую роль в регуляции поведения и деятельности ребенка на всех этапах его развития. Речь окружающих регулирует поведение ребенка, расширяет его кругозор. Наряду с другими факторами она развивает у ребенка слуховое внимание, формирует фонематический слух, правильное звукопроизношение, дает образцы грамматически оформленной фразы и т. д. Подражая речи окружающих, ребенок учится точности выражения своих мыслей, чувств, умению владеть голосом, дыханием, всеми интонационными средствами языка, правильному речевому поведению.
Публикация «Консультация для педагогов „Как развить фонематический слух у дошкольника“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2019
Всякому, кто общается с детьми, известно, что даже годовалый ребенок понимает значительно большее количество слов, чем может произнести. Однако неправильно было бы считать, что к тому моменту, когда у ребенка достаточно развит фонематический слух и произношение, процесс формирования речи в какой-то степени оказывается законченным. Этот процесс интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного и школьного возраста.
Слуховая сфера является ведущей в том отношении, что благодаря раннему развитию фонематического слуха ребенок впервые на слух учится различать разнообразные фонематические элементы, их точные слуховые представления, и становится регулятором их в его собственном произношении. Но для их появления в речи самого ребенка, кроме слуховых представлений, необходимы еще артикуляторные навыки. Эти навыки вырабатываются позднее, и с их выработкой звуковые элементы вступают в собственную речь ребенка.
Развитие речевой функции – процесс чрезвычайно сложный, в его формировании участвует: слуховой и речедвигательный анализаторы.
Умение сосредоточиться на звуке — очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом. Фонематический слух является базой для появления, становления и совершенствования речи ребенка. Чем лучше сформирован фонематический слух, тем совершеннее речь ребенка.
Итак, фонематический слух (Фонематика) – различение (анализ и синтез) звуков (фонем) частей речи, которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения человек (ребенок) воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал. Без полноценного фонематического слуха ребенок не овладеет чистым звукопроизношением.
Таким образом, в развитии речи детей дошкольного возраста огромное значение придается формированию фонематического слуха.
Сегодня мы поговорим о развитии фонематического слуха. Как же определить уровень сформированности слуха ребенка?
Если ребёнок слышит, как осторожно скрипнула дверь, отличает приближающийся гул вертолета от гула самолета, – то у него всё в порядке с физиологическим слухом
А теперь у ребенка в руках маракас или бубен, и если он не нарушит ритмического рисунка русской народной песни "Во поле береза стояла. ",– у него восхитительный музыкальный слух.
Вот шестилетний дошкольник без ошибок раскладывает картинки в две стопки: в одну – с первым звуком [С],в другую – со звуком [3], – у ребенка сформированный фонематический слух.
Провожая ребенка в школу, мы надеемся, что он будет учиться успешно. От детей, поступающих в первый класс, требуется не только сформированость знаний, умений и навыков, но и способность к действию в умственном плане, к анализу, синтезу и обобщению. Главное условие успешного усвоения русского языка в школе – сформированность фонематического слуха.
Стержнем большинства затруднений учащихся при письме является недостаточная сформированность ФС. Это проявляется в специфических ошибках на письме.
Первичного фонематического слуха, достаточно для повседневного общения. Но для овладения навыком чтения и письма, необходимо умение детей расчленять поток речи на слова, слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, т. е, производить анализ звуковой стороны слова, чего не умеют большинство детей.
У детей данной категории полноценное взаимодействие с окружающим миром нарушено: речь формируется с задержкой, наблюдаются недостатки звукопроизношения, отклонения в состоянии лексической и грамматической языковых подсистем.
В основе этих расстройств лежит нарушение фонематического слуха. Это приводит к ограниченности словаря, недостаточному пониманию смысловых значений, грамматических категорий.
Развитый фонематический слух ребенка является непременным условием успешного обучения грамоте. Поэтому ранняя диагностика сформированности фонематических процессов является необходимой для своевременного преодоления его недоразвития.
Вывод: Фонематическое восприятие – это различение на слух звуков речи. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное его значение: «коза-коса», «дом-том», «бочка-почка». И вот уже козой косят луг, коса щиплет травку, а Мишина машина превращается в мыши на машине.
Родители часто жалуются – у моего ребенка «каша во рту», он пропускает или заменяет звуки и слоги в словах – виновником подобных нарушений может быть неразвитый фонематический слух.
Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов (даже не обладая возможностью выговорить все звуки, ребенок сохраняет структуру слова «кар-ти-на» - «ти-ти-та», основой легкости овладения грамматическим строем языка, успешного освоения письма и чтения
Существуют разнообразные игры и упражнения
для развития фонематического слуха
Развитие фонематического слуха делится на шесть уровней.
Первый уровень – узнавание неречевых звуков.
Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.
Чем играем? (музыка)
Для игры потребуется набор предметов, способных издавать разные звуки: колокольчик, бубен, метроном, погремушка, свисток, деревянные и металлические ложки и др.
Из числа играющих выбирают водящего, который становится спиной к игрокам на расстоянии 2-3 метров. Несколько игроков (3-4) по сигналу ведущего подходят к нему поближе и со словами «Чем играем?» начинают производить звуки. Водящий должен определить, какими предметами издаются звуки.
Шаг - бег - стоп! (физкультура)
Перед началом игры ведущий взрослый, играющий на музыкальном инструменте, - и дети договариваются о характере движений, которые они будут выполнять под музыку: под маршевую - бодро шагать, под плясовую - бежать на носочках, пауза же в музыке требует остановки движения и полной неподвижности.
Сосчитай удары (музыка, математика)
Ведущий предлагает детям закрыть глаза и сосчитать (про себя, сколько ударов в бубен они услышат. Открыв глаза, необходимо найти и показать карточку с соответствующей цифрой (или выложить на столе столько фишек, сколько ударов было слышно) .
Молоточки (музыка)
Ведущий предлагает детям по очереди отстучать «молоточком» (карандашом) тот или иной ритмический рисунок. За каждый правильно повторенный ритм игрок может получить поощрительную фишку. Выигрывает тот, кто справится с игровым заданием лучше остальных, набрав наибольшее количество фишек
Ритмические рисунки (музыка, математика, обучение грамоте)
Перед началом игры ведущий объясняет детям, как можно с помощью знаков записывать тот или иной ритмический рисунок. Например, длинными и короткими вертикальными палочками можно обозначать громкость и количество звуковых сигналов (хлопков, ударов в бубен и др., а горизонтальными палочками – паузы между сериями сигналов.
Игровое задание - прослушать предлагаемые взрослым ритмические рисунки и зарисовать их.
Обратное задание - воспроизвести (отхлопать, отстучать) ритмический рисунок по образцу.
Второй уровень – различение звуков речи по тембру, силе и высоте.
Быстро – медленно (физкультура, музыка)
Под громкие, редкие удары в бубен дети идут, подражая медведю, - медленно, на внешней стороне стопы; под тихие, частые удары - бегут на цыпочках, словно мышки.
Тихо – громко (физкультура)
Пока ведущий тихо хлопает в ладоши, дети спокойным шагом ходят по комнате, когда раздаются громкие хлопки - стоят, замерев, на месте.
Кто сказал комплимент (режимные моменты)
В этой игре принимают участие 6-8 детей. Из них выбирается водящий, который поворачивается к игрокам спиной и закрывает глаза. Участники игры вперемешку (по очереди) говорят ему комплименты, например: «Саша, ты очень умный», «Ты самый аккуратный», «У тебя красивые волосы» и т. п. Водящий должен по голосу узнать, кто это сказал. Во втором круге игры правило изменяется - теперь каждый, кто говорит комплимент, хотя бы чуть-чуть должен изменить свой голос.
Третий уровень - различаем близкие по звучанию слова
Верно-неверно.
Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.
Доскажи словечко.
Взрослый читает стишок, а ребенок договаривает последнее слово, которое подходит по смыслу и рифме:
На ветке не птичка -
Зверек-невеличка,
Мех теплый, как грелка.
Зовут его. (белка).
Ты не бойся - это гусь,
Я сама его. (боюсь).
Грязнулю всегда
Выручает. (вода).
В дом войти боится вол:
- Подо мной прогнется. (пол).
Свистнул чижик:
- Фью, фью, фью!
Я с утра росинки. (пью)
Шутки – небылицы.
Задание: ведущий читает стихотворение, намеренно делая ошибки в словах. Назвать правильно слова.
1. Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
- Там ползет зеленый лук
С длинными усами (жук).
2. Закричал охотник: «Ой!
Двери гонятся за мной!» (звери).
3. Эй, не стойте слишком близко.
Я тигренок, а не миска (киска).
4. Мама с бочками пошла
По дороге вдоль села (дочками).
5. На глазах у детворы
Крысу красят маляры (крышу).
6. Чтоб пообедать, взял Алешка
В правую руку левую ножку (ложку).
7. Школьник кончил строчку
И поставил бочку (точку).
8. У печки с удочкой сижу
От рыбы глаз я не свожу (речки).
9. Русская красавица
Своей козою славится (косой).
10. Усатый кит сидит на печке,
Выбрав теплое местечко (кот).
К четвертой ступени ребенок уже подготовлен к тому, чтобы учиться различать слоги
Четвертый уровень – различение слогов.
Похлопаем.
Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на, отхлопывая слоги. Более сложный вариант – предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове. (Если ребенок затрудняется посчитать слоги, можно предложить ему подставить руку к подборотку)
Что лишнее?.
Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа»… Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.
Чистоговорки.
Взрослый начинает, а малыш договаривает последний слог.
Ба-бо-ба - у дороги два стол. (ба).
За-зу-за - уходи домой, ко. (за).
Ти-ди-ти - на Луну ле. (ти).
Де-де-те - сядем в темно. (те).
Лю-лу-лю - лук зеленый я по. (лю).
Фе-ве-фе - посижу я на со. (фе).
Постепенно в течение этого периода ребенок должен овладеть умением различать все звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, твердые и мягкие.
Пятый уровень – различение звуков.
На этом этапе ребенок учится различать фонемы (звуки родного языка). Начинать надо обязательно с различения гласных звуков.
Угадай-ка.
1. У малыша картинки с изображением волка, младенца, птички. Взрослый объясняет: " Волк воет: у-у-у", " Младенец плачет: а-а-а", " Птичка поет: и-и-и". Просим малыша поднять картинку, соответствующую произносимому взрослым звуку.
2. Объяснить ребенку, что слова состоят из звуков. Поиграть в звуки. Комарик говорит – зззз, ветер дует – сссс, жук жужжит – жжжж, тигр рычит – рррр…
Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто (что) его издает и наоборот.
Звук заблудился.
Прочитайте ребенку стишок, в котором последнее слово зарифмовано, но не соответствует общему смыслу. Малыш должен исправить его и закончить предложение словом более подходящим, определив, какая буква была пропущена.
Нам темно. Мы просим папу
Нам включить поярче ла. пу (лампу).
На арену вышли. игры (тигры,
Мы от страха все притихли.
Землю роет старый к. от (крот,
Под землею он живет.
Шестой уровень – освоение навыков анализа и синтеза.
На завершающей ступени в системе развития фонематического слуха мы учим ребенка делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, уметь "отхлопывать", "отстукивать" ритмический рисунок дву- и трехсложных слов. Затем приступаем к анализу согласных звуков. Начинаем мы с того, что учим выделять последний согласный звук в слове,
3агадки
Не река,но здесь живут
Разные рыбешки.
Дом стеклянный.
Свет. Уют.
И еда есть - крошки. (Аквариум)
Он вздыхает очень тяжко.
Так бедняжка растолстел,
Что зеленую тельняшку
На себя с трудом надел. (Арбуз)
Города, моря найдем,
Горы, части света.
Умещается на нем
Целая планета. (Глобус)
Дети, мамы, папы
Носят только шляпы. (Грибы)
Испугается - бежит,
Остановится - дрожит.
(Заяц)
Растет она в земле,
Известна в целом мире.
Частенько на столе
Красуется в мундире. (картошка)
Он не любит свет дневной,
Проживает под землей,
Землю роет, роет, роет
Каждый день метро он строит. (Крот)
Остроносо и черно
В землю брошено зерно.
А теперь над этим местом
Солнца круг и зерен двести. (Подсолнух)
Что за облако - ловушка:
Скрылась в нем вся деревушка. (Туман)
С виду кроха, но - силен,
Озорует слишком,
Лишь родился, сразу он
Свой сломал Домишко. (Цыпленок)
Что сказать о ней? Трусишка.
Тихо жить старается.
Костяной надежной крышкой
С детства укрывается. (Черепаха)
Отгадай слово. (обучение грамоте)
(- тка, - голка, - рбуз, - камейка, автобу -, - адуга, - арабан). Четко, сохраняя ударение, произносить сочетания звуков. Дети поднимают соответствующие символы (красный или синий) и произносят каждое слово целиком, называя первый звук и соответствующую букву.
Сколько точек - столько звуков (математика, обучение грамоте)
Для игры требуется кубик, на гранях которого расположено разное количество точек (две, три, четыре, пять, шесть, ноль). Дети по очереди бросают кубик и называют слова, количество звуков в которых равно количеству точек на верхней грани кубика. В том случае, если выпадает ноль, игрок пропускает ход и передает кубик следующему игроку. За каждый неверный ответ игрок платит фант.
Молчанка (математика, обучение грамоте, ознакомление с окружающим)
Карточки с цифрами 1, 2, 3 у каждого ребёнка. Перед началом игры из числа участников выбирается помощник ведущего - «наблюдатель». Затем педагог называет слово, а дети поднимают карточку с цифрой, соответствующей количеству звуков в данном слове. (Подбор слов может быть как произвольным, так и тематическим.)
Цветочный магазин (математика, ознакомление с окружающим, обучение грамоте)
Игровой материал - открытки с изображением цветов, которые выставляются на наборном полотне. Это «цветочный магазин», а цветные фишки в руках у детей - это «деньги». Педагог объясняет, что каждый может купить для себя цветы, только необходимо правильно рассчитаться с продавцом (его роль исполняет сам педагог или кто-то из детей, т. е. отдать за каждый цветок столько фишек «монет», сколько слогов в слове - названии цветка. Покупать цветы нужно по очереди.
Выигрывает тот, кому удастся «купить» наибольшее количество цветов.
Магазин (ознакомление с окружающим, обучение грамоте)
Игры на выделение звука на фоне слова.
Задание: Незнайка пошел в магазин за фруктами, пришел в магазин, а название фруктов забыл. Помогите Незнайке купить фрукты, в названиях которых есть звук [л’]. На наборном полотне выставляются предметные картинки: яблоки, апельсины, груши, мандарины, сливы, лимоны, виноград. Дети отбирают картинки, в названии которых есть звук [л’].
Каждому - свое место
У каждого игрока - набор предметных картинок и три карточки, разделенные на три квадрата. На первой карточке закрашен первый квадрат, на второй - второй, на третей - третий.
Педагог предлагает игрокам рассортировать картинки, положив их под той или иной карточкой в зависимости от места заданного звука в слове (в начале, середине или в конце). Выигрывает тот, кто первым правильно расположит все картинки.
Вывод: Эта шестиэтапная система развития речевого слуха у ребенка - своеобразный фундамент для хорошей дикции. Стройте этот фундамент вместе со своими детьми, учитесь слушать и слышать - тогда и говорить станет легко и приятно!
Уделяя внимание развитию фонематического слуха вы облегчите ребенку процесс освоения правильного звукопроизношения, а в дальнейшем чтения и письма. Несложная система игр позволит вам самостоятельно и продуктивно помочь ребенку овладеть родным языком, избежать возможных трудностей и предотвратить возникновение речевых нарушений. Если же нарушение уже имеется, то развитие фонематического слуха будет первым шагом на пути его преодоления.