Людмила Сорокина
Консультация для педагогов «Как определить темперамент ребенка в процессе педагогической деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Полноценное развитие ребенка в период дошкольного детства возможно при соблюдении одного из важнейших психолого – педагогических принципов. Речь идет об индивидуальном подходе, суть которого – обеспечить ребенку оптимальное развитие его характера, способностей, стиля поведения. Иными словами, о внимании к особенностям каждого воспитанника, сохранении его психического здоровья. Ведь расстройства в поведении ребенка возникают тогда, когда методы, средства воспитания и воздействие окружающей среды не соответствуют или даже противоречат его темпераменту. Тот, кто занимается воспитанием детей, избежит многих ошибок, если знает некоторые особенности их темперамента- холерического или сангвинического, флегматического или меланхолического.
Публикация «Консультация для педагогов „Как определить темперамент ребенка в процессе педагогической деятельности“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Каждый вид темперамента имеет свою характеристику:
Холерик – чувствительный, беспокойный, агрессивный, раздражительный, изменчивый, оптимистичный, активный.
Сангвиник – общительный, открытый, разговорчивый, отзывчивый, непринужденный, жизнерадостный, склонный к лидерству, беспечный.
Флегматик – пассивный, осмотрительный, вдумчивый, мирный, контролируемый, внушающий доверие, ровный, спокойный.
Меланхолик – тревожный. Легко расстраивающийся, сдержанный, необщительный, тихий, пессимистичный, склонный к рассуждениям, не гибкий.
Возникает вопрос, как на практике определить тип темперамента ребенка? Наблюдая за его реакцией и отвечая на вопросы теста, ставьте пометку рядом с определенными буквами – а, б, в, г.
1. Как ведет себя, если возникает необходимость быстро, безотлагательно действовать?
а Включается легко, без ярких эмоций.
б Влючается активно, эмоционально.
в Включается неторопливо.
г Включается робко, осторожно.
2. Как реагирует на замечания взрослого?
а Говорит, что больше не будет, но позже поступает точно так же.
б Не слушает и проступает по – своему, проявляет бурную реакцию.
в Молчит, принимает к сведению, обдумывает.
г Обижается, молчит, долго переживает, плачет.
3. Как разговаривает с товарищами в значимых для него ситуациях?
а Быстро, прислушиваясь к высказываниям других.
б Стремительно, страстно, никого не слушая.
в Спокойно и уверенно.
г С сомнениями, неуверенно, оглядываясь на других.
4. Как ведет себя в непривычной для него обстановке (в кабинете врача, заведующей детским садом?
а Легко ориентируется, проявляет любопытство, активность.
б Возбужден, иногда излишне беспокоен.
в Внимательно, обстоятельно рассматривает все вокруг.
г Слушается взрослых, ведет себя застенчиво.
Если реакция чаще всего проявляется по типу «а», можно считать: преобладают сангвинические черты темперамента; по типу «б»- холерические; по типу «в» -флегматические; по типу «г» - меланхолические.
Дети имеющие холерический и сангвинический темпераменты любят бывать среди людей, общительны, требуют похвалы и одобрения, много говорят, легко вступают в контакт, любят веселые, подвижные игры. Таких детей необходимо как можно чаще хвалить, выслушивать, быть терпеливыми к ним. Поскольку эти дети легко возбудимы, при нарастании эмоционального напряжения необходимо применять отвлекающие приемы.
Дети имеющие меланхолический и флегматический темпераменты любят одиночество, после длительного общения с товарищами быстро утомляются; задания выполняют самостоятельно, редко говорят о своих переживаниях. В чем задача взрослого? Обеспечить возможность побыть одному, позаботится о том, чтобы на ребенка не «падали» эмоциональные перегрузки. Детей с такими темпераментами более всего привлекают такие занятия, как рисование, лепка, мягкие игрушки. Грубое общение с ними неприемлемо.
Проблема эмоционального самочувствия детей в дошкольном учреждении – одна из самых актуальных. Доказано: душевное равновесие и физическое здоровье тесно взаимосвязаны. А позитивное эмоциональное состояние – важнейшее условие развития личности. Свойства темперамента определяют динамическую сторону личности, наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими особенностями человека. Важно воспринимать их как природную данность, как природное явление.