Анна Михайловна Гордина
Консультация для педагогов «Аналитическая деятельность педагога при планировании педагогической деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов по теме «Аналитическая деятельность педагога при планировании педагогической деятельности»
Гордина А. М.
Единственный путь, ведущий к знанию - это деятельность.
Б. Шоу
Публикация «Консультация для педагогов „Аналитическая деятельность педагога при планировании педагогической деятельности“» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Темочки
Чтобы успешно включить подрастающее поколение в жизнь нашего общества необходимо целенаправленно воспитывать, обучать его, формировать необходимые качества и свойства личности каждого ребенка с самого раннего возраста. Роль воспитателя, зависимость от его качества работы, очень велика. Педагогический процесс всегда растянут на длительное время, требует множества связанных в единую систему педагогических воздействий. Это диктует необходимость его планирования. От того, как педагог построит свою деятельность будущего педагогического воздействия (план работы, во многом зависит его успех.
Планирование - это целесообразная организация педагогического процесса, которая позволяет устранить неопределенность, сосредоточить внимание на главных задачах, добиться эффективного функционирования.
В свою очередь, планированию это всесторонний анализ состояния воспитательно – образовательной работы в детском саду, т. е. выявление сильных и слабых ее сторон, определение актуальных задач на предстоящий период, т. е. педагогический анализ.
Анализ помогает выявить все недостатки и достоинства существующей системы, чтобы в дальнейшем улучшить ее состояние.
Началом деятельности в детском саду является годовой план, а концом – анализ проделанной работы (самоанализ работы воспитателя, анализ деятельности ДОУ). Анализ всех сторон жизни деятельности ДОУ (программы, материально-техническая база, состояние здоровья воспитанников, взаимодействие с социумом, запросы родителей, пожелания детей и другое) помогает написанию реального годового плана. Результаты педагогического анализа необходимы, чтобы проводить контроль, в ходе которого осуществляется сбор необходимой информации о педагогическом процессе. В свою очередь, контроль не будет эффективным, если его данные не подвергаются педагогическому анализу.
Контроль — вид деятельности, направленной на сбор, систематизацию и хранение информации о ходе и развитии педагогического процесса (Ю. А. Конаржевский). Таким образом контроль способствует получению информации, а педагогический анализ обеспечивает глубину ее познания.
Содержание педагогического анализа
Педагогический анализ в действительности требует максимума интеллектуального напряжения личности, сформированного аналитического мышления, проявляющегося в умении обобщать, сравнивать, систематизировать, синтезировать педагогические факты и явления.
Цель педагогического анализа : раскрытие причин положительных или отрицательных явлений педагогического процесса с целью влияния на них.
В любой области деятельности человека возникает необходимость в сборе, сортировке, обработке поступающей информации и последующем ее анализе с целью прогнозирования ситуации и принятия на основе этого решений. Поэтому проводится аналитическая работа, которая подразумевает некоторый творческий потенциал педагога.
Умением анализировать информацию должен обладать каждый педагог. Анализ информации необходим для ее адекватной оценки и подготовки принятия решений. В аналитической работе используется своя точка зрения, основанная на законах диалектики и логики.
Такой специальности, как «аналитик» не существует, но все педагоги могут заниматься аналитической работой.
В чем заключается аналитическая деятельность педагога детского сада?
Педагог должен владеть знаниями и практическими навыками, умением анализировать и адекватно оценивать педагогическую ситуацию. Аналитическая деятельность педагога является основой принятия решений, планирование деятельности, прогнозирования и коррекции, реализации воспитательного и образовательного процесса. Для эффективности педпроцесса необходим постоянный поиск наиболее новых, более результативных методов воспитания и обучения, при помощи которых происходит передача содержания образования.
Задача педагога детского сада : спланировать свою работу и создать такую образовательную среду, в которой полностью будет реализован творческий потенциал каждого ребенка:
- приобщение детей к здоровому образу жизни,
- развитие положительного самоощущения малыша, обеспечение эмоционального благополучия,
- стимуляция активности, любознательности, стремления к творческому самовыражению.
- развитие компетентности в общении со сверстниками и взрослыми,
- выявление и развитие способностей ребенка.
Планирование осуществляется на аналитической основе :
• анализ внешней среды ДОУ (учета требований социального заказа, нормативно-правовых документов федерального, областного, муниципального уровней);
• анализ состояния ДОУ (уровня здоровья, развития детей, степени овладения ими образовательной программы; уровня профессиональной компетентности работников, особенностей и потребностей родителей; четкого выделения факторов, влияющих на них);
• цели деятельности и необходимые средства их реализации определяются из результатов анализа.
Определить пути улучшения воспитательно – образовательного процесса позволяет ежегодный педагогический анализ результативности работы детского сада, каждого педагога, который направлен на изучение педагогического процесса, выделение причин, определивших уровень воспитательно – образовательной работы и последующую выработку на этой основе рекомендаций по совершенствованию педагогического процесса в ДОУ. Фактически выполнение плана в целом зависит от понимания каждым педагогом, сотрудником его роли в реализации плана.