Любовь Колмакова
Консультация для педагогов «Как выявить способности у ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
РАЗВИВАЕМ СПОСОБНОСТИ РЕБЕНКА
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность, несомненно, занимает одно из ведущих мест. Это объясняется, во-первых, значимостью способностей для развития личности, а во-вторых, возросшей потребностью общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, умеющих творчески подходить к решению задач, способных созидать новое в различных сферах жизни. Именно таким потенциалом и обладают одаренные люди.
Публикация «Консультация для педагогов „Как выявить способности у ребенка“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Самым сензитивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Доказано, что каждый ребенок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии. Для ребенка этого возраста характерна усиленная познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими. «Родовыми» чертами дошкольного возраста являются фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления. Кроме того, дошкольник обладает особой чувствительностью, отзывчивостью на окружающее. Умелое использование потенциальных возможностей малыша в ходе его развития может обеспечить достаточно высокий результат. При создании в ДОУ благоприятных условий за период дошкольного детства ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей, одаренности. Такими условиями являются:
• наличие специально подготовленных высококвалифицированных педагогов дополнительного образования и воспитателей;
• наличие богатой предметно-пространственной среды, стимулирующей самую разнообразную деятельность ребенка;
• создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку, обстановки, формирующей у ребенка чувство собственной значимости, поощряющей проявление его индивидуальности;
• наличие личностно ориентированной воспитательно-образовательной системы.
В процессе воспитательно-образовательной деятельности желательно руководствоваться следующими принципами:
• преемственность, реализуемая в процессе сотрудничества воспитателей, педагогов дополнительного образования, родителей;
• учет сензитивности дошкольного детства как периода, наиболее благоприятного для развития одаренности;
• индивидуальный подход, который реализуется путем составления гибких учебных планов, разработки индивидуальных программ развития ребенка;
• своевременное начало, т. е. как можно более раннее начало работы по развитию
способностей ребенка;
• возможность выбора, согласно которому ребенку предоставляется право само-му выбирать интересующую его деятельность;
• комплексный подход, предполагающий реализацию как специальных, так и общеразвивающих и общеобразовательных задач;
• равновесие, т. е. рациональное соотношение индивидуальной и коллективной деятельности ребенка, объема специальных и объема общеразвивающих занятий;
• взаимодействие и сотрудничество детского сада с учреждениями образования, культуры, искусства.
СИСТЕМА ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ ДЕТСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
Первый этап (2-3 года).
Копилка эстетических переживаний, настроений, эмоций. Первые сенсорные впечатления
Доказано: чем раньше начать работу по развитию способностей ребенка, тем лучше будет результат. Первые годы жизни ребенка - самые важные для его будущего, и надо как можно полнее использовать их. В условиях ДОУ работу по развитию способностей необходимо начинать с того момента, когда ребенок, будучи совсем маленьким, приходит в детский сад.
Самое главное на этом этапе - пробуждение чувственной сферы. Дошкольник воспринимает и изучает окружающий мир не разумом, а органами чувств, поэтому для его эффективного развития необходимо максимальное воздействие на чувственную, эмоциональную сферу.
Существуют разные средства воздействия на чувства. Практика работы показывает: одним из наиболее эффективных является искусство. В возрасте 2-3 лет ребенок очень восприимчив к музыке, театру, литературе, устному народному творчеству. Поэтому эти и другие виды искусства могут быть использованы с целью пробуждения чувственной сферы ребенка. На данном этапе искусство должно являться сопровождающим фоном развития. В процессе слушания музыки, совершая под ее сопровождение свои первые ритмические движения, встречаясь с героями сказок, слушая стихи, потешки, прибаутки, ребенок испытывает первые эстетические переживания, развивает чувственную сферу. Так создается благоприятная среда для общего развития ребенка, в частности для пробуждения его природного потенциала.
Второй этап (3-4 года).
Погружение в деятельность. Начальные признаки природного потенциала
Первый сенсорный опыт позволяет ребенку подняться на следующую ступень развития, где при наличии определенных условий могут проявиться первые признаки природного потенциала. Самое главное на этом этапе - максимальное погружение ребенка в деятельность, потому что, во-первых, способности - понятие динамическое, они существуют в развитии, а развитие осуществляется только в деятельности, только в процессе активного участия в ней человека. Вне деятельности способности не существуют. Деятельность, таким образом, может рассматриваться как важное условие пробуждения и развития природного потенциала. Во-вторых, ребенок данного возраста очень активен, он с интересом и желанием берется за любое дело, независимо от уровня его сложности и новизны.
Учитывая это, необходимо предоставлять детям широкий спектр различных видов деятельности (исходя из условий, возможностей, специфики работы конкретного ДОУ). Такими видами деятельности могут быть пение, хореография, игра на музыкальных инструментах, рисование, лепка, художественный труд, спорт, игра (сюжетно-ролевая, дидактическая, театрализованная, общение; необходимо создавать в группах такую предметно-пространственную среду, которая сама провоцирует ребенка на деятельность. Основными ее характеристиками должны являться: разнообразие, доступность и открытость, мобильность, ориентированность на зону ближайшего развития ребенка.
Очень важно на данном этапе внимательно наблюдать за ребенком, присматриваться к нему, замечать, какие виды деятельности больше его привлекают, в какой деятельности он успешен. Эти наблюдения помогут педагогам вовремя заметить ребенка со склонностями к определенным видам деятельности, наметить перспективы его развития. Практика работы показывает: на данном этапе у отдельных детей возможны первые проявления природного потенциала.
Третий этап (4-5 лет).
Интерес, желание, творческий поиск
Постепенно, в процессе активного участия в разных видах деятельности, у ребенка закрепляется интерес к ним и желание ими заниматься. С этим интересом и желанием ребенок поднимается на следующую ступень развития, где начинается его творческий поиск. Наблюдения за детьми показывают: на этом этапе они начинают проявлять избирательный интерес: одному больше нравится петь, другому - рисовать, третий с особым желанием занимается хореографией или спортом. Замечено также, что в большинстве случаев ребенок проявляет интерес именно к той деятельности, в которой он наиболее успешен. Главное на этом этапе -поддержать ребенка, помочь ему определиться. При этом необходимо учитывать не только желание и стремление ребенка, но и уровень развития его способностей в конкретном виде деятельности. С этой целью на данном этапе можно вводить диагностику, задачей которой будет подтверждение наличия у ребенка того или иного вида способностей. Это необходимо для определения перспектив развития ребенка, оказания ему психолого-педагогической поддержки, организации работы с родителями.
Должное внимание на этом этапе необходимо уделять креативности ребенка, которая наряду с усиленной мотивацией и повышенным интеллектом входит в структуру одаренности. Поэтому очень важно, чтобы работа в данном направлении была организована на должном уровне. Креативность предполагает наличие у ребенка способностей к оригинальности, гибкости, нестандартности, вариативности. С целью ее развития деятельность ребенка должна носить творческий характер.
На данном этапе уже возможна работа по объединению детей, имеющих однотипные способности, в группы для дополнительных занятий отдельными видами деятельности (рисование, лепка, вокал, хореография, спорт). На дополнительных занятиях педагоги занимаются совершенствованием умений и навыков детей, развитием интереса к тому или иному виду деятельности. Основной принцип формирования состава групп - желание ребенка.
Четвертый этап (5-6 лет).
Яркие проявления природного потенциала
Данный этап развития ребенка характеризуется ярким проявлением его природного потенциала. Уровень развития его способностей достигает к этому моменту достаточно высокого уровня. У большинства наблюдается четкое избирательное отношение к определенным видам деятельности; причем ребенок не просто проявляет интерес и желание заниматься любимым делом - он достаточно серьезно и заинтересованно относится к его результату. Если на предыдущих этапах деятельность затевается ребенком просто ради самой деятельности, то теперь ребенок стремится к достижению результата в ней, прилагая максимум усилий, для того чтобы деятельность была успешной. И здесь педагогам не нужно оказывать давление на ребенка : пусть он сам выберет пути и средства достижения результата. Нужно, чтобы ребенок почувствовал и осознал: хороший результат возможен только при наличии определенных усилий, старания и терпения. Главное - быть всегда рядом с ребенком, чтобы при необходимости помочь, подсказать, дать совет.
На этом этапе еще больше внимания необходимо уделять развитию творческих способностей ребенка в различных видах деятельности. Для этого нужно давать детям максимум возможностей экспериментировать, импровизировать, фантазировать. Необходимо стремиться к тому, чтобы занятия с детьми на данном этапе либо были полностью творческими (тема, содержание, приемы и методы работы, либо содержали элементы творчества детей.
Одним из показателей одаренности ребенка является повышенный уровень интеллекта. Поэтому наряду с развитием креативности на данном этапе возникает необходимость активизации работы по развитию интеллектуальных способностей, которые проявляются в сообразительности, находчивости, активности, рискованности, оригинальности и самостоятельности мышления, в высоком уровне сформированности основных мыслительных операций, высокой концентрации внимания, в быстром и глубоком запоминании материала. С целью развития интеллектуальных способностей необходимо предлагать детям различные виды интеллектуальных игр: ребусы, кроссворды, головоломки, задачи, лабиринты, графические диктанты, лото, домино, шашки, шахматы, конструктор LEGO, мозаику. Главное требование к таким играм - определенная степень их сложности. Задание не должно быть слишком легким, оно должно быть достаточно сложным для ребенка, ориентированным на зону ближайшего развития. Только в процессе активной умственной деятельности, в ходе преодоления трудностей получат необходимое развитие интеллектуальные способности.
Достаточно эффективным средством развития способностей может быть работа ребенка в творческой мастерской. Творческие мастерские по различным направлениям деятельности объединяют детей с высоким уровнем тех или иных способностей. Каждое ДОУ может открывать различные мастерские: изостудии, скульптурные мастерские, мастерские по декоративно-прикладному искусству; вокальные, инструментальные, хореографические ансамбли; спортивные секции и др. При формировании составов творческих мастерских необходимо учитывать не только желание ребенка, но и уровень развития его способностей. Поэтому необходимым является проведение специальной диагностики, подтверждающей факт наличия у ребенка тех или иных способностей (одаренности). Обязательным условием работы творческой мастерской является наличие программы, разработанной ее руководителем. Цели, задачи, содержание программы, формы и методы работы определяются с учетом особенностей детей, их интересов, уровня развития способностей. Программа перед началом ее реализации должна пройти соответствующую экспертизу, подтверждающую ее значимость, ценность в плане развития способностей ребенка.
Пятый этап (6-7 лет).
Проявление одаренности. Первые шаги в мир профессионального искусства
Данный этап характеризуется тем, что у отдельных детей происходит яркий расцвет способностей, уровень развития которых может говорить о наличии у них определенной степени одаренности. Система работы по развитию способностей, используемая на предыдущих этапах, недостаточна для этих детей, так как в должной мере не учитывает их индивидуальные особенности, потенциальные возможности, перспективы. Для данной категории детей необходима организация особой системы работы, которая должна в наибольшей степени учитывать особенности и проблемы одаренных детей и обеспечивать их эффективное развитие.
Данная система работы предполагает проведение мониторингов, позволяющих выявлять и определять степень одаренности ребенка, прослеживать динамику его развития, разработку и реализацию индивидуальных программ развития ребенка.
Индивидуальные программы, создаваемые на основе данных диагностики и ком-плексных наблюдений за ребенком, должны представлять собой комплексные модели развития одаренности. Это значит, что содержание программ должно быть направлено не только на совершенствование природных способностей ребенка (например, развитие вокальных способностей, изобразительных возможностей, литературного дарования и т. д., но и на развитие всех структурных компонентов одаренности (креативность, интеллект).
Индивидуальные программы развития предполагают разнообразные формы работы с ребенком. Так, программа по развитии музыкальных способностей может содержать следующие формы: общеразвивающие музыкальные занятия; индивидуальные занятия по развитию вокального мастерства; занятия в вокальном кружке или хоровом коллективе; игра в составе детского оркестра; участие в концертах для детей и родителей, в музыкальных конкурсах; теоретические занятия по музыкальной культуре, посещение театров, концертов.
При организации данной работы необходимо учитывать ряд условий: общая учебная нагрузка ребенка не должна превышать допустимую норму; нельзя допускать ранней узкой специализации - нужно давать ребенку возможность помимо занятий приоритетной для типа его одаренности деятельностью включаться и в другие интересные и нужные дела; необходимо планировать для ребенка режим дня, предполагающий рациональное чередование занятий, отдыха, прогулок.
К 6-7 годам, при условии прохождения всех вышеуказанных этапов, у многих детей формируется высокий уровень творческой активности, любознательности, ярко выраженное стремление к самосовершенствованию в конкретном виде деятельности.
Уровень развития способностей некоторых детей уже достаточно высок. Им становится «тесно» в детском саду. Они готовы сделать свои первые шаги в мир. Необходимо расширять сферу их деятельности, создавать условия для дальнейшего эстетического, интеллектуального образования. Главными союзниками и помощниками здесь ста-новятся родители, которые «перебрасывают мостик» для ребенка от детского сада к Центрам детского творчества, Дворцам культуры, музыкальным школам, школам искусств и т. д., где ребенок продолжает совершенствовать свой природный потенциал в приоритетном для него виде деятельности.