Елена Шахтарина
Консультация для педагогов «Как научить ребенка запомнить стихотворения»
▼ Скачать + Заказать документы
«Как научить ребенка запомнить стихотворения» (от 3 - 7 лет)
Существуют разные методы заучивания стихотворений, ориентирующиеся на различия запоминания. Вы сможете попробовать вместе с ребенком каждый из них, вы поймете, каким образом вашему ребенку легче запоминать стихи.
Публикация «Консультация для педагогов „Как научить ребенка запомнить стихотворения“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
Метод это «Расскажи стихи руками». «Рассказывание» стихов руками и всем телом неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания, крупной и мелкой моторики, координацию движений, воображения, образности мышления. Совместные действия со взрослыми и сверстниками снимают неуверенность, зажатость, часто связанные с речевым или другим дефектом, личностными комплексами. Взрослый может показывать готовые движения или придумывать их вместе с детьми. Сопровождая при этом можно не только содержание строки, но и каждое слово в ней. Однако это доступно только детям старшего дошкольного возраста и не со сложными речевыми диагнозами. При выборе объема надо учитывать возраст ребенка и уровень речевого и познавательного развития. При необходимости стихи делить на части.
К тому приему необходимо добавить и такие, не менее эффективные, как игры с мячом. Взрослый читает первую строку, затем бросает мяч стоящему в круге ребенку, а тот читает вторую строчку, или начинает строчку, а ребенок заканчивает, или показывает содержание строчки движениями, а ребенок озвучивает.
При использовании приема рисуем стихотворение текст кодируется с помощью рисунков – символов. Воспитатель выразительно читает, затем дает детям установку: «Сегодня попробуем стихотворение нарисовать. И тогда вы все сумеете его хорошо запомнить. Я читаю и рисую по ходу чтения»
В качестве примера стих : «Спит в берлоге бурый мишка» Читает стих с опорой на рисунки, затем читает хором. Группами, по одному, по желанию. Для малышей при использовании приема показываем стихи воспитатель показывает с помощью любого вида театра.
При использовании приема играем стихи воспитатель организует игру – драматизацию по содержанию стихотворения, которую оборудует игрушками и различными игровыми атрибутами.
Сначала текст читает воспитатель, а «играет» ребенок, потом наоборот
Например: «Мой мишка»
Прием использования серии картинок наиболее эффективен для детей с речевой патологией, отклонениями в развитии психических процессов. Опора на серию рисунков для обучения детей заучиванию стиха увлекает их, превращает занятие в игру. В дошкольном возрасте преобладает наглядно – образное мышление, а запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Педагог подбирает картинки, построчно к стихотворению (яркие и узнаваемые).
Прием использования одного рисунка чаще применяют при заучивании потешек, песенок, закличек, прибауток. В детских книга к ним чаще всего есть красочные иллюстрации. При их рассматривании педагог вместе с детьми несколько раз повторяет слова и строчки из текста. При использовании другого варианта воспитатель читает стих и показывает большой яркий рисунок, затем задает вопросы, чтобы дети могли ответить словами из текста.
Любят дети и сонные считалки, которые непроизвольно запоминают, помогая воспитателю рассказывать их шепотом в спальне перед сном.
• Слуховой. Самый распространенный метод, его обычно используют в детском саду. Сначала заучивается каждый куплет, а затем — весь стих целиком. Здесь идет слуховая опора на рифму.
• Визуальный. Его часто путают с обычным показом книжных картинок. На самом деле вы создаете простой «картинный план» на глазах у ребенка одновременно с разучиванием стиха. То есть вы читаете строчку и изображаете то, о чем идет речь, отделяя на рисунке каждую картинку горизонтальной чертой. А затем по этому плану малыш несколько раз рассказывает стихотворение.
• Двигательный. Метод заключается в том, что ребенок подкрепляет запоминание двигательным актом. Так, можно взять толстую нитку и «смотать стишок в клубочек», повторяя строчку за строчкой. А затем его размотать. После чего он прячет ручки за спину и понарошку наматывает клубок. Как вариант — нанизывать бусы, пирамидку, пуговицы.
• Логический. После подготовительной работы прочитайте первые строки стихотворения, затем остановитесь и попросите малыша рассказать, что же было дальше, своими словами. Потом читайте уже с того места, на котором ребенок остановился, и дальше пусть снова он продолжает. Здесь ребенок опирается на смысловые связи и постепенно запоминает текст.
Попробуйте по очереди каждый из методов, и вы поймете, как именно вашему малышу легче дается запоминание. Кстати, именно так можно сделать вывод, какой вид памяти у ребенка является первостепенным. А может, вы будете пользоваться несколькими методами, ведь главное — результат.
Сонная считалочка (Е. Явецкая)
Поздний вечер, и у нас
Наступает сонный час:
На диване крепко спят
Кошка, пятеро котят.
В клетке сонный попугай
Напевает «баю-бай…»
Тихо-тихо во дворе,
Спит собака в конуре.
Сверху надпись: «Не будить!
А не то тебе водить!»
Дни недели (М. Погарский)
Вот неделька, в ней семь дней.
Поскорей знакомься с ней.
Первый день по всем неделькам
Назовется ПОНЕДЕЛЬНИК.
ВТОРНИК — это день второй,
Он стоит перед средой.
Серединочка СРЕДА
Третьим днем всегда была.
А ЧЕТВЕРГ, четвертый день,
Шапку носит набекрень.
Пятый – ПЯТНИЦА — сестрица,
Очень модная девица.
А в СУББОТУ, день шестой,
Отдыхаем всей гурьбой
И последний, ВОСКРЕСЕНЬЕ,
Назначаем днем веселья.
Домик
Стенка, стенка (потрогать щечки,
Потолок (потрогать лобик,
Две ступеньки (прошагать пальцами по губам,
Дзинь — звонок! (нажать на носик)