Наталья Езжалова
Консультация «Как научить ребенка пересказывать текст»
▼ Скачать + Заказать документы
Пересказ – это рассказ о героях и событиях литературного произведения, переданный своими словами в определенной последовательности. Существуют следующие виды пересказа :
• подробный (последовательное детальное изложение событий текста);
• выборочный (изложение какой-то части текста);
• сжатый (передача самого главного в произведении).
Для чего нужен пересказ?
Публикация «Консультация „Как научить ребенка пересказывать текст“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Пересказ, составление рассказа. Консультации
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Темочки
В первую очередь, для того чтобы научиться грамотно выстраивать свою речь, обогатить словарный запас и умело «жонглировать» грамматическими конструкциями. А для школьников умение пересказывать тексты просто неоценимо, поскольку практически все школьное обучение строится на том, чтобы устно передавать учителю изученную информацию.
Однако не каждый знает, что обучение пересказу следует проводить непосредственно «с пеленок» в формах постоянных разговоров с малышом и комментирования своих действий. Все подобные разговоры откладываются в головке новорожденного в виде образов языка. Подобные упражнения не только помогут вашему чаду рано заговорить, обогатить его речь, но и грамотно и развернуто строить свои высказывания, четко следуя их логике.
Какие умения и навыки потребуются ребенку, чтобы научиться успешно пересказывать тексты?
• концентрированное внимание – чтобы терпеливо выслушать содержание рассказа;
• четкое понимание смысла истории;
• логическая и ассоциативная память – чтобы запомнить последовательность событий истории;
• умение систематизировать и структурировать информацию;
• владение речью для осмысленного, последовательного и красивого изложения того, что узнал из текста.
Как видите, это совсем немало для детей возраста начальной школы.
Азы умения пересказывать приобретаются «с пеленок»
Итак, что же поможет развить навыки отличного пересказа в раннем возрасте :
• постоянные разговоры с ребенком (даже если кажется, что он не слышит и не понимает вас);
• комментирование абсолютно всех своих действий;
• чтение малышу огромного количества книг, соответствующих его возрасту («с пеленок»);
• игры на развитие памяти и внимания;
• игры по подбору ассоциаций;
• игры для развития образного мышления;
• прослушивание музыкальных произведений (для развития слуха, ритма и мелодики, что способствует также развитию речи);
Как только малыш подрастет (с 3 лет, очень полезно показывать ему истории с опорой на картинки, которые располагаются в определенной последовательности согласно происходящим событиям. Демонстрируя наглядный материал, необходимо задавать ребенку наводящие вопросы, указывая на соответствующую картинку:
• что происходило сначала (с чего начинается история?
• что было дальше?
• что происходит сейчас?
• чем заканчивается история?
Здоровые дети, с которыми родители занимались подобным образом с самого рождения, обычно, не испытывают никаких трудностей с построением пересказа : его логикой и развернутостью передачи информации.
Однако не стоит расстраиваться, если у вас не получилось развивать речь вашего чада с самого рождения. Непосредственно перед школой любого здорового ребенка можно научить пересказывать тексты в домашних условиях. И, конечно, начать стоит с рассказов, дающих опору на наглядность.
Используйте истории, которые очень нравятся вашему ребенку. К прослушиванию рекомендуются народные сказки, понятные и увлекательные рассказы таких писателей как: Пушкин, Бианки, Аксаков, братья Гримм, Сутеев, Андерсен, Носов, Толстой, Пришвин…
Наводящие вопросы для пересказа
Задавайте наводящие вопросы, попросив малыша изложить информацию так подробно, будто его слушает человек, который не знает ничего о происходящих в рассказе событиях:
• с чего начинается история?
• кто главные действующие лица?
• что важного произошло?
• к каким последствиям это привело?
• что происходит в конце истории?
• какой вывод ты можешь сделать?
• подумай, все ли важные моменты ты передал в своем рассказе?
• если нет, расскажи еще раз, пожалуйста.
Данный план обучения (не в виде урока) очень подходит активным неусидчивым деткам. Заниматься такими занимательными разговорами можно между делом, в поездках на машине, автобусе (домой из детского сада, например, поезде, во время походов по магазинам, прогулок и т. д.
Не стоит пренебрегать и пересказом по картинкам. Это пересказ с элементами сочинения расширяет кругозор и будит фантазию ребенка.
План пересказа текста
Если ваш ребенок довольно усидчив и его не напрягают спокойные занятия, можно заниматься тренировкой пересказа целенаправленно. Брать уже тексты посложнее и использовать школьные требования к пересказу (вступление, основная часть, вывод). Что нужно делать?
• прочитать текст;
• разобрать все сложные и незнакомые ребенку слова, чтобы малышу было все понятно в повествовании (только при этом условии дети без особого труда могут пересказать текст своими словами);
• проанализировать прочитанное, определить, что главное;
• составить устный план пересказа, разбив текст на основные этапы (учите малыша умению кратко формулировать заголовки этапов повествования);
• обсудить содержание каждого из этапов, обсудив самые интересные моменты (при этом нужно задавать наводящие вопросы, чтобы облегчить малышу задачу. Если поначалу малыш отвечает одним предложением, то это уже хорошо. Со временем его ответы станут более развернутыми, особенно, если вы будете задавать наводящие вопросы);
• обсудить главных героев рассказа, их действия и поступки;
• обсудить последовательность описываемых событий в тексте;
• последовательно соединить части текста между собой.
Наводящие вопросы призваны дать ребенку только лишь возможность вспомнить происходящее в прочитанном рассказе, поэтому избегайте подсказывать ему. Подробно разобравшись с вышеописанными пунктами, следует попросить малыша теперь уже связно и поэтапно пересказать все происходящие события.