Наталия Рогозина
Консультация для педагогов «Использование здоровьесберегающих технологий в адаптационный период в группе раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в новую среду и привыкание к её условиям.
У некоторых малышей наблюдается потеря уже сложившихся положительных привычек и навыков. Так же у ребенка может происходить снижение аппетита, сна, эмоционального состояния приводит к снижению иммунитета, к ухудшению физического развития, потере веса, иногда к заболеванию.
Выделяют три степени адаптации : лёгкую, средней тяжести и тяжёлую.
Исследования педагогов, медиков показывают, что характер адаптации зависит от следующих факторов:
· возраст ребенка.
Публикация «Консультация для педагогов „Использование здоровьесберегающих технологий в адаптационный период в группе раннего возраста“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Темочки
·состояния здоровья и уровня развития ребенка.
· сформированности предметной деятельности.
· индивидуальных особенностей.
· условий жизни в семье.
· уровня тренированности адаптационных механизмов, опыта общения со сверстниками и взрослыми.
Одной из основных задач в адаптационный период является поддержание и укрепление психического и физического здоровья малышей, и активное взаимодействие с семьями воспитанников.
Предметно-действенные игры
На этапе раннего детства ведущим видом деятельности выступает игра. Но так как малыш еще не владеет должным предметно-действенным и бытовым опытом, а так же не может обусловить действие словом, игра его принимает манипулятивный и сенсорно-исследовательский характер. Поэтому благоприятным действием обладают игры связанные с простыми маниулятивными действиями с различными предметами. Это могут быть различный природный материал, бросовый материал, камешки, песок, теплая вода, емкости для воды, лодочки, заводные игрушки и т. п. Такие игры не только отвлекают и успокаивают ребенка, но и развивают его сенсорный опыт и тонкую моторику.
Игра «Наливаем, выливаем, сравниваем»
В таз с водой опускаются игрушки, поролоновые губки, трубочки, бутылочки с отверстиями. Можно заполнить миску с водой пуговицами, небольшими кубиками и т. д. и поиграть с ними:
· взять как можно больше предметов в одну руку и пересыпать их в другую;
· собрать одной рукой, например, бусинки, а другой – камушки;
· приподнять как можно больше предметов на ладонях.
Игра «Рисунки на песке»
Рассыпьте манную крупу на подносе. Можно насыпать ее горкой или разгладить. По подносу проскачут зайчики, потопают слоники, покапает дождик. Его согреют солнечные лучики, и на нем появится рисунок. А какой рисунок, вам подскажет ребенок, который с удовольствием включится в эту игру. Полезно выполнять движения двумя руками.
Использование малых фольклорных форм
Установлению открытых, доверительных отношений между воспитателями и детьми способствуют произведения устного народного творчества: пестушки, потешки, прибаутки, колыбельные, пестушки и потешки, которые сопровождают игровые движения, являются прекрасным посредником для установления контакта с ребенком. Диалог взрослого и ребенка расширяет возможности воспитания и обучения ребенка, в том числе способствует развитию речи.
Достаточно легко установить контакт с ребёнком помогает фольклор. Русские народные потешки помогают нам в совместной деятельности с детьми в ходе режимных моментов – умывание, кормлении, а также в процессе игровой деятельности.
Пальчиковые игры
Пальчиковая игра замечательна по своей сути, она не только развлекает малышей, но и способствует формированию их представлений об окружающем мире, развивает речь, тренирует память, умение соотносить свои движения с текстом, развивает мелкую моторику пальцев. Проигрывая различные ситуации с помощью движений рук, тела, ребёнок освобождается от напряжения и беспокойства. Пальчиковые игры способствуют стабилизации эмоционального состояния, что очень важно впервые дни пребывания ребенка в детском саду.
Игра «Кто в кулачке»
Цель: развитие мелкой моторики руки, развитие успешной адаптации детей.
Раскрываем кисти рук и шевелим пальцами. Затем плотно сжимаем кулаки таким образом, чтобы большие пальцы оказались внутри. Большой палец убираем в кулак. Читаем стишок и вместе с ребенком выполняем движения:
Кто залез мне в кулачок?
Это, может быть, сверчок?
Ну-ку, ну-ка, вылезай!
Это пальчик? Ай-ай-ай
Музыкальные игры и развитие движений
Музыка рано начинает привлекать внимание детей и вызывает у большинства из них постоянный интерес. Они ищут источник звучания, ждут звуки музыки при виде музыкальных инструментов. Песни разного характера вызывают у детей различный эмоциональный отклик. У некоторых это эмоциональное состояние в связи с музыкой проявляется особенно ярко.
Выполняя несложные задания в процессе игр со звучащими игрушками, детскими музыкальными инструментами, дети различают звуки по высоте: угадывают, кто кричит - корова или котенок, курочка зовет цыплят или они ей отвечают. Повторяя под музыку постукивания по бубну, осваивают ритм. Слушают звучание разных по тембру детских музыкальных инструментов, сами хлопают соответственно музыке тихо и громко.
Релаксационные игры
Релаксация - это снятие напряжения, расслабление, отдых. За основу упражнений по релаксации взяты приемы по дыхательной гимнастике, мышечному и эмоциональному расслаблению.
Упражнения по релаксации являются методом предотвращения стрессов у детей и оказывают положительное влияние на их здоровье. Они учат детей снимать напряжение, не замыкаться на своих проблемах и через сюжетно-ролевые игры уметь находить причины этого состояния. Упражнения должны быть в доступной игровой форме.
Важные правила в период адаптации детей к детскому саду
Правило 1. Первое, и самое важное, правило — добровольность участия в игре. Необходимо добиться того, чтобы ребенок захотел принять участие в предложенной игре. Заставляя, мы можем вызывать в малыше чувство протеста, негативизма, а в этом случае эффекта от игры ожидать не стоит. Напротив, увидев, как играют другие, увлекшись, ребенок сам включается в игру.
Правило 2. Взрослый должен стать непосредственным участником игры. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми он вовлекает их в игровую деятельность, делает ее важной и значимой для них. Он становится как бы центром притяжения в игре. Это особенно важно на первых этапах знакомства с новой игрой. В то же время взрослый организовывает и направляет игру. Таким образом, второе правило заключается в том, что взрослый совмещает две роли — участника и организатора. Причем совмещать эти роли взрослый должен и в дальнейшем.
Правило 3. Многократное повторение игр, которое является необходимым условием развивающего эффекта. Воспитанники по-разному и в разном темпе принимают и усваивают новое. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают понимать ее содержание, лучше выполнять условия.
Правило 4. Наглядный материал (определенные игрушки, различные предметы и т. д.) надо беречь, нельзя его превращать в обычный, всегда доступный. Во-первых, так он дольше сохранится, а во-вторых, этот материал долго останется для детей необычным.