Хеликова Татьяна
Консультация для педагогов «Использование игровых технологий в воспитании патриотизма у детей с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование игровых технологий в воспитании патриотизма у детей с ограниченными возможностями здоровья»
Значение каждого русского человека измеряется его заслугами Родине, его человеческое достоинство — силой его патриотизма. Н. Г. Чернышевский.
Публикация «Консультация для педагогов „Использование игровых технологий в воспитании патриотизма у детей с ОВЗ“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2024
Многовековая история человечества свидетельствует о том, что любая цивилизация выдерживала самые суровые испытания, пока живы традиции, сохранена историческая преемственность поколений. Во все времена дети были полноправными участниками традиционных праздников, обрядов, приобщаясь тем самым к национальным и культурным обычаям, перенимая знания старшего поколения. Мамины колыбельные песни, народные сказки, народные игры и игрушки, всё это позволяет ребёнку проникнуться самобытностью своего государства, что в свою очередь является базовым компонентом патриотического воспитания. Патриотическое воспитание детей всегда являлось одной из важнейших задач государства. Любовь к Отечеству проявляется в уважении к историческому прошлому своего народа, почитании культурных и национальных традиций, в чувстве гордости за свою страну и её достижения, сочувствии и переживании за её беды и неудачи. А беречь, любить и защищать можно лишь то, чувствуешь, знаешь и понимаешь. Возникая из любви к своей малой Родине, патриотические чувства проходят целый ряд этапов на пути к своей зрелости. Наша задача взрастить в душе ребёнка любовь к родному краю, дому, семье, к родной природе. Наследие нравственных и эстетических ценностей родной культуры- есть залог верного, естественного воспитания любви к Отечеству. Козлова С. А. отмечает: «Если ребенок ни к чему не привязан, как учить его патриотизму? Это будет здание на песке». Так как воспитанники нашего реабилитационного центра имеют разного рода проблемы в развитии, практически все они имеют недостаточные представления о труде своих родителей о городе, родной земле и о памятных местах малой родины, природных богатствах родного края. Социальный опыт человечества, воплощённый в духовной и материальной культуре, является важной компонентой патриотизма и усваивается ребенком на протяжении всего детства. Поэтому очень важно в данной области воспитания ребенка зародить в его душе интерес и любовь к родному краю как можно раньше. Дети с задержкой психического развития иначе, чем их сверстники с нормой в развитии воспринимают окружающий мир, функционируют в нём. Для детей данной категории характерны нарушения произвольности, сниженный познавательный интерес, трудности самоконтроля, целенаправленности, быстрая утомляемость. Особенности усвоения информации и удержание материала в памяти детьми с ЗПР, затруднения в самостоятельном осознании и обобщении отношений и поведенческих актов, подталкивают искать новые формы работы по патриотическому воспитанию. Узловой задачей является помощь детям в выделении, осмыслении и обобщении тех нравственных и патриотических, нормы, которые подлежат усвоению. На основании этого, нами была выбрана игровая технология. Применение игровых технологий в нашей работе позволяет сохранить работоспособность, повышает познавательный интерес. Игра, является сочетанием эмоционального и рационального, объединяет познавательное и занимательное. А также в процессе деятельности с применением игровых технологий у детей развиваются психические процессы. Исходя из требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и проекта Стратегии развития воспитания в Российской Федерации, отмечается острая необходимость стимулировать детей к процессу овладения чувств патриотизма. На основании этого, для формирования чувства патриотизма у детей с задержкой психического развития, нами были определены следующие задачи:
– формирование гражданских чувств и представлений о культурно-историческом наследии города; – формирование любви к стране, родному краю и его природе, городу; – формирование любви к культурному наследию своего народа; – формирование чувства любви и уважения к своим национальным особенностям. Одним из средств достижения данных задач по формированию чувства патриотизма были выбраны разнообразные виды дидактических игр: – с игрушками и предметами; – настольно-печатные; – словесные. По содержанию отобранные нами дидактические игры для детей с ОВЗ можно разделить на следующие группы: – игры, направленные на воспитание эмоционально- ценностного отношения к культурно- историческому наследию родного края, города, страны; – дидактические игры для приобщения детей к природе родного края; – дидактические игры, адресованные на знакомство с фольклором; Дидактические игры позволяют добиться успеха, если педагог ясно представляет, какие задачи решаются в процессе их проведения, четко следует этапам: 1. Ознакомление детей с содержанием игры; 2. Объяснение правил и хода игры; 3. Показ игровых действий; 4. Подведение итогов. Для достижения поставленных задач, нами были разработаны: Конспекты НОД (с использованием игровых технологий, целью которых являлось: 1. Формирование у детей элементы гражданских чувств и представлений: любовь к родному краю, Родине. 2. Закрепление, обогащение и систематизация знания детей о родном городе, крае, в котором они живут. Такая игра как «Сложи герб из фрагментов» способствует закреплению знаний о гербе города, развивает логическое мышление и речь. Изображение герба города, состоит из 4–8 фрагментов. В зависимости от индивидуальных возможностей участников игры, т. к. у детей с ЗПР нарушено зрительное восприятие и логическое мышление, они долго не могут запомнить образы и тем более воссоздать их, то эта игра используется на всех этапах. Определённый отпечаток на развитие современного ребенка накладывает развитие новых информационных технологий. Значительный поток информации, распространение электронных игрушек и игровых приставок, всё это оказывает сильное влияние на восприятие ребёнком окружающего мира так же, как и на его воспитание. Невозможно игнорировать или занижать все достоинства использования компьютера в работе с дошкольниками с ЗПР. Поэтому мы стараемся существенно оживить, разнообразить деятельность детей, погружая их в определенную игровую ситуацию, излагая учебный материал с иллюстрациями, мультимедийных презентаций, что также способствует повышению мотивации у детей с ЗПР. В заключение хочется добавить, что, действуя в игровой ситуации, дети легче усваивают материал любой сложности. К тому же, посредством игровых технологий происходит раскрепощение детей, что проявляется и в уверенности в себе.