Наталья Бойцова
Консультация для педагогов «Использование активных методов обучения в образовательном процессе ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
В системе образования на смену традиционным методам приходят методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка.
Целями образования, которые ставит сегодня государство, общество и семья, помимо приобретения определенного набора знаний и умений, являются раскрытие
и развитие потенциала ребенка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей, что обеспечит позитивную социализацию.
Публикация «Консультация для педагогов „Использование активных методов обучения в образовательном процессе ДОУ“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2020
По определению Российской энциклопедии Активные методы обучения (АМО) — методы, позволяющие активизировать учебный процесс, побудить обучаемого к творческому участию в нем.
Теоретические и практические основы проблемы использования активных методов обучения изложены в работах : Л. С. Выготского, А. А. Вербитского, В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, И. Я. Лернера, М. А. Данилова, В. П. Есипова, М. В. Кларина, М. Крулехта, С. Л. Рубенштейна, А. М. Смолкина, и др.
Среди исходных положений теории активных методов обучения была положена концепция «предметного содержания деятельности», разработанная академиком А. Н. Леонтьевым, в которой познание является деятельностью, направленной на освоение предметного мира. Вступая в контакт с предметами внешнего мира, человек познает их и обогащается практическим опытом как познания мира (обучения и самообучения, так и воздействия на него.
Отличительные особенности применения АМО:
- использование деятельностного подхода к обучению.
Дети открывают новые знания в процессе разнообразной деятельности, организованной воспитателем. Такие знания приобретают личную значимость и становятся интересными для самого ребенка. Стремлюсь, чтобы на каждом занятии каждый ребенок был активным участником образовательного процесса.
- практическая направленность деятельности участников образовательного процесса.
Развитие ребенка происходит именно в деятельности, практическая деятельность позволяет наглядно увидеть результат деятельности, сделанное своими руками становится предметом гордости ребенка, необходимо только создать условия, чтобы каждый ребенок был вовлечен в практическую деятельность.
- игровой и творческий характер обучения.
Игра – естественная форма обучения ребенка, которая повышает интерес детей к обучению, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение знаний, умений. Возможность проявить творческие способности во время образовательной деятельности способствует самопознанию, развитию положительной самооценки, способствует позитивной социализации ребенка.
- интерактивность образовательного процесса.
Интерактивность достигается путем непрерывного взаимодействия, взаимообогащения, сотрудничества, взаиморазвитии, в коммуникации, рефлексии между педагогом и воспитанником. В образовательной работе с дошкольниками следую принципам интерактивности, что позволяет усилить мотивацию деятельности, повышаются интеллектуальные возможности детей, повышает качество обучения. На занятии выступаю в роли консультанта-фасилитатора (помощника, а не только в роли «эксперта», «носителя знаний».
- включение в работу разнообразных коммуникаций, диалога и полилога.
Особенно активно дошкольники включаются в диалог, полилог для решения какой-либо проблемной ситуации, противоречия. Воздействуя на эмоции, пробуждает потребность в познании нового, а эмоция, возникающая в результате столкновения с противоречием, включает в работу мысль. В результате у детей развивается умение видеть и принимать поставленную задачу, формулировать противоречие и решать его; дети учатся слышать друг друга.
- использование знаний и опыта обучающихся.
Каждый ребенок является успешным в какой-либо деятельности, имеет интересный собственной опыт, знания, которыми может поделиться со сверстниками. Такой обмен опытом способствует поддержанию положительной самооценки, повышению статуса ребенка в группе.
- задействование в процессе обучения всех органов чувств.
С помощью органов чувств человек познаёт окружающий мир, его свойства, закономерности. Органы чувств являются единственным источником всех наших знаний об окружающем мире, единственным источником познания.
- рефлексия процесса обучения его участниками.
Каждый ребенок является успешным в какой-либо деятельности, имеет интересный собственной опыт, знания, которыми может поделиться со сверстниками. Такой обмен опытом способствует поддержанию положительной самооценки, повышению статуса ребенка в группе.
Для каждого этапа занятия использую некоторые активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа:
• АМ начала образовательного мероприятия - помогают начать деятельность, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в группе.
• АМ выяснения целей, ожиданий и опасений - такие методы позволяют выявить возможные страхи ребенка и в течении занятия, позволяют скорректировать индивидуальную работу с каждым дошкольником.
• АМ презентации учебного материала - позволяют актуализировать знания и опыт детей, выяснить все, что знают воспитанники по обсуждаемой теме занятия.
• Активные методы релаксации - позволяют активно и весело подвигаться, переключить внимание детей.
• АМ подведения итогов занятия - помогают выяснить впечатления детей от проведенной деятельности, подвести итог образовательной деятельности.
АМО дают поиск решений в динамичных нестабильных условиях и могут дать больше, чем эксперимент: они позволяют проработать и сопоставить несколько возможных вариантов.
Эмоциональный настрой, состязательность и должная мотивация, азартность снимают воздействие искусственности. Педагогика сотрудничества, совместный поиск лучших решений позволяют отрабатывать и систематически совершенствовать лучшие варианты коллективных действий.
Таким образом, использование активных методов обучения в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения способствует успешному освоению образовательной программы, в основе которой лежат требования ФГОС, созданию в образовательной деятельности с обучающимися благоприятной атмосферы для работы, развитию мотивации к познавательной и исследовательской деятельности; накоплению собственного опыта работы.