Александра
Консультация для педагогов «Исследовательская деятельность в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Тема моей консультации «Исследовательская деятельность в ДОУ».
Маленький ребенок по сути своей - неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно. А от того, сколько разного и интересного малыш увидел, зависит то, какими знаниями он будет обладать. Познавательное развитие по ФОП в ДОО предполагает вовлечение малыша в самостоятельную и совместную исследовательскую деятельность, развитие его воображения и любознательности.
Публикация «Консультация для педагогов „Исследовательская деятельность в ДОУ“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Главное условие работы с дошкольниками - ориентироваться на их возможности.
Воспитателю следует так строить занятия, чтобы малыш был заинтересован в исследовании, был самостоятелен в своих познаниях и проявлял инициативу.
Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
Задачи исследовательской деятельности :
Расширить и систематизировать элементарные естественнонаучные и экологические представления детей.
Формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.
Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.
Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
Стимулировать желание детей экспериментировать.
Содержание исследований предполагает формирование следующих представлений.
• О мире животных и растений: как звери живут зимой, летом; овощи, фрукты и т. д. ; условия, необходимые для их роста и развития (свет, влага, тепло).
• О материалах: глина, бумага, ткань, дерево, металл, пластмасса.
• О человеке: мои помощники – глаза, нос, уши, рот.
• О природных явлениях: времена года, явления погоды, объекты живой и неживой природы – вода, лёд, снег и т. д.
• О предметном мире: посуда, мебель, игрушки, обувь, транспорт.
• О геометрических эталонах: круг, прямоугольник, призма, ромб.
Выделю три основных вида исследовательской деятельности детей :
• Наблюдение
Самый популярный и доступный вид исследования это наблюдение. Умение наблюдать, вырабатывается в процессе познания природы, способствует развитию логического и образного мышления, речи и многих других аспектов. Поэтому очень важны в дошкольном возрасте наблюдения за живой и неживой природой, а так же практическая исследовательская деятельность.
Наблюдения на прогулке вызывают у детей большой интерес. На прогулке можно наблюдать :
- за зимующими птицами;
-за погодой;
- за машинами;
- за деревьями зимой;
- за ветром, солнцем, за снегом, снежинками;
- за сезонными изменениями на участке детского сада и др.
Все наблюдения фиксируются в дневнике наблюдения, или можно зарисовывать на листе бумаги, что им удалось понаблюдать в течение прогулки : птичек у кормушки, падающий снег, зимнее солнышко, зарисовать почки деревьев зимой (зарисовка по памяти)
• Опыты и эксперименты
Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является экспериментирование, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений.
Темы опытов и экспериментов:
Опыты с воздухом;
Опыты с водой;
Опыты с песком и глиной;
Опыты с электрическими зарядами;
Эксперименты с другими предметами неживой природы;
Опыты с растениями;
Опыты с различными материалами: стеклом, зеркалом, бумагой, деревом, металлом, мылом);
Опыты с магнитом.
Темы опытов могут повторяться во всех возрастных группах, но содержание с возрастом усложняется ПРИМЕР: Опыты с водой:
1 младшая это игры с водой, такие как «Кораблик» эта игра помогает познакомить детей со свойствами плавающих предметов (бумажные кораблики опускают в таз с водой наблюдают, а после пускают металлические игрушки, потом наблюдают, что с ними происходит)
2 младшая тут уже дети выявляют свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес.
Средней группе дети знакомятся с окрашиванием воды, а так же выявляют новые свойства воды: вода может быть теплой и холодной, может нагревать другие вещества, некоторые вещества в воде растворяются.
Старшая группа дети проводят более сложные опыты и наблюдения, такие как «Вода помощница», где выявляют, что вода выталкивает находящийся в ней предмет, знакомиться с процессом концентрации, через опыт «откуда берется вода». Сравнивают свойства воды, льда и снега.
Подготовительная группа дети знакомятся с различными жидкостями, выявляют различия в процессах замерзания различных жидкостей, а так же выявят изменение объема жидкости при замерзании. Узнают, как замерзшая вода двигает камни. Познакомятся с круговоротом воды в природе. Познакомиться с процессами очистки воды разными способами.
С какого возраста предполагается начинать экспериментирование в детском саду?
Со второй группы раннего возраста (2–3 года) дети начинают принимать участие в совместных с воспитателем опытнических действиях. Пока они представляют собой простейшие исследования, которые помогают малышам обследовать предметы, отмечая их цвет, величину или форму. ТЕМАТИКА ОПЫТОВ: БУМАГА СНЕГ МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ ВОДА ПЕСОК СОЛНЦЕ ТКАНЬ ВЕТЕР КАМЕШКИ
В младшей группе (3–4 года) познавательно-исследовательская деятельность усложняется. Благодаря опытам им становятся понятны ранее скрытые свойства изучаемых объектов. Тематика опытов : Вода; воздух; свойства льда; свет и цвет; вес, притяжение; звук; теплота; Бумага, ее качество и свойство; Древесина, ее качество и свойство ; ткань, ее качество и свойство.
Экспериментирование в средней группе (4–5 лет) имеет цель сформировать у детей умения самостоятельно получать сведения о новом объекте. Для опытов активно используются все органы чувств. Тематика опытов: Снег, Вода; краски; воздух; песок, глина, камни; свет и цвет; магнит и магнитизм; вес, притяжение; звук; теплота; Свойство материалов.
Используя экспериментирование в старшей группе (5–6 лет) нужно стимулировать детей на самостоятельное проведение экспериментальных действий и выявление скрытых свойств явлений и предметов. Тематика опытов : Вода; воздух; свет и цвет; магнит и магнитизм; вес, притяжение; звук; теплота; Свойство материалов, электричества; земля, космос.
В подготовительной к школе группе (6-7 лет) познавательно-исследовательская деятельность совершенствуется. Приветствуется не только самостоятельная работа, но и выбор оптимального способа ее осуществления. Тематика опытов : Вода; воздух; свет и цвет; магнит и магнитизм; вес, притяжение; звук; теплота; Свойство материалов, электричества; земля, космос; человек рукотворный мир. приобразование.
Как организовать эксперимент?
Структура детского экспериментирования
постановка проблемы, которую необходимо разрешить;
целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);
выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);
проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);
формулирование выводов.
Например:
Говоря о содержании организации экспериментальной деятельности детей, целесообразно отметить необходимость создания картотеки экспериментов и опытов, так как данный материал является основным помощником педагогу в подготовке и организации детской деятельности, ведь в каждой из карточек отражена информация о цели и задачах эксперимента, его содержание, оборудование, которое необходимо для опыта и фиксированный ожидаемый результат.
Еще одним важным условием организации экспериментирования в детском саду является разнообразная предметно-развивающая среда.
У дошкольников в группе в свободном доступе должна быть специальная зона –
уголок экспериментирования, где размещаются - природные материалы, приборы для экспериментирования, схемы, картотеки опытов и тд.
Результаты проведенных опытов и экспериментов фиксируют для того, чтобы они лучше запечатлелись в памяти детей.
Существуют 3 вида документов для фиксации результатов исследования или эксперимента : календарь погоды, календарь природы, дневник наблюдений. Использование практических способов фиксации (зарисовывание, составление рассказов) производится в дневнике наблюдений.
Взаимодействие с родителями
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. Что можно сделать вместе с родителями? Например: Организовать консультацию на тему «Игры и эксперименты дома», «Воспитание познавательного интереса, через прогулку», «Мир в котором мы живем» и др. ; Провести открытое занятие по познавательному развитию «Путешествие почемучек»; создание мини-музея «Волшебный мир камней», «Моя первая энциклопедия», «Семян, плодов» и др. ; Создать клуб юных исследователей и проводить в месте с родителями открытые мероприятия такие как : Мастер- класс по росписи камней или занимательный магнит проведение опытов с магнитом, водой и др. ; Выставки рисунков «Путешествие капельки», «песочные истории» и др. ; Совместные проекты «Огород на подоконнике», «Красная книга» и др. ; Совместные праздники «Вода волшебница», «Волшебный песок» и др.
• Исследовательская деятельность (проектная)
Данный вид деятельности ориентирован на старший дошкольный возраст. И подразумевает изучение –обобщение и сообщение. Роль взрослого мотивация к поиску ответов на вопросы.
Можно провести такие проекты как: «Огород на подоконнике» - наблюдать за ростом растений.
Магнит помощник - дети узнают о свойствах магнита
Зачем нужна вода – дети узнают о значении воды в жизни всего живого на земле: вода-источник жизни, а также осознанного, бережного отношения к воде, как к важному природному ресурсу, то есть воспитание экологического сознания.
Волшебное превращение глины – дети узнают о свойствах глины, ее возможном применении.
Деревья - наши друзья дети сформируют представление о деревьях, как о живых организмах; развивать познавательные и творческие способности детей среднего дошкольного возраста; воспитывать бережное отношение к природе.
Зимующие птицы - наши друзья дети узнают больше о зимующих птицах и формирование ответственного и бережного отношения к птицам в зимнее время года
Для детей младших групп можно предложить : изучить атласы, карту города. Попробовать провести различные манипуляции с предметами (ронять, кусать, ломать) и сформулировать вопрос почему кубик не катиться?
Почему весной сосулька плачет?
Почему птицы поют?
Почему распускаются почки
Почему трава зеленая? Используя полученную информацию совместно с родителями подготовить проект.
- Спасибо за внимание!