Ирина Полетаева
Консультация для педагогов «Интегрированный подход в обучении дошкольников»
«Интегрированный подход в обучении дошкольников»
В современной педагогике все более популярными становятся такие термины: «синтез искусств», «интегрированные подходы» «взаимовлияние форм различной художественной специфики». Синтез, интеграция, творчество – такие загадочные глубинные многообещающие слова. Зачастую мы даже не пытаемся вникнуть в суть этих слов. В чем же заключается синтез искусств в ходе работы с дошкольниками? В иллюстрировании? Пояснение одного вида искусства другим? Или во взаимодополнении произведений различной художественной специфики, в то время как ребенок решает творческие задачи, передает художественный образ, выражает определенную творческую идею?
Публикация «Консультация для педагогов „Интегрированный подход в обучении дошкольников“» размещена в разделах
- Интеграция. Интегрированный подход к образованию
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Каждый из нас определяет личное проблемное поле в понимании этого термина. С греческого синтезис - это и соединение, и сочетание, и составление. Единомыслия по этому вопросу нет, и не только в педагогике. Синтез искусств по- разному понимается и в философии, и в художественном творчестве, и в искусствознании. Наша задача очертить круг проблем дошкольного воспитания, связанных с комплексными, интегрированными подходами.
Потребность в синтезе различных искусств у взрослого человека и ребенка – дошкольника имеет принципиальные различия. Для взрослого синтез – это сведение обособленных, специализированных, добытых анализом знаний в единое целое. Понадобились тысячелетия, чтобы дифференцировать, развить, усовершенствовать различные виды искусств, сформировать особый образно – символический язык, выделить специалистов – профессионалов, создать различные школы и направления, выстроить педагогическую систему, направленную на усвоение узкоспециализированных знаний и умений.
В стремление к синтезу обнаруживается плохо осознаваемая нами попытка «возвращение в детство», желание придать знакомым явлениям яркость, чувственность, новизну. Ведь только в детстве человек способен ощущать мир звуков, красок, движений всеми органами чувств.
Колыбельная песня для малыша неотделима от сопутствующих ее звучанию ощущений, монотонного покачивания, сумеречного света, тактильного комфорта, спокойной улыбки матери. Понадобится время, чтобы разобщить этот единый эмоциональный фон на звуки, ритмы и цвета; дать им название, изучить их в полной изолированности друг от друга, а затем через много лет снова искать ни с чем несравнимое чувство целостности, гармонии, красоты в синтезе разрозненных художественных явлений. Испытать это труднодостижимое для взрослого человека состояние удается лишь тем, кто идет к нему по пути искусства, доверяя более чувствам, нежели разуму. Такой подход в педагогике оказывается наиболее успешным, т. к. созвучен природе самого ребенка.
Часто, следуя такому рационалистическому пониманию синтеза можно оказаться в «ловушке» упорядоченных знаний. Кажется, что главное для синтеза – сходная номинация произведений различной художественной специфики. Достаточно педагогу подобрать музыкальное произведение, в названии которого присутствует слово «зима», рассмотреть с детьми картины с одноименным названием - и синтез искусств непременно будет достигнут: краски на детских рисунках заиграют, линии затанцуют, запоют. Если же мы не получаем результата, то начинаем винить саму идею синтеза : длительная подготовка, организационные заботы, а толку никакого… Мы разочаровываемся и снова идем по тропинкам специализированных знаний, предлагая детям совместно с нами прочувствовать радость прохождения этого пути, на котором все время приходится выбирать: направо пойдешь – музыкантом станешь, налево – художником, прямо – поэтом, или никем не станешь, если надолго у перекрестка дорог остановишься. И вот тут мы сталкиваемся с детским непониманием. Нам сложно вернуться в то заветное место на перекрестке дорог. Но давайте попытаемся вспомнить, что давало нам в детстве ощущение комфорта? Что хранило, оберегало нас? В детстве каждый ощущает себя маленькой вселенной. Здесь разум, чувства, стремления говорят на одном языке. Но мы взрослые, давно перестали понимать этот язык. Мы знаем множество примеров, когда обращение к детству давало толчок художественным направлениям, открывшим людям своей эпохи мир творчества игры, вдохновения - в живописи, – в поэзии) Наш «взрослый» синтез приобретет дополнительное измерение, заговорив с ребенком на одном языке.
У искусства свой особый предмет для «разговора» : человеческие эмоции, настроения, стремления, идеалы. Живопись говорит об этом с помощью художественных изобразительных образов, музыка – языком интонаций, танец – движением, поэзия играет смыслами, заключенными в созвучия языковых форм. Само же чувство, передаваемое разобщенными художественно-эстетическими средствами на зрительные, слуховые и двигательные ощущения не разложимо. Поэтому человек, слушая музыку зачастую достраивает звучащий фон образами визуальными, а тот, кто смотрит картину подстраивается к ее изображению. Погружаясь в атмосферу застывшего времени он «оживляет» ее, подключая к восприятию через воображение другие органы чувств (обоняние, вкус и т. д.) По мнению музыковеда Сабонеева всякое художественное произведение синтетично, т. к. рождается в сферах ощущений, не затронутых именно этим искусством.
Понять природу этого единства взрослому помогает эмоционально-образный словарь. В дошкольном возрасте у детей довольно бедный эмоционально образный словарь (тихий, громкий). Однако освоение его не представляет больших трудностей в силу присущего детям синтезийного восприятия, склонности к фантазированию и игре.
Если на музыкальном занятии педагог использует термин «тусклая», так у детей появляется вполне конкретные цветовые уточнения (дети могут «видеть» мелодию серой, коричневой, черной). На первых этапах знакомства с произведением необходимо проживание музыкальных интонаций в словах: как музыка по характеру. Какие чувства и эмоции она вызывает. Чтобы подобрать эпитеты, адекватные музыкальному образу, ребенок должен почувствовать его в движениях или беспредметном рисовании. Дети подразделяются, исходя из психологических особенностей на
- «кинестетиков» – легче дается восприятие музыки через движение
- «визуалисты» – через образы зрительные
-«аудиалисты» – находят ключ к пониманию характера музыки через звучащее слово.
Поэтому способы приобщения детей к музыкальной культуре педагог варьирует, исходя из психологических особенностей детей. Педагогу необходимо знать эмоциональные особенности реакции детей на музыку различного характера, разбираться в свойствах изобразительного материала.
Дошкольникам наиболее доступно беспредметное рисование (пятном, точками, линиями) : не отвлекает на решение сложных изобразительных задач, позволяя каждому подстраиваться к музыкальным интонациям на уровне чувствования кончиком пера. Способы рисования (графика, цветоведение, композиционно-изобразительная игра) дети должны освоить до того, как рисование будет являться средством передачи музыкального образа. Ведь здесь рисование выступает своеобразным усилителем эстетических переживаний. Дети должны уметь рисовать фигуру человека. Знать особенности его изображения в движении (для того, чтобы передать характер сказочного персонажа).
Обычно интегрированные занятия объединяются темой выражения контрастных эмоциональных состояний. Одни и те же задачи решаются с помощью различных художественно-изобразительных умений детей, а также зависит от возможностей и предпочтений педагога, времени и места использования интегрированных блоков (на музыкальных занятиях, в изостудии, при различных досуговых формах работы. Главное то, что мы предлагаем, привлекало детей, было понятным, доступным и позволяло детям творчески и свободно выразить свое отношение к воспринимаемому образу.