наталья сидоренко
Консультация для педагогов «Инновационные подходы в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов : «Инновационные подходы в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»
Согласно ФГОС ДО в процессе образовательной деятельности в дошкольном учреждении необходимо плавно сочетать индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ребенку. Одной из основных задач является формирование двигательных умений и навыков физического развития, направленных на развитие и совершенствование организма, на жизнеобеспечение, на адаптацию в обществе. Одним из путей коррекции психомоторного, речевого, эмоционального и общего психического развития детей в ДОУ является целенаправленное использование в процессе физического воспитания известных физкультурно -оздоровительных методик и инновационных технологий, адаптированных к возрастным и индивидуальным особенностям детей. Важным компонентом является включение родителей в совместную деятельность со специалистами, педагогами. Обучить родителей педагогическим технологиям по организации жизни ребенка в обществе и осуществление комплексной оздоровительной работы во взаимодействии со специалистами – основная задача педагогов. К сожалению, родители, зная и понимая важность оздоровительных мероприятий, не делают утреннюю гимнастику, не имеют дома элементарных спортивных снарядов, не посещают в выходные дни спортивные учреждения, не соблюдают режима дня и питания. Чтобы сохранить и улучшить здоровье детей в один из самых ответственных периодов жизни, необходима огромная работа с семьей. Система занятий лежит в основе организации всей жизни детей в дошкольном учреждении и в семье. В режиме должны быть предусмотрены технологии сохранения и стимулирования здоровья, а также технологии обучения здоровому образу жизни и нетрадиционные коррекционные методики с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей :
Публикация «Консультация для педагогов „Инновационные подходы в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Темочки
- утренняя гимнастика с элементами кинезиологических упражнений. При проведении утренней гимнастики используются кинезиологические комплексы как индивидуальные, так и общие, групповые. Кинезиологические упражнения, совершенствуя мелкую моторику рук, развивают межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта.
- имитационные движения способствуют формированию у детей представлений о средствах двигательной выразительности, помогают войти в воображаемую ситуацию, увидеть и понять образ другого (новый образ «Я», вести диалог через язык жестов, мимики, поз.
- ритмическая гимнастика. Это комплекс упражнений, которые проводятся под музыку и обычно очень нравятся детям. Гимнастика развивает ловкость и координацию движений.
- нетрадиционные виды упражнений.
- игровой самомассаж является основной для закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомоссажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развитию навыков собственного оздоровления.
- пальчиковая гимнастика. С помощью пальчиковой гимнастики развивается мелкая моторика, стимулируются речевые и моторные центры ребенка. Веселые игры доставляют удовольствие детям, сопровождаются интересными стишками.
- динамические паузы снимают усталость и переключают внимание во время работы на занятиях.
- подвижные игры способствуют выходу запасов энергии, развитию координации движений, при этом прививаются навыки общения и укрепляется психоэмоциональное здоровье.
- дыхательная гимнастика. Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма. Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой.
- корригирующая гимнастика способствует коррекции имеющихся недостатков в физическом развитии. Воспитывает бережное отношение к своему телу. Дает заряд бодрости на весь день.
- бодрящая гимнастика после дневного сна поднимает настроение и мышечный тонус детей с помощью физических упражнений, устраняет сонливость и вялость, помогает организму «проснуться».
- физкультминутки повышают и удерживают умственную работоспособность детей на занятиях, обеспечивают кратковременный активный отдых для дошкольников во время занятий.
- сказкотерапия. Обыгрывание ситуаций с любимыми героями сказок позволяет легко добиться замечательных результатов в области психологии, развития и воспитания малышей.
- креативная гимнастика предусматривает целенаправленную работу с применением нестандартного оборудования – «Дорожка здоровья», нестабильная опора, фитбол мячи.
- физкультурные занятия совершенствуют двигательные умения и навыки детей, развивают быстроту, ловкость, выносливость, гибкость.
- релаксация. Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим- сконцентрировать внимание, снять возбуждение. –
- прогулки на свежем воздухе в любое время года. Оказывают закаливающее воздействие на организм в естественных условиях.
Системный подход к организации физкультурно-коррекционных мероприятий, внедрение здоровьесберегающих технологий позволяет эффективно осуществлять коррекцию нарушений в развитии детей. Дошкольный возраст является важнейшим периодом формирования здоровья и психофизического развития ребенка. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия формируются те двигательные качества, навыки и умения ребенка, который служит основой его нормального физического и психологического развития. Нормальное сенсомоторное развитие составляет фундамент всего психологического развития ребенка и является базисом, над которым надстраивается вся совокупность высших психологических функций.
Основные инновационные технологии в работе :
1. Создание и использование мультимедийных презентаций про здоровье и спорт.
2. Проведение интегрированных занятий.
3. Ознакомление с видами спорта.
4. Изготовление нестандартного оборудования.
5. Использование физкультурно-оздоровительных технологий (фитболгимнастика, элементы степ аэробики, дорожки здоровья, гимнастика после сна, создание туристической полосы)
Одна из самых распространенных и современных форм физкультурнооздоровительной работы с дошкольниками – занятия с использованием тренажеров. В работе с детьми дошкольного возраста используются как простейшие, так и сложного устройства: степы, мячи-фитболы, диски здоровья, детские резиновые эспандеры, беговые дорожки, мини-батуты. Условно к тренажерам можно отнести также пластмассовые гантели и гантели до 0,5кг, шведские стенки, коррекционные мячи большого диаметра, массажные коврики.
Упражнения игрового стретчинга охватывают все группы мышц, носят понятные детям названия (животных или имитационных действий) и выполняются по ходу сюжетно-ролевой игры, основанной на сказочном сценарии. На занятии предлагается игра-сказка, в которой дети превращаются в различных животных, насекомых и т. д., выполняя в такой форме физические упражнения. С подражания образу малыши познают технику спортивных и танцевальных движений развивают творческую двигательную деятельность, быстроту реакции, ориентировку в пространстве, внимание и т. д. Эффективность подражательных движений заключается еще и в том, что через образы можно осуществлять частую смену двигательной деятельности из различных исходных положений, дает хорошую физическую нагрузку на все группы мышц. Методика игрового стретчинга основана на статичных растяжках мышц тела и суставносвязочного аппарата рук, ног, позвоночника, позволяющих предотвратить нарушения осанки и исправить ее, оказывающих глубокой оздоровительное действие на весь организм.
Степ – аэробика – танцевальная аэробика с применением специальных невысоких платформ. Это нестандартное пособие, предназначенное для работы с детьми 4 – 7 лет, способствует формированию осанки, костно-мышечного корсета, устойчивого равновесия, укрепляет сердечно-сосудистую и дыхательную системы, усиливает обмен веществ, совершенствует точность движений, развивает координацию, уверенность и ориентировку в пространстве, улучшает психологическое и эмоциональное состояние ребенка.
Одна из новых технологи физического воспитания – фитболгимнастика. Фитбол – мяч для опоры, используемый в оздоровительных целях. В настоящее время мячи различной упругости, размеров, веса применяются в спорте, педагогике, медицине. Фитбол развивает мелкую моторику ребенка, что напрямую связано с развитием интеллекта. Занятия на фитболах прекрасно развивают чувство равновесия, укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, способствуют формированию правильного дыхания, формируют длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки.
Дети - наше будущее и будущее всей нашей нации. Мы должны вместе приложить максимум усилий, чтобы вырастить здоровое поколение.