Юдеева Оксана
Консультация для педагогов «Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей»
▼ Скачать + Заказать документы
«ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С СЕМЬЕЙ»
Семья - первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а папа и мама - образцы для подражания. Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека. За поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений видны взрослые – их взгляды на мир, их позиции и поведенческие стереотипы. Родители, не владея в достаточной мере, знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание ребенка вслепую, интуитивно. Все это не приносит желаемых результатов. Цель педагогов – создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи.
Публикация «Консультация для педагогов „Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
В информационно-познавательном направлении для пропаганды педагогических знаний могут применяться как традиционные, так и нетрадиционные формы взаимодействия, в том числе использование информационных компьютерных технологий. В рамках практико-ориентированного направления возможно применение таких форм организации, которые обеспечивают продуктивное общение. Атмосфера творческой совместной деятельности предоставляет возможность родителям стать непосредственными участниками жизни группы и ДОУ.
Все нетрадиционные формы работы можно разделить на 4 группы: 1)информационно-аналитические, 2)наглядно-информационные, 3)досуговые и 4)познавательные.
1.1. Информационно-аналитические формы работы.
Сбор, обработка и анализ данных о семье ребенка, уровне педагогической компетентности родителей, их запросах, интересах, потребностях, отношении к ребенку и перспективам его развития.
• Анкетирование и тестирование.
Анкетирование предполагает жёстко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа. При помощи анкетирования можно узнать состав семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности, ошибки. Отвечая на вопросы анкеты, родители начинают задумываться о проблемах воспитания, об особенностях воспитания ребёнка. Важным для педагогов является вопрос, направленный на выявление потребности родителей в педагогических знаниях. Например, “по каким вопросам в обучения ребёнка вы хотели бы получить рекомендацию логопеда”. Родители говорят о том, какие проблемы их волнуют, а логопед эти вопросы берёт на вооружение при планировании работы с родителями.
• Родительские консультации.
Консультации, семинары логопеду важно построить так, чтобы они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения проблем, развивали дух плодотворного сотрудничества, так как современный родитель не захочет слушать долгих и назидательных докладов педагога. Консультации должны быть предельно чёткими, содержать только необходимый родителям конкретный материал и проводиться не для “галочки”, а для пользы дела.
• Родительский телефон доверия.
• Патронаж.
Дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях, что позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности.
Регулярные патронажи необходимы в отношении неблагополучных и прежде всего асоциальных семей, постоянное наблюдение за которыми в какой-то мере дисциплинирует их, а также позволяет своевременно выявлять и противодействовать возникающим кризисным ситуациям.
• Ознакомление родителей с документацией.
• Родительское соглашение (договор).
• Родительское интервью.
1.2. Наглядно-информационные формы работы.
Знакомят с условиями, содержанием, методами и приемами развития и воспитания детей.
• Информационный родительский уголок.
Он отражает тему занятия. Рубрика “Домашнее задание” даёт родителям практические рекомендации по формированию различных речевых навыков, например артикуляции; по выявлению уровня развития некоторых составляющих речи ребёнка, например: как проверит уровень развития фонематического слуха у ребёнка; как позаниматься дома по лексической теме. Рубрика “Домашняя игротека” знакомит родителей с играми, игровыми упражнениями и заданиями на закрепление различных речевых навыков.
• Дни открытых дверей.
Родители посещают индивидуальные и подгрупповые занятия, смотрят, как дети занимаются, что им необходимо закрепить дома, над чем еще поработать. При этом они не обязаны ставить в известность логопеда о своем посещении.
• Прайс-листы.
сориентируют родителей в большом разнообразии развивающих игр, литературы и игрушек, наполнивших рынок. Текст составляется педагогами группы с учётом необходимости и полезности для ребёнка. Указание адресов магазинов и цен сэкономит родителям время, которое они с успехом могут использовать для общения со своим ребёнком.
• Создание родительского клуба.
Это объединение родителей, нуждающихся в квалифицированной логопедической помощи. Его целью является оказание теоретической и практической помощи родителям в развитии речи детей, посещающих ДОУ и профилактике речевых нарушений, в том числе и детей раннего возраста.
• Видеотека.
Многие занятия, а так же некоторые консультации и индивидуальные практикумы снимаются на видео
• Выпуск газет.
Освещаются события группы, даются практические советы родителям
• Открытые занятия для родителей.
• Мини-библиотека.
Библиотека игр и упражнений является стимулом к активному участию родителей в коррекционном процессе. Родители могут воспользоваться подбором практического материала. В основном это материал, объединённый одной лексической темой, которая включает в себя лексические, грамматические, словарные задания, задания на развитие внимания, памяти.
• Создание электронной библиотеки.
• Интернет-страничка для родителей.
Это могут быть различные статьи-консультации, советы, разработка домашних заданий, чат, рекомендации родителям, размещенные на сайте учреждения, личном сайте логопеда, страничке в соц-сетях.
• Организация выставок.
1.3. Досуговые формы работы.
Устанавливают эмоционально теплые отношения между родителями и детьми, между родителями и специалистами, атмосферу доверия и сотрудничества.
• Совместные досуги и развлечения для детей и родителей.
• Спортивные досуговые мероприятия, походы, экскурсии.
• Вернисаж совместного творчества.
• Родительский уголок творчества.
• Совместные проекты.
• Семейный фото-стенд, фото-выставка.
• Выставки семейных коллекций.
• Спектакли. Конкурсы творчества.
1.4 .Познавательные формы работы.
Ознакомление с особенностями детей.
• Обучающие семинары-практикумы для родителей.
Индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми.
• Домашнее визитирование.
• Домашние игротеки.
Эта рубрика знакомит родителей с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей.
• Лекотека.
Это система психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с проблемами развития. Деятельность лекотеки основана на гуманистическом подходе к воспитанию и направлена на поддержку усилий родителей по развитию личности ребенка, налаживание эффективного общения ребенка с другими членами семьи, формирование предпосылок к обучению, гармонизацию родительско-детских отношений.
• Родительская школа.
• Проектные родительские группы.
• «Круглый стол» и конференции с участием родителей.
В работе с разными семьями нельзя пользоваться одними и теми же методами, их необходимо варьировать в зависимости от состава родителей по культурному, образовательному уровню, по стилю семейного воспитания, по типу взаимоотношений в семье, по наличию заинтересованности и пониманию проблем своего ребенка, то есть необходимо постоянно искать новые пути и способы приобщения родителей к сотрудничеству с педагогами.
Таким образом, в результате планомерной работы в соответствии с принципами и подходами, определёнными федеральными государственными требованиями в рамках системы взаимодействия с семьями воспитанников мы сможем добиться создания благоприятных условий для успешного воспитания и развития каждого ребёнка.