Лариса Алисова
Консультация для педагогов «Информационно-коммуникативные технологии как средство физического воспитания детей дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Информационно-коммуникационные технологии как средство физического воспитания дошкольников.
Если сегодня мы будем учить так, как учили вчера, мы украдем у детей завтра.
Дж. Дьюи
Актуальность использования информационных коммуникационных технологий (ИКТ) обусловлена социальной и практической потребностью в повышении качества здоровьесберегающих технологий в области физического воспитания детей дошкольного возраста. Практика доказала целесообразность их использования для становления двигательных способностей детей, формирования интереса к физической культуре и спорту, воспитания личностных, морально-волевых и поведенческих качеств, осуществления всесторонней подготовки к школе и дальнейшей общественной жизни.
Публикация «Консультация для педагогов „Информационно-коммуникативные технологии как средство физического воспитания детей дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Темочки
Проблемы в области теории и практики физического воспитания детей многообразны и значительны. Они охватывают важнейшие вопросы изучения потенциальных возможностей детей :
– создание условий, обеспечивающих их развитие;
– комплексный подход к разработке содержания и методов образовательного процесса на всех возрастных этапах;
– научно-обоснованный двигательный режим;
– выполнение санитарно-гигиенических правил.
Какова роль ИКТ в решении вышеобозначенных проблем? Начнем со статистики.
Человеческий мозг усваивает через органы зрения 80% информации. Мозг ребенка развивается до 7-7,5 лет, и если мозг не развивать в этот период, то в дальнейшем для развития интеллекта и физических качеств надо будет потратить гораздо больше усилий, и они будут малоэффективны.
В ряде исследований (А. В. Кенеман, Н. Р. Козленко, Г. П. Лескова, А. Ц. Пуни, Л. А. Шураковская и др.) отмечается важность решения образовательных задач в процессе физического воспитания, указывается, что активная работа мысли на занятиях по физической культуре способствует быстрому усвоению детьми изучаемого материала, а знания и навыки становятся более прочными и стойкими. Эти идеи как никогда близки.
В соответствии с ФГОС ДО современный педагог должен активно с высокой эффективностью использовать все имеющиеся средства, ресурсы и сервисы Интернет, а весь образовательный процесс должен отображаться в информационной среде.
Мультимедиа (разновидность КОП) – это ведущее наглядное средство и инструмент познания на любых занятиях. Её применение на занятиях по физической культуре, способствует развитию и мотивации, и коммуникативных способностей, и получению навыков, и накоплению фактических знаний, а также способствует развитию информационной грамотности и повышение двигательной активности. Ещё К. Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов — и ребенок усваивает их на лету.» [7].
Достоинства использования ИКТ в процессе физкультурно-оздоровительной работы:
-делают процесс физического воспитания более современным, разнообразным, насыщенным, привлекательным для детей, повышают интерес к спортивным занятиям;
-оказывают комплексное воздействие на разные каналы восприятия, память, обеспечивают оперирование большим объемом информации;
обеспечивают эмоциональность, наглядность, красоту, эстетику оформления физкультурно-оздоровительных мероприятий;
способствуют адаптации ребенка в современном мире и формированию информационной культуры.
Формы использования ИКТ в совместной деятельности с детьми:
- презентации обучающего и развивающего вида (физические упражнения, гимнастика, виды спорта, история олимпийских игр, здоровый образ жизни и др.);
-непосредственно образовательная деятельность в игровой форме;
-спортивные развлечения, досуги, праздники.
В ФГОСе дошкольного образования присутствует целевая установка — поощрение инициативы и самостоятельности ребенка. На современном этапе педагог — посредник, поддерживающий инициативу ребенка [2]. Используя в работе мультимедийные презентации с различными героями, где разыгрывается проблемная ситуация, вместе с детьми ее решая, воспитатель помогает, направляет и поддерживает детскую инициативу.
Несомненно, компьютер никогда не заменит традиционную методику физического воспитания дошкольников. Компьютер – это всего лишь один из инструментов повышения качества процесса физического воспитания и его использование должно быть целесообразным. Информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе в ДОУ должны использоваться только тогда, когда они являются более эффективными, чем традиционные технологии обучения.
Сегодня не потеряли своей актуальности схемы, таблицы, картинки, но мультимедийные презентации уже активно внедрились в педагогическую практику. С помощью компьютерных возможностей воспитатель в настоящее время способен манипулировать звуком и видео для достижения спецэффектов, синтезировать и воспроизводить звук и видео, включая анимацию и интеграцию всего этого в единую мультимедиа-презентацию.
За счет ИКТ такая близкая детской природе игра приобрела научно-познавательный характер.
Наглядность материала повышает его усвоение, т. к. задействованы все каналы восприятия детей – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.
ИКТ служит эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить образовательный процесс, но при этом компьютер должен только дополнять педагога, а не заменять.
ИКТ позволяют также решать задачи в процессе обучения детей основным видам движений и развития физических качеств. Например, с зайчиком научится прыгать, со старшими дошкольниками рассматривать технику выполнения основных видов движений при помощи заблаговременно снятых видеороликов с детьми подготовительной группы. Видя себя или товарища на экране, дети подражают, более качественно выполняя движения, чтобы стать «героем» следующей презентации.
Дошкольников привлекает новизна проведения мультимедийных занятий, они охотно выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу. С помощью мультимедийных презентаций можно разучивать комплексы общеразвивающих упражнений, зрительных и дыхательных гимнастик. На экране появляются картинки-символы различных упражнений, красочные подвижные схемы-задания с героями мультфильмов.
Мультимедийные презентации позволяют сделать физкультурное занятие более интересным и динамичным. За счет высокой динамики эффективно усваивается учебный материал, тренируется память, улучшается качество выполнения основных видов движений, развиваются воображение и творческие способности.
Наряду с положительным опытом в реализации спортивно-познавательного подхода так же ИКТ можно использовать для привития интереса к здоровому образу жизни у дошкольников. От того, насколько успешно удается сформировать и закрепить в сознании навыки ЗОЖ в дошкольном возрасте, зависит в последующем образ жизни взрослого человека. Для этого разрабатываются сценарии игр-занятий и картотеки мультимедийных презентаций: «Тело человека», «Глаза — помощники человека», «Чем мы дышим», «Зачем чистить зубы?», «Что нужно делать, когда болеешь?»; картотеки упражнений, направленных на профилактику осанки, плоскостопия.
В работе с родителями можно использовать мультимедиа при оформлении наглядного материала, при проведении родительских собраний, круглых столов, мини-педсоветов, практикумов, ток-шоу, анкетирования. Использование ИКТ позволяет разнообразить общение, повысить интерес взрослых к получению полезной информации о воспитании детей. Итоговые фильмы о проведении тематических спортивных праздников из цикла «Папа, мама, я – спортивная семья!», Дни открытых дверей ярко демонстрируют достижения, успехи и способности детей в совместной деятельности.
Практика убедительно доказывает, что компьютерные технологии (инструменты для обработки информации) стали мощным техническим средством обучения, коррекции, коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и детей.