Ольга Соколова
Консультация для педагогов «Формы работы с родителями»
▼ Скачать + Заказать документы
«Формы работы с родителями»
Слайд 1
Семья и детскийсад– два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Публикация «Консультация для педагогов „Формы работы с родителями“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция ноябрь 2018
В Законе РФ "Об образовании" ст. 18 п. 1 определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте.
Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Каждое ДОУ не только воспитывает ребенка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения - не только воспитатель детей, но и партнер родителей по их воспитанию. Изменившаяся современная семья заставляет искать новые формы взаимодействия с ней, уйдя при этом от скучных шаблонов. Не поощрять принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать своему ребенку настоящим другом и авторитетным наставником, то есть выполнять свой главный гражданский долг - воспитать достойного гражданина своей страны.
Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад - место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И педагоги очень часто испытывают большие трудности в общении с родителями по этой причине.
Из-за отсутствия духовного взаимодействиясродителямидети становятся менее эмоционально отзывчивы, менее общительны и открыты, менее любознательны. Непонимание эмоциональных потребностей ребенка приводит к постепенному накапливанию у детей неудовлетворенности, пассивности, угасанию познавательной мотивации. Сближение, контакт, взаимодействиеродителейи детей необходимо для формирования морально - нравственных качеств и социализации ребенка.
Слайд 2
Взаимоотношения с родителями целесообразно выстраивать поэтапно: «Давайте познакомимся!».
На первом этапе родители знакомятся с детским садом, с образовательными программами, с педагогическим коллективом, раскрываются возможности совместной работы.
Второй этап – «Давайте подружимся!». На этом этапе родителям предлагаются активные методы взаимодействия: тренинги, круглые столы, игровые семинары.
Третий этап называется «Давайте узнавать вместе». На этом этапе можно говорить о функционировании родительско - педагогического сообщества, направляющего свою деятельность на развитие ребенка (исследовательская, проектная деятельность, совместные экскурсии, посещение выставок, музеев).
Слайд 3
В работе с родителями используется много разных форм, которые сближают педагога и родителей, приближают семью к саду, помогают определить оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии на ребенка.
• Проведение общих (групповых, индивидуальных) собраний;
• Педагогические беседы с родителями;
• Круглый стол с родителями;
• Тематические консультации;
• Совместные досуги;
• Диспуты;
• Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей;
• Организация “уголков для родителей”;
• Посещение семьи;
• Дни открытых дверей;
• Работа с родительским активом группы.
Нетрадиционные формы работы с семьями воспитанников можно условно разделить на информационно-аналитические, досуговые, познавательные и наглядно-информационные.
Слайд 4
Информационно-аналитическаяформаорганизации общения педагогов иродителей направлена на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности.
В данной форме возможны проведение социологических срезов; опросов; «Почтовый ящик», в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам, заведующей или методисту. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях, становятся темой заседания родительского клуба или даются специалистами письменно.
«Книга-эстафета»- помогает в налаживании контактов с семьями. Помогает узнать, насколько родители знают своих детей, какие проблемы их волнуют, как семья решает трудные вопросы, и определить для себя, в чем необходима наша помощь. Оформляя книгу, необходимо написать обращение к родителям, попросить ответить на вопросы. Каждый родитель сможет ответить на вопросы, задать свои или прочитать ответы других родителей.
Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями с группой воспитателей и эффективна, когда нехватка времени мешает педагогам встретиться с родителями лично
Слайд 5
Досуговые формы работы – совместные досуги, праздники, выставки - призваны устанавливать теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуги позволяют создать эмоциональный комфорт в группе.
В нашем саду эта форма достаточно неплохо работает, но хотелось бы активнее привлекать родителей к спортивным мероприятиям, совместным прогулкам на лыжах ил и коньках, совместных походах в музеи, на выставки. Родители на праздниках могут читать стихотворения, петь песни, играть на музыкальных инструментах и рассказывать интересные истории.
Слайд 6
Познавательные формы работы с родителями : семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций внетрадиционнойформе, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека дляродителей.
Познавательные формы выполняют доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей. Их суть – ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование практических навыков в воспитании детей.
Семинар (лат. seminarium – рассадник) – это особая форма групповых занятий по какой-либо проблеме при активном участии слушателей. Он предполагает коллективное обсуждение сообщения, доклада, выступления на определенную заданную тематику; предназначается для углубленного изучения темы.
Практикум–вид учебной работы, основанный на применении имеющихся знаний на практике. Во время занятий происходит также освоение практики преподавания путем обмена опытом между педагогами.
Семинар – практикум – это приложение теории к практике.
Основная роль принадлежит собраниям нетрадиционной формы, групповым консультациям, которые можно провести творчески "Театральная пятница", "Круглый стол", "Викторины", "Клубы для родителей", опираясь на известные телевизионные игры: «КВН», «Поле Чудес», «Что? Где? Когда?», «Устами младенца» и другие.
Игра с педагогическим содержанием. Она максимально приближает участников игры к реальной обстановке, формирует навыки быстрого принятия педагогически верных решений, умение вовремя увидеть и исправить ошибку.
Целью деловых игр является выработка и закрепление определенных навыков, умения предупредить конфликтные ситуации. Роли в деловых играх могут распределяться по-разному. В ней могут участвовать воспитатели, заведующие, социальные педагоги, родители, члены родительского комитета и др.
Темой деловых игр могут быть разные конфликтные ситуации.
Для формирования у родителей навыков и умений воспитания ребенка целесообразно проводить тренинги, практикумы, дискуссии.
Брифинг - это короткая пресс-конференция, целью которой часто является небольшое по времени, но важное по значимости заявление.
Родительская гостиная – модель взаимодействия, где педагог выполняет роль консультанта, снабжающего родителя необходимыми сведениями и обучающего его некоторым специальным умениям, приемам взаимодействия с ребенком. На этих встречах дети и родители вместе играют, выполняют упражнения, а итогом становится совместная детско-родительская творческая деятельность – создание индивидуальных или коллективных работ по теме гостиной. Данный материал будет полезен всем, кто работает с детьми и кому необходимо взаимодействовать с родителями воспитанников.
Слайд 7
Наглядно-информационные :
Информационно - ознакомительные;
Информационно - просветительские.
Цель данной формы - ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей.
Информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей, выпуск газет, организация мини-библиотек.
Наглядно-информационные формы в нетрадиционном звучании позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания. Например, открытые занятия для родителей, просмотр видеороликов, фотографии, выставки детских работ.
Проведение открытых занятий в ДОУ может быть организовано
по- разному. Например, в одном случае, родители в качестве гостей посещают занятия. Родители видят собственных детей в необычной для себя обстановке, получают рекомендации об обучении детей в семье. В другом случае родители могут быть активными участниками педагогического процесса. Они отвечают на вопросы, совместно с детьми двигаются под музыку, поют, рисуют, выполняют задания педагога и т. д.
Слайд 8
Чтобы отойти от стандартных родительских уголков, можно выпустить стенды тематической информации, папки – передвижки, составленные по запросам и заявкам родителей, стенды-презентации, где сами родители могут презентовать, например, творчество своего ребенка. Не забудьте и о рекламном стенде, где есть возможность выразить благодарность родителям за оказанную помощь.
Слайд 9
Конечно, родители имеют возможность получать информацию в интернете, общаться на форумах, но ничто не заменит личного эмоционального общения с воспитателями и своими детьми в спокойной непринужденной обстановке, направленной на взаимную помощь и поддержку детей дошкольного возраста.