Екатерина Баланчук
Консультация для педагогов «ИКТ как средство социального взаимодействия с родителями дошкольников. Теоретический аспект»
▼ Скачать + Заказать документы
ИКТ как средство социального взаимодействия с родителями дошкольников : теоретический аспект.
В настоящее время в большинстве развитых стран происходит стремительное развитие информационно - коммуникационных технологий (далее ИКТ) и распространение их во все сферы жизнедеятельности человека, в том числе и в систему образования. В нашей стране реализуется стратегия развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой информации. В системе российского образования происходят значительные перемены, связанные с внедрением федеральных государственных требований. Практика работы образовательных учреждений свидетельствует о необходимости расширения использования ИКТ в организации образовательного и воспитательного процессов. Данное направление в области образования подчёркивается в государственных документах и признаётся важнейшим национальным приоритетом. Так, например, в «Концепции долгосрочного социально – экономического развития РФ на период до 2020 года» говорится следующее: «Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество».
Темочки:
- ИКТ. Информационно-коммуникационные и цифровые технологии
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
Роль информационных технологий должна проявляться не только в системе школьного образования, но и в системе дошкольного образования, где одними из основных участников воспитательного - образовательного процесса являются родители воспитанников, с которыми ДОУ взаимодействует как непосредственно, так и опосредованно. Современные родители заняты добыванием средств к существованию, что приводит к сокращению времени, которое мамы и папы должны уделять воспитанию и образованию своих детей. Поэтому педагоги вынуждены искать новые пути взаимодействия с семьями воспитанников. И тогда на помощь и родителям и педагогам приходят новые технические, информационные, аудиовизуальные средства, основанные на применении современных ИКТ.
Использование ИКТ расширяет возможности и педагогов, и родителей и специалистов в сфере раннего обучения, они способны повысить эффективность социального взаимодействия педагогов и родителей при обучении и воспитании дошкольников. Однако на сегодняшний день существует большое количество нерешенных вопросов в данной области: внедрение нового подхода социального взаимодействия, не заменит ли существующие традиционные формы взаимодействия педагога с семьёй; какое содержание, какие формы и методы нужно и можно использовать, применяя современные средства ИКТ в процессе взаимодействия с родителями воспитанников, как повысить компетентность педагога в области использования средств ИКТ и этот список вопросов остаётся открытым. Кроме этого, отметим, что в современной научной литературе данная проблема изучена недостаточно глубоко. Именно поэтому на сегодняшний день в системе дошкольного образования актуальна следующая тема: «ИКТ как средство социального взаимодействия с родителями дошкольников : теоретический аспект».
Предлагаю рассмотреть основные характеристики таких понятий как взаимодействие, социальное взаимодействие, ИКТ и информационные технологии.
С позиции общения ДОУ и семьи многие учёные (О. И. Давыдова, Л. Г. Богославец, А. А. Майер, Е. С. Евдокимова и др.) взаимодействие рассматривают как процесс организации такого воспитания, при котором педагоги и родители постоянно обмениваются опытом, внедряя в практику наиболее ценные приемы воспитательного воздействия на детей, то есть действия общие, связанные, обусловленные и дополняющие друг друга. Если говорить о социальном взаимодействии, то его принято рассматривать как взаимодействие между двумя и более индивидами, в процессе которого передается социально значимая информация или осуществляются действия, ориентированные на другого.
Обратимся к таким понятиям как информационно - коммуникационные технологии и информационные технологии, первые из которых означают совокупность технологий, обеспечивающих фиксацию информации, ее обработку и информационные обмены (передачу, распространение, раскрытие, а вторые представляют собой процессы, которые используют совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта). Информационная технология является процессом, состоящим из четко регламентированных правил выполнения операций, действий, этапов разной степени сложности над данными, хранящимися в компьютерах.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) обладают сегодня колоссальными возможностями по использованию их в образовательном процессе, но необходимы специальные условия для их эффективного использования. Современные ДОУ ещё только делают первые шаги по внедрению ИКТ в образовательный и воспитательный процессы, но уже на первых ступенях они встречаются с рядом трудностей, начиная от низкого уровня компетентности педагога в данном вопросе и закачивания отсутствием знаний и навыков по разработке информационно - компьютерной среды в ДОУ.
Список литературы:
1. Закон Российской Федерации «Об образовании» : официальный текст: [принят Гос. Думой 10 июля 1992 г. с изм. ]//КонсультантПлюс.
2. Антонова Т. В., Волкова Е. М., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка. // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 6.
3. Иванова Е. В. Повышение ИКТ - компетентности педагогов. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения».- 2009.- №12.
4. Ушилов С. С. Информационные технологии. Учебное пособие. - М. : СПб, 2001.
Аннотация: Данная статья актуальна для педагогов и специалистов, а так же для администрации ДОУ, так как на современном этапе развития одним из приоритетных направлений является модернизация образования, которая касается не только школы, но и дошкольных образовательных учреждений. Автор статьи конкретно выделяет такой вопрос как ИКТ как средство социального взаимодействия с родителями дошкольников.
Автор: Шерстобитова Ирина Владимировна, воспитатель МБДОУ №24 г. Архангельск, магистрант 1 курса Института педагогики и психологии, САФУ имени М. В. Ломоносова.