Получи документы

Консультация для педагогов и специалистов, работающих с обучающимися с ОВЗ

Евгения Антонова
Консультация для педагогов и специалистов, работающих с обучающимися с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для педагогов и специалистов, работающих с обучающимися с ОВЗ

«Особенности познавательного развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Задержка психоречевого развития (далее ЗПРР) влечёт за собой неравномерное изменение у ребёнка различных сторон психической деятельности. Наблюдения и экспериментальные исследования дают материалы, позволяющие говорить о том, что одни психические процессы оказываются у него несформированными более резко, другие – остаются относительно сохранными. Этим в определённой мере обусловлены существующие между детьми индивидуальные различия, обнаруживающиеся и в познавательной деятельности, и в личной сфере.

Публикация «Консультация для педагогов и специалистов, работающих с обучающимися с ОВЗ» размещена в разделах

Нарушения познавательной деятельности и личности обучающегося с общим психическим недоразвитием отчётливо обнаруживается в самых различных его проявлениях. Дефекты познания и поведения невольно привлекают к себе внимание окружающих. Однако наряду с недостатками детям с ЗПРР присущи и некоторые положительные возможности, наличие которых служит опорой, обеспечивающей процесс развития.

Дети с ЗПРР способны к развитию, которое осуществляется замедленно, атипично, со многими отклонениями от нормы. Тем не менее, оно представляет собой поступательный процесс, вносящий в качественные изменения в психическую деятельность обучающихся.

Развитие ребёнка с ОВЗ определяется биологическими и социальными факторами. К первым из них относятся выраженность дефекта, качественное своеобразие его структуры, время его возникновения.

Социальные факторы – это ближайшее окружение ребё нка: семья, в которой он живёт; взрослые и дети, с которыми он общается и проводит время; школа.

Недостаточная познавательная активность, слабо ориентировочной деятельности – это симптомы, прямо вытекающие из особенностей протекания нейрофизиологических процессов в коре головного мозга у детей с ОВЗ. Многие учёные, занимавшиеся изучением детей с данной патологией развития, отмечали их сниженный интерес к окружающему миру, вялость и отсутствие инициативы. У детей, имеющих ЗПРР, отсутствует стремление познать окружающий мир, имеет место слабость замыкательной функции коры, инертность нервных процессов, повышенная склонность к охранительному торможению, ими руководит не интерес, а свойственная им импульсивность. Всё это создаёт патогенную основу для снижения познавательной активности в целом.

Разбирая особенности познавательной деятельности, нужно остановиться на структурных компонентах: внимании, интересе, ощущении и восприятии, мышлении, речи.

У обучающихся с ЗПРР сформировать познавательный интерес бывает очень трудно. Это удаётся на старших ступенях обучения, что связано со сложностью пробуждения у них познавательных потребностей. Характерными особенностями интересов учеников являются односторонность, малая дифференцированность, слабая выраженность в них интеллектуального компонента. Интересы этих учащихся неглубоки, малоинтенсивны и неустойчивы. Вместе с тем у отдельных учеников они достигают значительной силы и устойчивости. Иногда это объясняется повышенной аффективностью, связанной со стремлением к самоутверждению, желанием показать себя не хуже других. Живой интерес вызывает у школьников (особенно младших) игра, а также практическая деятельность, имеющая общественно значимую или вообще привлекательную цель.

На уроке обучающийся легко отвлекается, его внимание соскальзывает с одного объекта на другой вследствие недостаточной целеустремлённости и устойчивости. Он переносит внимание с целого на части, с содержания на форму, с существенного на несущественное, что приводит к непоследовательности рассуждений, мышления и речи. Таким образом, сосредоточенность и интенсивность внимания школьника с ОВЗ значительно снижена. Утомление влияет на обучающегося с ЗПРР сильнее, в силу чего его внимание затухает значительно чаще, а периоды его понижения гораздо длительнее. Утомление ведёт к резкому спаду внимания, переключение – разрыву его, что значительно затрудняет учебную работу.

Недостатки внимания сказываются и на речи обучающегося : он не следит ни за тем, как говорят окружающие, ни за своей речью. Это часто ведёт к образованию аграмматизмов.

Недостатки внимания мешают следить за своей моторикой, что вызывает хаотичность движений.

Все эти дефекты становятся особенно заметны при изучении обучающимся незнакомого или сложного материала, при встрече с трудностями.

Выработка произвольного внимания у школьников с ЗПРР - задача весьма сложная. Из-за недоразвития волевых процессов и слабой регулирующей роли интеллекта у ученика с ЗПРР проще вызвать непроизвольное внимание, особенно используя яркие и сильные раздражители.

Картина указанных особенностей и недостатков познавательной деятельности у обучающихся является чрезвычайно пёстрой, ввиду исключительного многообразия проявлений присущего им дефекта и индивидуально-психологических особенностей, связанных с особенностями и типом высшей нервной деятельности у каждого из них. Всё это подчёркивает особую важность учёта индивидуальных особенностей и применения индивидуального подхода при обучении в школе.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей и молодых специалистов по ФК «Занятия-игры по физической культуре в летнее время в ДОУ»Консультация для воспитателей и молодых специалистов по ФК «Занятия-игры по физической культуре в летнее время в ДОУ» Консультация для воспитателей и молодых специалистов по ФК: «Занятия – игры по физической культуре в летнее время в детском саду» Игровая.

Консультация для молодых специалистов на тему «Театр в жизни ребенка»Консультация для молодых специалистов на тему «Театр в жизни ребенка» Консультация для молодых специалистов на тему: "Театр в жизни ребенка"."Весь мир-театр, а люди в нем- актеры"-говорит классика. В жизни.

Консультация для молодых специалистов «Повышение педагогической компетентности» Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Представляю Вашему вниманию консультацию, ориентированную на молодых специалистов. Среди необходимых.

Консультация для педагогов «Логопедическая работа с обучающимися с РАС»Консультация для педагогов «Логопедическая работа с обучающимися с РАС» Уважаемые коллеги, сегодня я хочу поделиться с вами опытом работы с обучающимися, имеющими расстройства аутистического спектра. Я работаю.

Консультация для родителей и педагогов, работающих с дошкольниками с косоглазием и амблиопией «Берегите глазки»Консультация для родителей и педагогов, работающих с дошкольниками с косоглазием и амблиопией «Берегите глазки» Консультация для родителей и педагогов, работающих с дошкольниками с косоглазием и амблиопией, «Берегите глазки!». Услышав диагноз, у.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов и специалистов, работающих с обучающимися с ОВЗ
Опубликовано: 30 августа 2024 в 23:23
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов и специалистов, работающих с обучающимися с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Антонова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД