Людмила Задорожная
Консультация для педагогов и родителей воспитанников ДОУ «Развитие звуковысотного слуха детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Пение – это такой вид музыкальной деятельности, в процессе которого развивается эстетическое отношение к жизни, музыке; обогащаются переживания ребёнка; активно формируются музыкально-сенсорные способности.
Целью певческих упражнений, т. е. распевания является развитие певческой техники и музыкального слуха. Каждое упражнение имеет свою задачу: развитие дикции, дыхания, диапазона, чистого интонирования и решается на основе всего комплекса навыков.
Публикация «Консультация для педагогов и родителей воспитанников ДОУ „Развитие звуковысотного слуха детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
На музыкальных занятиях в дошкольном учреждении развиваются различные музыкальные способности детей. Но, пожалуй, самое трудное – это развить у ребёнка звуковысотный слух, научить его чисто интонировать, а это возможно только при условии систематических, занятий и использования разнообразных методических приёмов.
С самого раннего детства нужно подводить детей к осознанному восприятию высоких и низких звуков во всех видах музыкальной деятельности. Очень помогают в этом музыкально-дидактические игры по принципу «высоко-низко», «большой – маленький» (младший возраст, при этом необходимо, чтобы раздаточный материал существовал на каждого ребёнка, что обеспечивает одновременно и индивидуальный, и фронтальный подход к детям. В старшем возрасте дети учатся слушать звуки и по вертикали и по горизонтали, то есть выкладывать одновременно ритмический рисунок в сочетании со звуковысотностью.
В работе с детьми можно использовать разнообразный игровой дидактический материал: это большие и маленькие листочки, цветочки, капельки, фрукты, геометрические фигуры, игрушки и т. д., это увеличивает детский, познавательный интерес к этому виду занятий.
С раннего возраста с детьми нужно слушать музыку, находить образные, зрительные ассоциации к музыке.
Если мелодия сыграна в высоком регистре, значит, музыка своей волшебной кисточкой нарисовала нам птичку, бабочку, цветок, дождик, зайчика и т. д. при этом необходимо делать акцент на то, что только высокая музыка позовёт к нам этих персонажей, а на звучание средней или низкой музыки к нам в гости придут медвежонок, тигрёнок, машина и т. д.
К старшему возрасту дети к услышанной музыке сочиняют целые пейзажи, зарисовки, подбирают героев и сюжеты сказок. Теоретическое и слуховое распознавание высоких, средних звуков очень важно закреплять на практике голосом, для этого существует распевание. Как правило, детям очень нравится петь.
Ведя диалог с детьми, мы выясняем: может ли спортсмен добиться рекорда, если он не будет тренироваться?; сможет ли без подготовки лётчик поднять в небо самолёт?; сможет ли портниха сшить бальное платье, если она не знает, как вставить нитку в иголку? Конечно, нет. Тогда сможет ли певец прекрасно исполнить песню, если он этому не учится и не упражняет свой голос?
С детьми используют вокальные упражнения, такие как "Птичка и птенчики", "Качели", "Бубенчики" и т д. Н. А. Ветлугиной, также используется игровое распевание. Можно брать знакомые и понятные детям сюжеты, картинки героев сказок или образные зарисовки, в среднем и высоком регистре. Наглядность и образность этих картинок помогает детям озвучивать данных героев в разных звуковых позициях. Контрастность этих образов помогает детям чётко сопоставлять и воспроизводить их голоса и, что немало важно, играть в них. Диапазон этих распевок намеренно расширен, так как современные детские песни предлагают нам интересные мелодии не в пределах квинты. Поэтому в распевках должны присутствовать низкие и высокие ноты, для того, чтобы дети научились чисто интонировать.
Такое игровое распевание многофункционально:
1. Благодаря наглядности и игровой ситуации, оно развивает образное воображение детей, осознанное осмысление правильного выбора голоса (среднего или высокого) в связи с озвучиванием знакомых персонажей, т. е. чистое интонирование.
2. Формирует самоконтроль, умение анализировать своё пение и пение товарищей;
3. Развивает дикцию, артикуляцию, дыхание в пении;
4. Развивает творческие способности детей, формирует навыки театральной деятельности, так как игровое распевание предполагает разыгрывание театральных этюдов с использованием различной мимики и жестов героев, пение по ролям.
5. Игровое распевание может плавно перейти в музыкальную игру, танец, повтор и закрепление музыкально-ритмических движений, музицирование детей.
Игровое распевание нравится детям, так как оно наглядно, понятно, проходит в игровой форме. Дети воспринимают игровое распевание как первую из песен. Чередование распевок и смена иллюстраций только подогревает интерес детей к этому виду деятельности, делая его занимательным и творческим.
Если распевание будет результативным, то и пение будет качественным.