Коробкова Элина Таировна
Консультация для педагогов и родителей «Организация работы по воспитанию навыков самообслуживания»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов и родителей тема: "Организация работы по воспитанию навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста"
При организации работы по воспитанию навыков самообслуживания в ДОО педагог использует различные формы воспитания, такие как:
1. Дежурства.
2. Поручения.
3. Коллективный труд.
Дежурство – одна из форм организации труда детей. Его суть в использовании трудовых способностей одного или группы детей для всего коллектива в целом. Эта форма труда имеет большое значение, поскольку именно во время дежурства можно наблюдать заботу о детях всей группы.
В дошкольных образовательных организациях для старших дошкольников можно выделить следующие виды дежурств:
• по столовой (со второй младшей или средней группы);
• по уголку природы (со старшей группы);
• по подготовке к НОД (со средней группы).
Если рассматривать труд детей с точки зрения количества участников, то самостоятельный труд детей старшего дошкольного возраста может быть индивидуальным или коллективным. Дети трудятся индивидуально, начиная с младшего возраста. Индивидуальность заключается в том, что весь трудовой процесс от начала и до конца дошкольник выполняет сам и ни кто ему при этом не помогает.
Труд рядом – при таком виде труда детьми выполняются идентичные,индивидуальные задания, а его процесс не требуют непрерывного внимания и помощи педагога, дети не зависят друг от друга. Труд рядом является ступенькой к коллективному труду.
Коллективный труд – способствует развитию у детей трудиться организованно и при необходимости помогать друг другу. Коллективный труд помогает не только сформировать привычку трудиться, но и освоить культуру общения. Коллективный труд организуется через общий и совместный.
Общий труд – это труд детей малыми подгруппами по 3-6 человек, с одной общей целью, результатом и одинаковой для всех участников группы ответственностью за него. Для старших дошкольников объединение в подгруппы становится основным и главным.
Совместный труд – процесс такого труда состоит из цепочки операций следующих друг за другом и требует объединения детей. Весь процесс труда делиться на последовательные этапы с некоторой законченностью; дети многократно участвуют в нем, при этом отвечая за хорошее выполнение работы на своем этапе труда. Во время совместного труда дети напрямую зависят друг от друга.
Поручения – просьба педагога к ребёнку с целью совершения им трудовых манипуляций. Проучить можно то, что ребенку по силам сделать самостоятельно.
Трудовые поручения различают по:
• продолжительности – долгосрочными, краткосрочными;
• форме – индивидуальными, общими и подгрупповыми;
• содержанию – соответствовать видам труда.
Поручения делятся на группы:
1. Поручения одного способа действия: принести, подать, отнести. Такие поручения краткосрочные, имеют ограничения по времени и эпизодичность.
2. Поручения, которые включают в себя две и более операции и несколько способов ее выполнения. Сюда относятся поручения типа уборка за животными или полив растений в уголке природы.
3. Поручения, результат которых достигается через какой-то промежуток времени: вырастить, принести, передать.
В старшем дошкольном возрасте поручения играют очень важную роль, но в тоже время у детей появляются обязанности.
Обязанность – дело, освоенное ребёнком в процессе выполнения поручения. Именно тогда дети начинают осознавать необходимость делать это постоянно с определенной цикличностью. Таким образом, поручения в процессе труда по самообслуживанию дошкольников помогают педагогам в работе по приобщению к трудовой деятельности.
Литература
1. Сазонова, Н. П. Дошкольная педагогика. Курс лекций / Н. П.
Сазонова – М. : Детство-Пресс, 2012. – 272 с.
2. Сафронова, А. В. Особенности системы дошкольного
образования [Электронный ресурс]. URL: http: // doshkolnuk.com/ Sistemadoshkolnogo (дата обращения 20.06. 2017).
3. Смирнова, Е. В. Типичные трудности организации предметной
игровой среды в ДОУ / Е. В. Смирнова, М. Соколова // Дошкольное
воспитание: журнал. - 2015. - №2. - С. 93-99.
4. Суркова, А. Д. Организация дошкольного образования в ДОУ
[Электронный ресурс]. Режим доступа: http: nsportal.ru/detskiy-sad/ upravleniedou/ 2014/ 11/07/jrganizatsiya - obrazovatelnogo - protsessa - v- dou - v -
kontekste (дата обращения 20.06.2017)
5. Услуги дошкольных учреждений и закон об образовании в
Российской Федерации / Т. И. Тарасова // Советник в сфере образования:
журнал. - 2013. - №1. - С. 80-85.
6. Фадеева, Е. Р. Проблема формирования навыков активности дете
старшего дошкольного возраста [Текст] / Е. Р. Фадеева // Наука и школа:
журнал. – 2016. - №4. – С. 122-124.
7. Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998