Елена Кравченко
Консультация для педагогов и родителей «Фонематический слух — основа правильной речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила:
учитель – дефектолог
МАДОУ «ДС №15 «Солнышко»
Кравченко Е. Е.
Краснодарский край, ст. Сароминская
Очень важная особенность человека – умение сосредоточиться на звуке. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь – основное средство общения. Умение различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки из которых состоит речь) – является фонематическим слухом. Благодаря фонематическому слуху ребёнок может не только распознать и различить звуки, но и соотнести звук и букву. Ребёнок со слабым развитием фонематического слуха не опознаёт тот или иной акустический признак сложного звука, по которому один звук отличается от другого. В связи с не опознанием того или иного признака звук узнаётся неправильно. Это приводит к неправильному восприятию слов (изначально) и в дальнейшем к неправильному произношению ( например: дом – «том», мебель – «небель», длинный – «глинный»). Эти недостатки мешают правильному пониманию речи как самим говорящим, так и слушающим. Теряется и меняется смысл высказывания. Нарушение и недоразвитие фонематического слуха и восприятия значительно затрудняют обучение грамоте, приводят к нарушению письменной речи-дисграфии, задерживают процесс автоматизации поставленных звуков речи.
Публикация «Консультация для педагогов и родителей „Фонематический слух — основа правильной речи“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
Как проверить фонематический слух? Вы можете сделать это сами!
Попросите ребенка повторить слоги попарно: са-за, та-да, ба-па, ва-фа, ма-на; ша-жа-ша, ва-фа-ва, ма-на-ма, да-та-да; слова: мишка-миска, мышка-мишка, коза-коса. Если ребёнок неверно повторяет за вами цепочки слогов, слов, то это говорит о том, что фонематический слух нарушен.
К чему приводит нарушенный фонематический слух?
Маленький ребенок не способен управлять своим слухом и не может отличить правильное произношение звука от неправильного : сравнить звуки. Но время идет вперед и ребёнок растёт, развивается, а вместе с ним и развивается его фонематический слух, при условии, что ребёнок находится в благоприятной речевой среде – с ним разговаривают взрослые, читают ему сказки, учат стихи. И постепенно ребёнок овладевает правильным произношением. К 4 годам ребёнок должен уже выговаривать правильно все звуки, кроме [л], [р]. А к 5 годам правильное произношение всех звуков родного языка и не допускается смешение фонем (с-ш, ж-ш, к-т, р-л и т. п.).
При нарушении фонематического слуха мы наблюдаем неправильное произношение у детей от 4 лет и старше. Порой такой ребенок не замечает
, что он неправильно произносит звуки. Такого ребёнка часто приходится подолгу исправлять родителям.
В дальнейшем, когда ребёнок идёт в школу, у него могут возникнуть некоторые проблемы при обучении грамоте или чтении. Нарушение фонематического слуха проявляется в том, что ребёнок при чтении путает
названия букв, пропускает буквы в словах и не замечает этого. А в письме замена букв звонких на глухие - оглушение и наоборот озвончение (бочка-почка, зайка-сайка, дом-том, замена твёрдых на мягкие и наоборот (дядя-дада, дверь-двер, любовь-лубов). Весь процесс обучения грамоте основывается на умении ребёнка анализировать каждый звук в слове, отличать его от других звуков.