Яшина Екатерина Андреевна
Консультация для педагогов и родителей «Какие бывают дефекты речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное и правильное речевое развитие - необходимое условие формирования личности. Благодаря речи ребёнок познаёт мир, накапливает знания, овладевает нормами поведения. Чистая правильная речь – одно из важнейших условий нормального психического развития человека.
Публикация «Консультация для педагогов и родителей „Какие бывают дефекты речи“» размещена в разделах
Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для последующего речевого и языкового развития ребёнка.
Воспитание правильной и чистой речи у ребёнка – одна из важных задач в общей системе работы образовательного учреждения. Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, правильно построить предложение и т. д., одна из насущих проблем, стоящих перед современным миром. Ведь именно правильная речь является одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залогом успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие её недоразвитием, являются потенциальными дисграфиками и дислексиками (детьми с нарушениями письма и чтения). Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов у детей дошкольного возраста возникнут трудности общения с окружающими, а в дальнейшем определённые изменения личности на пути развития «ребёнок – подросток - взрослый», когда закомплексованность человека будет мешать, ему, учиться, и в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности.
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растёт.
Взрослый должен создать специальные условия для развития понимания речи, активизации речевого аппарата, приучать ребёнка пользоваться словами, вызывать потребность говорить, причём говорить правильно и чётко; к тому же речь взрослого является объектом для подражания, а потому он должен следить за тем, как говорит.
Итак, какие же существуют дефекты речи?
Логопеды, составляя логопедическое заключение после обследования, подчас забывают объяснить, что пишут в речевой карте. А иногда мы, логопеды просто не можем по-человечески объяснить, что имеем в виду под загадочными буквами ОНР, ФФНР. Не потому, что мы такие некомпетентные, а потому, что в институте нас в течение пяти лет заставляют пользоваться научной терминологией, а она редко предполагает «человеческую» речь. Мне, например, пришлось некоторое время после института тренироваться в переводе умных слов на русский язык для родителей, которых интересовало – что с их малышом.
Попробую изложить простым языком.
Существует две классификации всех речевых нарушений. По-научному они называются «клинико-педагогическая классификация нарушений речи» и «психолого-педагогическая классификация нарушений речи». Назовем их для краткости и простоты, так как их называют сами логопеды между собой - «клиническая классификация» и «педагогическая классификация». Обе эти классификации не противоречат друг другу, а взаимодополняют и взаимно проникают друг в друга. Просто пе
рвая классификация делает акцент на причинах речевого нарушения, исходя из которых, и выстраивается коррекционная работа с ребенком. А вторая акцентируется на общих проявлениях речевых нарушений, симптомах и общих методах групповой коррекционной работы.
Как же расшифровывается логопедическое заключение?
Клинические диагнозы подразделяются на две большие группы: нарушения устной речи и нарушения письменной речи.
Нарушения устной речи в свою очередь подразделяются еще на несколько групп, но мы не будем углубляться в недра науки – постараемся просто использовать то, что поможет нам в жизни. Итак, диагнозы:
Нарушения устной речи
Нарушения внешнего высказывания
• Дислалия — один из самых распространённых дефектов речи. Если у ребёнка хороший слух, достаточный запас слов, если он правильно строит предложения и согласовывает в них слова, если его речь чёткая, несмазанная, но имеет дефектное произношение звуков такое нарушение речи называется дислалией
Это происходит по нескольким причинам: из-за несформированности правильного положения артикуляционного аппарата при произнесении тех или иных звуков, из-за неправильного усвоения артикуляционных позиций, из-за дефектов самого артикуляционного аппарата.
• Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи вследствие поражения центральной нервной системы. Речь у такого ребёнка характеризуется нечётким, смазанным звукопроизношением, также наблюдается нарушение голосообразования и изменения темпа речи, ритма и интонации. Тяжёлое нарушение речи и общей моторики задерживает психическое и эмоционально-волевое развитие ребёнка. Чаще всего дизартрия связана с ранним детским церебральным параличом, но может возникнуть у ребёнка в любом возрасте из-за перенесенных им инфекций мозга.
• Ринолалия — нарушение произносительной стороны речи или тембра голоса, обусловленное анатомо-физиологическим поражением речевого аппарата: струя воздуха проходит не в ротовую, а в носовую полость, в которой происходит резонанс. При ринолалии речь ребенка становится монотонной, невнятной, гнусавой, нарушается произнесение всех без исключения звуков родной речи.
• Дисфония (афония) — отсутствие голоса или расстройство речи вследствие патологических изменений голосового аппарата: голос либо совсем отсутствует (афония, либо происходят различные изменения и нарушения в силе и тембре, выражающееся в охриплости, слабости голоса, гнусавости.
• Брадилалия — патологически медленный темп речи вследствие поражения головного мозга. При брадилалии речь сильно замедляется, становится нечеткой, теряется способность издавать расчлененные звуки, растягиваются гласные.
• Тахилалия — патологически быстрый темп речи (около 20–30 звуков в секунду, это примерно в два раза выше нормального темпа речи, часто сопровождающийся повторением или пропуском слов, незамеченным говорящим. При тахилалии фонетическая, лексическая и грамматическая стороны речи не нарушаются.
• Заикание — нарушение темпа и ритма речи, обусловленное судорогами мышц речевого аппарата и характеризующееся частым повторением или удлинением звуков, слогов, слов, частыми остановками или нерешительностью в речи, разрывающее её ритмическое течение.
Нарушения внутреннего оформления высказывания
• Алалия — полное или частичное отсутствие речи у детей (до 3 – 5 лет) при хорошем физическом слухе, обусловленное недоразвитием или поражением речевых областей в левом полушарии коры головного мозга, наступившем во внутриутробном или раннем развитии ребёнка.
Существует два вида подобного нарушения: моторная алалия и сенсорная. При моторной алалии ребёнок понимает обращённую к нему речь, но не умеет её воспроизводить.
При сенсорной алалии главным в структуре дефекта является нарушении восприятия и понимания чужой речи. У детей с сенсорной алалией наблюдается явление эхолалии – автоматического повторения чужих слов. Вместо ответа на вопрос ребёнок повторяет сам вопрос.
• Афазия — речевое расстройство (утрата) уже сформировавшейся речи. Причинами афазии у человека могут быть перенесённые черепно-мозговые травмы, инфекционные заболевания нервной системы.
Виды нарушений письменной речи
• Дисграфия — нарушение письма, не связанное ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с нерегулярностью школьного обучения. Дисграфия проявляется в стойких и повторяющихся ошибках в процессе письма: искажение и замена букв, искажение звукослоговой структуры слова, нарушение слитности написания отдельных слов в предложении. Тяжёлая форма дисграфии называется аграфией и проявляется в полной неспособности к овладению письму.
• Дислексия — нарушение речи, вызванное поражением центральной нервной системы, при котором у ребё нка нарушается сам процесс чтения: он не может правильно опознать буквы, в результате чего неверно их воспроизводит и нарушает слоговой состав слов. Из-за этого у малыша искажается весь смысл прочитанного. Крайняя форма дислексии — алексия, неспособность к чтению.
Психолого–педагогическая классификация. Нарушения речи в данной классификации подразделяются на две группы: нарушения средств общения и нарушения в применении средств общения. Ну не будем углубляться, а просто обозначу речевые нарушения, которые относятся к этой классификации.
• ФНР - это нарушение звукопроизношения при нормальном физическом и фонематическом слухе и нормальном строении речевого аппарата. Может наблюдаться расстройство отдельного звука или нескольких звуков одновременно.
• Фонетико–фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) — нарушение звукопроизношения вследствие дефектов восприятия звуков (нарушение фонематического слуха) .
• Общее недоразвитие речи (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. У детей данной группы в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различение звуков, словарный запас отстаёт от нормы, страдают словообразование и словоизменение, связная речь не развита;
• проявление речевого негативизма и др.