Елена Владимировна Иваненко
Консультация для педагогов и родителей «Роль дыхательных упражнений в дошкольном возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы
Роль дыхательных упражнений в дошкольном возрасте
Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит на первом месте. Здоровье человека – это полное физическое, психическое и социальное благополучие при отсутствии заболевания. При правильном поведении - здоровье человека можно не только сохранить, но и укрепить.
Публикация «Консультация для педагогов и родителей „Роль дыхательных упражнений в дошкольном возрасте“» размещена в разделах
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Развитие речевого дыхания
- Темочки
Один из способов формирования здорового образа жизни является физическое воспитание. Физическое воспитание – педагогический процесс, направленный на формирование физической культуры личности в результате педагогических воздействий и самовоспитания. Дыхательные упражнения – являются неотъемлемой частью всех видов физической культуры и спорта, так как каждое упражнение, каждое движение человека сопровождается вдохом и выдохом. Существуют и специальные дыхательные гимнастики: и как самостоятельные виды лечебной физкультуры, и как специальные разделы разных оздоровительных практик.
Дыхательная гимнастика – комплекс специальных дыхательных упражнений, ориентированных на укрепление здоровья человека. Она оказывает положи- тельное влияние на организм человека.
Преимущества дыхательной гимнастики перед другими оздоровительными средствами заключается в том, что это простой и эффективный способ лечения и профилактики легочных заболеваний, не требующий материальных затрат.
Рассматривая роль дыхательной гимнастики в дошкольном возрасте, так же хочется обратить внимание на такое понятие, как речевое дыхание. Речевое дыхание - это сложный акт, осуществляемый согласованной работой дыхательного, голосового и артикуляционного аппаратов.
Правильное речевое дыхание создает условия для нормального звукообразования, поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
Нарушения речевого дыхания – следствия общей ослабленности, аденоидных разращений, различных сердечно-сосудистых заболеваний и т. д. Неумение рационально использовать выдох (речь на вдохе) отрицательно влияет на развитие речи.
У детей дошкольного возраста речевое дыхание несовершенно. У детей, имеющих ослабленный вдох и неправильный речевой выдох, как правило, грубо нарушено звукопроизношение.
Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система– это энергетическая база речевой системы. Наше дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Поэтому правильное речевое дыхание нужно развивать.
Существует множество упражнений для развития дыхания детей дошкольного возраста, которые обязательно включаются в различные виды детской деятельности: на занятиях по развитию речи и познавательному развитию, на физкультурных занятиях, утренней гимнастике, на гимнастике после сна и как самостоятельные игры - упражнения с различными атрибутами, игрушками – тренажёрами.
Упражнения на дыхание способствуют:
- насыщению организма кислородом;
- стимуляции работы всех органов организма;
- повышению сопротивляемости организма к различным простудным
заболеваниям дыхательной системы.
Дыхательные упражнения бывают:
- статическими (выполняются в состоянии покоя);
- динамическими (выполняются с использованием элементов движения);
- специальными (т. е. дренажными, которые показаны при определённых
заболеваниях).
Правильно подобранные упражнения дыхательной гимнастики помогут развитию ещё несовершенной дыхательной системы ребёнка и укрепят защитные силы его организма.
В развитии речевого дыхания в дошкольном возрасте есть определенные особенности:
- низкий уровень развития мускулатуры. Несформированность мышечных структур речевого аппарата у детей такого возраста требует регулярных упражнений на речевое и обычное дыхание;
- недостаточное контролирование глубины и ритма дыхания. Ребенок может забывать поддерживать дыхание в нужных моментах во время разговора или неверно оценивать глубину дыхания;
- плохое сопряжение дыхания с другими элементами произношения слов. Для обеспечения равномерности речи необходимо правильно сочетать дыхание с фонемами;
- отсутствие ритмичности речи. Ребенок может произносить слова с неправильным тоном, что затрудняет понимание высказывания.
Речевое дыхание отличается от обычного дыхания:
- более быстрым вдохом и замедленным выдохом;
- значительным увеличением дыхательного объема;
- преимущественно ротовым типом дыхания;
- максимальным расхождением голосовых складок на вдохе и сближением их
почти до соприкосновения на выдохе.
Параметры правильного выдоха:
- выдоху предшествует сильный вдох через нос – «крылья носа смыкаются»;
- выдох происходит плавно, а не толчками.
- во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выдоха через
нос.
- губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать.
Условия проведения дыхательной гимнастики:
- помещение проветренное, не пыльное, не сырое;
- одежда не должна стеснять движений;
- не заниматься сразу после приема пищи, на голодный желудок;
- во время игр ориентироваться на хорошее самочувствие ребенка и
наличие у него положительных эмоций;
- выдыхать следует, пока не закончиться воздух.
Продолжительность игровых упражнений:
5 минут в проветриваемом помещении.
Упражнение повторяется 3-5 раз.
Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.
При проведении игр, направленных на развитие у ребенка речевого
дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро
утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени и обязательно чередовать с другими упражнениями.