Ольга Барбашина
Консультация для педагогов «Хождение на лыжах и катание на коньках детей 6–7 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Хождение на лыжах и катание на коньках детей 6–7 лет
Какое прекрасное время года – зима, как много удовольствий несет оно: катание всей семьей на санках, лыжах, коньках.
Ходьба на лыжах
Ходьба на лыжах оказывает всестороннее влияние не только на формирование свода стопы и осанки, но и на весь организм человека. При ходьбе на лыжах гармонично развиваются и укрепляются почти все мышечные группы и особенно мышцы спины.
Публикация «Консультация для педагогов „Хождение на лыжах и катание на коньках детей 6–7 лет“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Лыжи
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Подготовительная группа
- Темочки
Правильно организованные лыжные прогулки воспитывают морально – волевые качества (смелость, решительность, настойчивость, чувства дружбы, коллективизма, взаимопомощи; формируют выдержку и дисциплинированность, приучают преодолевать трудности и препятствия.
Детей ходьбе на лыжах начинают обучать в физкультурном зале задолго до выпадения на улице снега. Педагоги в игровой форме знакомят воспитанников с экипировкой лыжника, объясняют, как ей пользоваться.
Прежде всего надо правильно подобрать лыжи.
- Лыжи и палки должны соответствовать росту ребенка.
- Длина лыж должна быть такой, чтобы можно было пальцами поднятой вверх руки достать до конца поставленной вертикально лыжи. Высота палок чуть выше подмышек.
- Лыжные ботинки должны свободно надеваться на две пары носков
(хлопчатобумажные и шерстяные).
- Занятия лыжами проводятся при температуре воздуха – 5-15 градусов, а в безветренную погоду по 35 – 40 минут.
Методические рекомендации для педагогов: следите, чтобы в морозную погоду малыши вдыхали воздух через нос, а выдыхали через рот.
Скользящий шаг.
Скользящий шаг является основным элементом в технике всех лыжных ходов.
Шестилетнему ребенку нужно уметь ходить скользящий шагом, преодолевая в спокойном темпе до 2 км.
Отрабатывая скользящий шаг, обращайте внимание на правильную технику выполнения: левая лыжа идет впереди, левая нога сгибается, и сгибается, и тяжесть тела переносится на нее. Одновременно правая рука выносится вперед, а левая отводится назад. Правая нога выполняет толчок, выпрямляясь в колене. Это первый скользящий шаг. Второй нужно делать, только когда почти закончен первый.
Методические рекомендации для педагогов: напоминайте ребенку, что скользить надо свободно, не напрягаясь.
Палки используются, когда дошкольники научатся хорошо скользить.
Палки следует ставить на расстоянии 8-10 см от лыжи под небольшим углом, рука при этом полусогнута, не напряжена. Толчок палкой должен быть энергичным.
Совершенствовать скользящий шаг можно, выполняя игровые задания.
«Сделай как можно меньше шагов»
Преодолеть участок дистанции (10 м) скользящим шагом, сделав как можно меньше шагов, т. е. как можно дольше, скользя на каждой ноге.
«Энергично оттолкнись»
После разбега на лыжах энергично оттолкнуться и проскользить на двух лыжах как можно дальше до полной остановки. Линию старта обозначают флажком.
То же самое задание, но после толчка сгруппироваться и, скользя на двух лыжах, проехать по инерции под 3-4 воротами из лыжных палок.
Следующим этапом освоения лыж – освоение подъема на склон и спуска с него.
Подъем на гору.
Дошкольник должен легко подниматься ступающим шагом и «лесенкой» на склон. Первый способ используют для более пологих склонов, второй – для более крутых.
Подъем ступающим шагом- ребенок поднимает передний конец лыжи, пяткой прижимает задний и делает шаг вперед. Колени чуть согнуты, тело слегка подается вперед.
«Лесенкой» - встать левым боком к склону (лыжи находятся поперек склона, поднять левую лыжу невысоко над снегом и переставить на полшага вверх, поставив (внешним) ребром на снег. Тяжесть тела переносится на левую лыжу. Таким же способом поднимается вторая лыжа и приставляется почти вплотную к первой на левое (внутреннее) ребро. Правая палка ставится чуть ниже правой лыжи, левая – чуть выше левой. Лыжи должны стоять ровно.
Спуск с горы.
Дошкольникам рекомендуется спускаться с горы (длина ската – до 20 м)в основной стойке: лыжи ставятся на ширину ступни одна от другой, ноги – в полуприседе, туловище наклонено вперед (плечи над стопами).
Методические рекомендации для педагогов: обучая ребенка спускаться со склона, не забудьте научить его тормозить.
Торможение.
"Упором"- одна лыжа ставится на внутреннее ребро, носки сводятся почти вместе. Пятка тормозящей лыжи отводится как можно дальше от другой лыжи.
"Плугом"- обе лыжи сводятся носками. Пятки разводятся как можно шире, обе лыжи ставятся на внутренне ребро.
Катание на коньках
Катание на коньках развивает основные группы мышц, особенно ног. При катании на коньках чередуется напряжение с расслаблением мышц ног, что благоприятно влияет на укрепление свода стопы.
Начинать учить ребенка кататься на коньках лучше с 6 лет. Раньше это делать нецелесообразно, поскольку у детей еще очень слаб голеностопный сустав.
Важно правильно подбирать коньки и шнуровать их.
Ботинки с коньками ни в коем случае не должны быть тесными: иначе даже в не очень холодную погоду будут мерзнуть ноги. Шнуровка коньков: ближе к пальцам надо шнуровать слабо, иначе они не смогут двигаться и замерзнут, подъем ноги стягивают туже, чтобы нога не вихляла и не подворачивалась. Концы шнурков прячутся за край ботинка.
Не следует сразу же выходить на лед. Сначала, надев на лезвия чехлы, нужно научиться стоять, приседать и просто ходить по коврику. За тем можно попробовать постоять на одной ноге, подняв другую, согнутую в колене.
Важно научить малыша стойке конькобежца: ноги слегка согнуть, коньки немного развернуть в стороны наружу, тело чуть-чуть наклонить вперед, руки согнуть в локтях и развести в стороны, голову держать прямо, смотреть вперед.
В первые дни следует ходить на коньках не более 5-10 мин.
После того как ребенок освоит упражнения на полу, можно выходить на утрамбованную площадку. Первые занятия на улице стоит посвятить ходьбе, приседаниям, бегу (на внутренних ребрах коньков, носки в стороны). Потом можно переходить к скольжению: разбежаться, оттолкнуться, поставить носки и пятки ровно и, не разгибая коленей, не напрягаясь, скользить как можно дальше.
Затем можно переходить непосредственно к скольжению на коньках.
Методические рекомендации для педагогов: следите, чтобы при скольжении малыши правильно заносили ногу для толчка – в сторону назад (другая в это время согнута в колене, перенося на нее всю тяжесть тела.
Когда ребенок освоится на утрамбованной снежной площадке, можно переходить на лед, выполняя те же задания.
Помимо скольжения необходимо научить дошкольника повороту и торможению.
Поворот.
Сначала можно освоить поворот на двух коньках: после разбега надо скользить на обоих коньках так, чтобы тяжесть тела сосредоточилась на средней части конька. Поворот совершается носками коньков в нужную для конькобежца сторону.
После этого можно перейти к освоению поворота на одной ноге.
Начинать надо с поворота влево – он получается легче. После разбега надо перейти на скольжение на двух ногах, потом на левой ноге, правой отталкиваясь в сторону назад (тяжесть тела полностью на левой ноге). При повороте вправо – делается все наоборот.
Совершенствовать повороты можно в игре.
«Бег по кругу»
На катке рисуют круг диаметром 12-15 м. Двое участников становятся по кругу на расстоянии 3 м друг от друга и по сигналу бегут в заданном направлении. Бегущий сзади должен догнать бегущего впереди.
Торможение.
«Плуг» и «полуплуг» - уже знакомые детям виды торможения (по опыту катания на лыжах).
После освоения основных приемов катания на коньках можно предложить игры и игровые задания на льду.
Игры и забавы
«Шаги – великаны»
Играющие по сигналу начинают двигаться до обозначенного места, стараясь, чтобы шаги были длинными. Выигрывает тот, кто пройдет указанное расстояние сделав меньшее число шагов.
«Пружинка»
Из исходного положения «конькобежец» нужно сделать 3-4 пружинистых приседания вынося руки вперед. Это задание повторяют 4-6 раз.
«Кто сильнее»
Поперек катка проводятся две параллельные линии на расстоянии 5-6 м одна от другой. Дети встают на стартовую линию на расстоянии вытянутых в стороны рук. По сигналу они бегут сильно отталкиваясь ногами до второй линии и скользят на двух коньках, пока не остановятся. Выигрывает тот, кто проскользит дальше всех.
«Пятнашки на льду»
Обычная игра в догонялки, но на коньках.
«Собери предметы»
Во время скольжения на двух (а потом и на одном) коньках собрать предметы, лежащие на льду.