Клементьева Ольга Владимировна
Консультация для педагогов «Формирование элементарных математических представлений на занятиях по физической культуре в ДОУ»
▼ Скачать +Заказ
«Формирование элементарных математических представлений на занятиях по физической культуре в ДОУ».
Публикация «Консультация для педагогов „Формирование элементарных математических представлений на занятиях по физической культуре в ДОУ“» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2020
Дошкольный возраст – это ответственный период жизни, когда закладываются основы физического, психического и личностного развития. Именно в этом возрасте важно сформировать у детей навыки здорового образа жизни, потребность в систематических занятиях физической культурой.
В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Недостаточная двигательная активность отрицательно сказывается на здоровье, психофизическом благополучии детей, негативно влияет на двигательное и социальное развитие ребёнка.
С введением новых образовательных стандартов необходимо руководствоваться принципами интеграции образовательных областей, так как, это является основополагающим принципом работы ДОУ.
Необходимо создание такой деятельности, при которой возможно избежать перегрузок детей, освободив время для игры, сохранив их физическое, психическое и социальное здоровье, развивая все стороны личности дошкольника.
Одним из эффективных путей воздействия через физическое развитие является организация и проведение занятий по физкультуре с элементами интеграции, охватывающих определенные виды деятельности детей в дошкольном учреждении, включающая в себя, разнообразные виды физических упражнений и позволяющая реализовать естественную потребность детей – восполнить дефицит двигательной активности.
Согласно принципу интеграции формирование элементарных математических представлений детей необходимо осуществлять не только в процессе непосредственно образовательной деятельности, но и при организации физического воспитания.
Счет, сложение, вычитание, умножение и деление сопровождает человека всю жизни. Поэтому чем раньше мы обучим ребенка этим навыкам, тем легче ему будет в дальнейшем.
Согласно Концепции развития математического образования в РФ, качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе.
Для реализации этой Концепции в дошкольном образовании основным направлением является создание условий для освоения детьми первых математических представлений, которые способствуют развитию речи, памяти, мышления, воображения, эмоций. Математика формирует терпение, настойчивость, творчество.
Формирование у детей математических представлений должно опираться на предметно-чувственную деятельность. В процессе которой, ребенком легче усваиваются знания и умения, осознанно появляются навыки счета, измерения, появляется основа в ориентировке в математических понятиях.
С учетом этого, формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста должно проводиться не только путем целенаправленного обучения в ходе непосредственно образовательной деятельности, но и в игровой форме, в повседневной жизни детей: на прогулке, в играх (в том числе подвижных, на занятиях по физкультуре.
В ходе всех физкультурных занятий, проводимых в нашем ДОУ, дети встречаются с математическими отношениями. Они учатся:
- отличать и сравнивать предметы по величине и форме (дуги, мячи, ленты, шнуры, гимнастические палки, обручи, кубики и др.);
- считать движения в процессе выполнения упражнений, а также, определять, сколько раз его выполнил тот или иной ребенок;
- находить предметы указанной формы;
- учитывать левую и правую стороны тела, при выполнении различных заданий;
- выполнять упражнения не по образцу, а по устной инструкции;
- ориентироваться в пространстве.
Так же, у детей формируются количественные представления.
Для формирования элементарных математических представлений на занятиях по физической культуре, детям предлагаются следующие задания среди которых:
- собрать предметы определённого цвета;
- принести тот мяч, который больше или ту гимнастическую палку, которая длиннее;
- выбрать предметы определённой геометрической формы;
- сосчитать количество предложенных предметов;
- пройти по высокой или низкой опоре;
- проползти под низкой или высокой дугой;
- пробежать по длинной или короткой дистанции;
- определить : где больше, а где меньше предметов; кто дальше бросил мешочек или мяч; кто выше залез на гимнастическую стенку; кто дальше прыгнул; кто быстрее пробежал;
- залезть на гимнастическую стенку до определённой планки;
– подпрыгнуть на одной (двух) ногах указанное количество раз;
– подпрыгнуть на два раза меньше, чем дней в неделе;
– посчитать количество прыжков до кубика;
– прыгать по 5 раз на правой и левой ноге;
– перепрыгнуть через ручей шириной 50, 60 см;
– перепрыгнуть через 6 брусков;
- прыгая из обруча в обруч, назвать, каким по счету находится обруч определенного цвета;
- выполнить ходьбу или бег: в колонне по одному или по двое; врассыпную; с изменением направления движения; по кругу; "змейкой" и т. д.
- выполнить повороты: на лево; на право; кругом через правое плечо;
- перестроиться в одну или в две шеренги; в одну, в две или три колонны по одному;
- расчитаться: на первый, второй;
- найти своё место в шеренге или в колонне;
- оббежать предмет справой стороны и т. д.
Предлагая детям различные задания, им даётся не только физическая нагрузка, но и обращается внимание на разные математические отношения. Для этого в формулировке упражнений делается акцент на специальные слова, побуждающие детей использовать их в речи.
Дополнительно к предметам, которые обычно используются при выполнении физических упражнений, на занятиях по физической культуре используются плоские и объемные геометрические фигуры, цифры, дидактические игры.
Так же, для формирования элементарных математических представлений у детей, на занятиях по физкультуре, спортивных праздниках и развлечениях проводятся эстафеты, подвижные и малоподвижные игры с математическим содержанием. Среди которых: "У кого меньше мячей", "Третий лишний", "Цветные автомобили", "Чьё звено быстрее соберётся", "Найди себе пару", "День и ночь", "Кто ушёл?", "Караси и щука", "Кто дальше", "Найди свой цвет" и т. д. во время проведения которых, используются различные считалки. Разучиваются пальчиковая, зрительная гимнастика, пословицы, в которых нужно сосчитать количество предметов, животных или людей. На пример: «Обувь», «Однажды хозяйка с базара пришла», «Кормушка» и т. д.
Большое внимание на занятиях по физической культуре уделяется развитию вариативного мышления и творческих способностей детей. Для этого используются творческие задания. Например, в игре: "Живая скульптура", детям предлагается придумать образ фигуры с геометрическими формами или цифрами. Дети изображают эту фигуру или цифру. Это развивает фантазию, творчество, мышление.
Итак, формирование элементарных математических представлений в ходе физкультурной деятельности в нашем ДОУ, создает условия для закрепления детьми математических понятий, помогает им приобрести необходимые знания, умения и навыки, обеспечивает развитие самостоятельности, уверенности, формирует интерес к количественной деятельности, формирует положительное влияние на дальнейшее усвоение ими математического материала в школе.
Предлагаю Вашему вниманию серию игр, в которых сочетаются задачи математического и двигательного плана. Целью проведения данных игр является: воспитание интереса к математическим и логическим играм, средствами использования физических упражнений.
«Слушай, двигайся, считай»
Цель: развивать слуховое внимание, быстроту двигательной реакции, ориентировку в пространстве.
Оборудование: свисток и бубен.
Ход игры: в процессе передвижения играющие выполняют задания ведущего:
1 вариант:
- один свисток – подпрыгнуть вверх, два свистка – повернуться вокруг себя, три свистка – ходьба с высоким подниманием бедра;
2 вариант:
- 1 удар в бубен - девочки идут «гусиным» шагом, мальчики - «паучки»;
- 2 удара в бубен - меняются;
- 3 удара в бубен - «паровозик».
«Ловишка с мячом»
Цель: закреплять математический счет, развивать координацию движений, ловкость, глазомер, ориентировку в пространстве.
Оборудование: мяч.
Ход игры: дети передают мяч по кругу из рук в руки, каждый проговаривая по одному слову.
Раз, два, три!
Мяч скорей бери!
Четыре, пять, шесть!
Вот он здесь!
Семь, восемь, девять!
Кто бросать умеет?
Я!
На ком мяч остановился, выходит в центр и говорит следующие слова: «Беги без оглядки, чтобы сверкали пятки!», после чего участники и разбегаются, а водящий бросает мяч в ноги убегающих игроков. Тот в кого попал мяч выходит из игры.
«Улей»
Цель: развивать организаторские способности детей; развивать внимание, ориентировку в пространстве, быстроту реакции, упражнять в счете до 10.
Оборудование: нет.
Ход игры: под музыку дети двигаются по всей комнате в разных направлениях, используя энергичную ходьбу, бег, подскоки в зависимости от характера музыки. С окончанием музыки педагог называет первую цифру. Дети должны построиться в соответствии с названным числом парами, тройками и т. д., встав в кружок. Педагог спрашивает у детей : «Сколько двоек, троек, пятерок, … получилось?
«Узнай друга»
Цель: совершенствовать тактильные ощущения, умение ориентироваться в пространстве.
Оборудование: повязка на глаза.
Ход игры: выбирается водящий, ему завязывают глаза. Остальные встают в круг. Водящий называет любое число. Педагог проходит за детьми и, дотрагиваясь за плечо каждого, считает вместе с детьми указанное ведущим число. На ком остановились, того игрока должен найти водящий, поочерёдно ощупывая волосы и одежду детей.
«Запрещённое движение»
Цель: развивать зрительную и моторную память и соотношение между ними.
Оборудование: нет.
Ход игры: ведущий показывает различные гимнастические упражнения. Участники игры повторяют за ведущим все упражнения, кроме тайного – заранее оговорённого. Например, подпрыгнуть на правой ноге 3 раза.
Отмечаются дети без ошибок выполнившие упражнения.
«Третий лишний»
Цель: учить соблюдать правила игры, развивать ловкость и быстроту, умение ориентироваться в пространстве.
Ход игры: игроки становятся парами друг за другом, лицом в круг. Выбираются двое водящих, которые занимают места за кругом: один убегает, а второй его догоняет. Спасаясь от погони убегающий становится впереди любой пары. Тогда стоящий сзади становится «третьим лишним» и должен убегать от второго водящего.
«Найди где спрятано»
Цель: учить детей ориентироваться в пространстве.
Оборудование: флажок.
Ход игры: дети сидят с одной стороны площадки. Воспитатель показывает детям флажок, который он будет прятать и предлагает детям отвернуться к стене. Сам воспитатель прячет флажок, после чего говорит: «Ищите!». Тот ребёнок, который первым найдёт флажок, выигрывает, становится водящим и прячет флажок.
«Зонтик»
(с парашютом)
Цель: развивать внимание, координацию в пространстве, выдержку, умение действовать синхронно, реагировать на сигнал; закреплять представления об основных цветах.
Оборудование: игровой парашют.
Ход игры: участники держатся двумя руками за парашют у каждого сектора определённого цвета. По сигналу начинают идти по кругу, говоря следующие слова:
Раз, два, три, четыре, пять,
С зонтиком идём гулять!
Ведущий показывает кружок определённого цвета. Игроки останавливаются на месте и говорят:
Зонтик, зонтик, закружись,
И до тучки поднимись!
Те игроки, которые держатся за сектор такого же цвета, какой показывал ведущий, забегают под парашют, говорят друг другу: «Привет!» и выбегают обратно на свои места. Игра продолжается снова.