Светлана Александровна Осинцева
Консультация для педагогов «Формирование у детей дошкольного возраста чувствительности к противоречиям»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие способности решать проблемные ситуации через формирование у детей дошкольного возраста чувствительности к противоречиям.
«Люди только тогда сообщают нам интересные сведения, когда мы им противоречим»
Оскар Уайльд
«Человек – это живое противоречие и в этом качестве – живая загадка»
Сергей Булгаков
Работая с детьми по решению проблемных ситуаций, столкнулась с трудностью формирования умения у моих детей выделять из проблемной ситуации противоречие. А противоречие занимает особое основное место при решении изобретательской задачи, проблемной ситуации. Если правильно сформулировать противоречие, то проблема почти решена.
Публикация «Консультация для педагогов „Формирование у детей дошкольного возраста чувствительности к противоречиям“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Что же такое противоречие? Противоречие – это взаимодействие противоположных систем, интересов, желаний. Это предъявление противоположных требований к одному и тому же объекту, к сложившейся ситуации. Если не решать противоречие, то оно может перерасти в конфликт, в спор, в серьезное разногласие.
Диалектика утверждает, что противоречия в жизни неизбежны, более того, они являются условием развития человека, так как стимулируют мышление. Ведь обостряя противоречие, человек ставит себя в экстремальные условия, начинает более активно думать, отсекая слабые решения.
Как научить ребенка формулировать противоречия? В этом мне помогает ряд игр, которые мы вместе с детьми (подготовительная к школе группа) решили обозначать схемами и представить в виде пособия «Часы противоречия». Пособие имеет 2 стрелки, которые идут по ходу часовой стрелки и против, карманы для схем.
Главная цель, реализуемая с помощью пособия «Часы противоречия» - это формирование у детей представления о противоречии.
Задачи:
1. развитие умения находить и выделять противоречие;
2. формировать умение понимать и оперировать противоположностями;
3. формировать умение видеть нежелательные отрицательные последствия для достижения положительных результатов и наоборот: умение видеть полезные последствия для негативных результатов;
4. формировать умение обострять противоречие, чтобы сократить поле поиска выхода из проблемной ситуации.
Наше пособие можно использовать с детьми других возрастных групп.
Игра «Скажи наоборот» или «Пинг – Понг».
Вторая младшая группа (3-4 года – конец учебного года) с использованием значков имен признаков. Цель: Закрепление знаний имен признаков. Умение подбирать противоположный по значению признак объекта.
Средняя группа (4-5 лет) с использованием прилагательных (новый – старый, больной – здоровый, существительных (правда – ложь, день – ночь, пол – потолок, глаголов (бежать – стоять, кричать – молчать).
Старшая группа (5-6 лет) с использованием наречия (глубоко – мелко, тяжело – легко). Дети сами называют слова, а воспитатель находит противоположное слово.
Воспитатель предлагает разобрать героев сказок и рассказов с характерами («Буратино» - папа Карло добрый, а Карабас Барабас злой)
Подготовительная к школе группа (6 – 7 лет) дети могут играть самостоятельно.
Игра «Объяснялки». Цель: Учить объяснять наличие противоположных значений у объекта.
Средняя группа (4-5 лет) В верхнюю часть ставится схема, а в окна предметные картинки. «Барабан может быть и громким и тихим. Объясните, когда и в каких случаях такое бывает».
Старшая группа (5-6 лет) Работа продолжается с целым объектом, усложняется – ставится изображение части объекта, в котором есть противоположность. (дерево – листочки тонкие. а ветки толстые; стул – сиденье мягкое, а ножки твердые). Используются объекты как рукотворного, так и природного мира.
Подготовительная к школе группа (6 – 7 лет) дети могут играть самостоятельно.
Игра «Перевертыш». Цель: Учить объяснять событие с точки зрения «хорошо – плохо»
Старшая группа (5-6 лет) (схема)Воспитатель называет событие и спрашивает – почему это хорошо, ответ рассматривается с противоположной стороны. И так далее…
Подготовительная к школе группа (6 – 7 лет) дети могут играть самостоятельно, предлагая ситуации из литературных произведений и фантастические.
Игра «Один - хорошо, много – плохо». Цель: Учить объяснять, когда количество объекта может изменить его качество. И к чему это приведёт.
Средняя группа (4-5 лет). Воспитатель предлагает представить ситуацию, что в доме много животных и обсудить, что в этом хорошего и что плохого. Старшая группа (5-6 лет) Обсуждение подобных ситуаций (много игрушек, много диванов.) Усложнение – предлагается игра «Один – плохо, много – хорошо».
Подготовительная к школе группа (6 – 7 лет) дети могут играть самостоятельно.
Игра «Хорошо – плохо» или «Маятник». Цель: Учить выделять противоположные свойства объекта.
Средняя группа (4-5 лет) Дети перечисляют положительные и отрицательные стороны выбранного объекта. (Кукла – это хорошо, что хорошего в кукле)
Старшая группа (5-6 лет) Работа продолжается, усложнение – выделяются противоположные свойства у объекта, к которому дети относятся неоднозначно.
Подготовительная к школе группа (6 – 7 лет) дети могут играть самостоятельно.
Игра «Что произойдет?». Цель: Учить устанавливать причинно – следственные связи.
Старшая группа (5-6 лет) Воспитатель предлагает ответить на необычный вопрос оригинальным ответом. (Что произойдет, если зима не закончится)
Подготовительная к школе группа (6 – 7 лет) дети могут самостоятельно придумывать ситуации и мира природы, брать из сказок.
Игра «Робинзон Крузо» Цель: Учить выявлять дополнительные ресурсы объекта. Помочь придумать, как использовать эти ресурсы в проблемной ситуации.
Средняя группа (4-5 лет). Воспитатель предлагает представить ситуацию, что человек попал на необитаемый остров. Там ничего нет, кроме ненужного объекта (сломанного стула, сломанной машинки). Дети объясняют, как можно эти ненужные объекты использовать.
Старшая группа (5-6 лет) Обсуждение подобных ситуаций со сломанными объектами. Усложнение – предлагается придумать, как построить на острове жилье, достать воду.
Подготовительная к школе группа (6 – 7 лет) дети могут играть самостоятельно, придумывая проблемные ситуации и решать их.
Игра «Функция – антифункция). Цель: Учить формулировать какую – нибудь функцию или действие, а потом противоположную функцию. То есть антифункцию.
Старшая группа (5-6 лет) Детям называем какую – нибудь функцию или действие, а он называет антифункцию (Склеить – разрезать, нагревать – охлаждать, создать – уничтожить)
Подготовительная к школе группа (6 – 7 лет) дети могут играть самостоятельно.
Усложнение – игра «Система – антисистема» (Ножницы – клей, холодильник – электроплита, спички – огнетушитель, сеялка – косилка)
Игра «Учимся у сказки». Цель: Учить формулировать противоречия, которые взяты из художественной литературы и решать их. Затем сопоставлять с предложенными автором решениями.
Средняя группа (4-5 лет). Воспитатель предлагает решить ситуацию, взятую из художественной литературы. Дети обсуждают способы решения противоречий, предложенных воспитателем и выбирают более подходящий.
Старшая группа (5-6 лет) Воспитатель читает часть художественного произведения, которая содержит проблемную ситуацию. Дети обсуждают проблему, формулируют противоречие, находят пути решения. После произведение дочитывается до конца. Дети анализируют решения, которые предложил автор.
Подготовительная к школе группа (6 – 7 лет) дети могут самостоятельно находить проблемные ситуации в сказках и решать их.
Опыт работы в данном направлении помогает детям находить нужное решение не сразу, а подумав и взвесив все за и против. Они не боятся спорить и обсуждать, предполагать и делать выводы, радоваться и удивляться своим открытиям. А самое главное – они не боятся противоречий и не уходят от проблем. Но и не оставляют их открытыми. А решают их и накапливают жизненный опыт. В этом году мои дети пойдут в школу и я уверена, что вся наша работа поможет им лучше адаптироваться в новых условиях.