МААМ-картинки

Консультация для педагогов «Методы изучения семьи и опыта семейного воспитания»

Анастасия Домрачева
Консультация для педагогов «Методы изучения семьи и опыта семейного воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 45 Г. ЧЕЛЯБИНСКА»

454030, Челябинская область, г. Челябинск, ул. Хариса Юсупова 101-Б

тел. /факс (8-351) 724-11-90 detsad_45@mail.ru

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ СЕМЬИ И ОПЫТА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

Составила:

Воспитатель МАДОУ ДС № 45

Загребельная Анастасия Ивановна

Темочки:

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ СЕМЬИ И ОПЫТА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

Выбор методов изучения семьи и опыта семейного воспитания за-висит от двух важнейших обстоятельств. Первое из них — индивиду-альность, уникальность, неповторимость каждой семьи. В семьях заметны различия, которые проявляются:

– в образовательном и культурном уровнях всех ее членов;

– нравственно-психологических установках и позициях;

– жизненном опыте;

– устремлениях, образцах и идеалах;

– умениях и навыках организовать жизнедеятельность родителей и детей;

опыте воспитания детей.

Второе обстоятельство: семья представляет собой достаточно зак-рытую ячейку (микроколлектиа) общества. Поэтому возможности ученых (педагогов, психологов, социальных педагогов, социологов и др.) в исследовании проблем семьи и опыта семейного воспитания весьма ограничены. И, тем не менее, разрабатываются и применяются методы изучения этих проблем.

Методы изучения семьи и опыта семейного воспитания — это способы (инструменты, которые помогают собрать, проанализировать обобщить данные о семье, семейном воспитании, специфике, взаимосвязях, закономерностях воспитания в семье.

Для изучения семьи и семейного воспитания необходимо, прежде всего, иметь план изучения опыта семейного воспитания. Приведем один из наиболее типичных вариантов такого плана, который предлагается большинством ученых-педагогов.

Примерный план изучения опыта семейного воспитания :

1. Важнейшие сведения о «семье :

- состав семьи;

- образование родителей и других членов семьи;

- профессии родителей и членов семьи;

- увлечение (хобби) родителей.

II. Семейная атмосфера, особенности взаимоотношений в семье :

-тон обращения (доброжелательный, дружелюбный, недоброжелательный, недружелюбный);

-характер отношений (изменчивый, противоречивый);

- позиция каждого члена семьи (независимость, подчиненность приспособленность).

III. Цель и задачи семейного воспитания детей.

IV. Приоритеты семьи в воспитании детей :

- здоровье, здоровый образ жизни;

- раннее образование детей;

- развитие нравственных качеств;

- развитие умственных способностей.

V. Особенности семейного воспитания :

- степень участия родителей и всех членов семьи в воспитании детей;

-степень воспитательных усилий (согласованность, несогласованность, непоследовательность, наличие или отсутствие конфликтов по поводу воспитания; член семьи, который выполняет постоянную воспитательную функцию);

- отсутствие целенаправленного семейного воспитания.

VI. Организация совместных форм деятельности в семье :

- вовлечение детей в общие семейные дела;

- разобщенность родителей и детей в семейных делах;

- отстранение детей от семейных дел;

- дифференциация обязанностей взрослых при организации различных форм деятельности в семье.

VII. Отношение семьи к учебному заведению (дошкольному учреждению, школе, гимназии, лицею и др.) :

- степень сотрудничества (высшая, средняя, низкая);

- все воспитательные функции перекладывают на учебное заведение.

VIII. Уровень педагогической культуры родителей :

- наличие определенных психолого-педагогических знаний, практических умений родителей;

- ограниченность в психолого-педагогических знаниях;

- негативное отношение к приобретению психолого-педагогических знаний.

Обратимся к важнейшим методам изучения семьи и семейного вос-питания.

Наблюдение — метод, который заключается в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии поведения наблюдаемых с целью выявления его смысла, мотивов, содержания.

В процессе наблюдения:

1) ставится задача;

2) составляется план;

3) идет фиксация данных;

4) следует обработка зафиксированных данных;

5) делаются соответствующие выводы.

Единицей регистрации в наблюдении может быть тот или иной по-ступок, акт поведения. Например, эмоциональная реакция детей и роди-телей; речевое обращение братьев (сестер) к братьям (сестрам); речевое обращение сыновей (дочерей) к матери (отцу, другим членам семьи). На основании зарегистрированных данных производится количественный учет данного явления, затем ему дается соответствующая оценка. В процессе получения и трактовки информации, которая приобретена при наблюдении, необходимо соблюдать ряд требований:

1. Фиксировать поступки и поведение детей и родителей продолжительное время, во многих ролях и ситуациях.

2. Сравнивать случаи совпадения показаний нескольких наблюдателей.

3. Оценивать поступки и поведение детей и родителей объективно, не поддаваясь субъективным влияниям (симпатии к одним детям и родителям, антипатии — к другим).

4. Помнить, что при наблюдении доступны только внешние факты, которые имеют речевые и двигательные проявления. Это означает, что наблюдать можно то, что и как говорит ребенок, каким образом он ре-агирует на слова отца, матери, других членов семьи, какие действия при этом предпринимает.

Результаты, полученные в процессе наблюдения, представляют собой только эмпирические факты. Поэтому установление каких-либо закономерностей возможно лишь при весьма тщательном анализе по-лученных фактов. Следует непременно дополнять другими методами изучения семьи и опыта семейного воспитания (анкетирование, беседа, интервьюирование, опрос, эксперимент и др.).

Метод анкетирования (фр. enqimte — список вопросов) — пись-менный опрос, предполагающий получение ответов респондентов для установления некоторых массовых фактов.

Виды проведения анкетирования:

1) контактное (когда исследователь проводит анкетирование непос-редственно сам);

2) заочное (когда анкета с инструкциями рассылается респондентам).

Типы анкет:

1) открытая (когда на вопросы отвечает сам испытуемый);

2) закрытая (когда к вопросам даются варианты ответов);

3) смешанная (предлагаются возможные ответы на вопросы, но предо-ставляется возможность некоторые ответы сформулировать по-своему).

Интервьюирование (англ, interview — беседа, встреча) — способ получения информации с помощью устного опроса, при котором про-исходит контакт интервьюера с респондентом.

Обычно бывает два вида интервью: свободное, которое не регла-ментируется темой и формой беседы, и стандартизованное, которое близко к анкете с закрытыми вопросами.

Запись ответов респондентов (детей, родителей) производится ин-тервьюером или его помощником (ассистентом) или механическим спо-собом (на пленку магнитофона, диктофона).

Основные требования по проведению интервью:

1. Правильный выбор места проведения интервью и создание бла-гоприятной атмосферы для общения, с тем чтобы не было никаких пре-пятствий при его проведении.

2. Перед началом интервью обязательно краткое слово интервьюера, в котором четко оговариваются цель, задачи, гарантируется анонимность опроса.

3. Соблюдение нейтральной позиции интервьюера, предполагающей полное невмешательство в содержание опроса.

4. Организация правильной записи (дословная запись, краткая запись, запись по памяти, запись на магнитофон, диктофон).

Беседа — метод получения информации на основе словесной ком-муникации при сотрудничестве его участников.

Обычно этот метод применяется для подтверждения, конкретизации или опровержения каких-то гипотетических выводов, сделанных на основе предварительного изучения опыта семейного воспитания с помощью других методов.

Особенности беседы, ее подготовка и проведение:

1. Она в отличие от интервью более свободна в организации, содержании, в отношениях между собеседниками.

2. Составляется план беседы с выделением ключевых вопросов.

3. Умение педагога (исследователя) слушать, создавать атмосферу заинтересованного разговора и совместного поиска истины.

4. Умение педагога (исследователя) обращать внимание не только на слова родителей, но и на такие косвенные показатели, как интонация, мимика, пантомимика, жесты, эмоциональные реакции и т. п.

5. Проявление такта и осторожности при оценке личностных качеств родителей, членов семьи, детей.

6. Умение отметить положительные черты и качества детей, дать возможность родителям почувствовать уверенность, надежду, перспективу в улучшении воспитанности ребенка.

7. Ход и содержание беседы фиксируются с помощью записей, маг-нитофона, диктофона и др.

8. Результаты беседы непременно сопоставляются с результатами других методов.

Психолого-педагогический тренинг— метод, помогающий одновре-менно и изучать, и корректировать педагогическую позицию родителей.

Родителям предлагаются задания, выполняя которые, они выраба-тывают определенные умения, корректируют взгляды и позиции, уча-ствуют в рефлексивной деятельности. Темы тренинга: "Как вести себя с агрессивным ребенком", "Как вести себя с гиперактивным ребенком", "Если ребенок отстает в развитии", "Как воспитывать ребенка без отца", "Особенности воспитания приемного ребенка", "Специфика воспитания в семье многих детей", "Особенности воспитания единственного ребенка", "Как воспитывать близнецов" и др.

Выполнение ребенком в присутствии матери, отца, бабушки, дедушки определенного практического задания — метод, позволяющий сделать вывод об особенностях семейного воспитания.

Педагог (воспитатель) создает ситуацию: перед приходом матери (отца) предлагается сыну разобрать детали из конструктора и разложить их в коробку. Педагог (воспитатель) наблюдает реакцию матери (отца) на выполнение сыном задания, характер их помощи, приемы стимуляции или подавления детской самостоятельности, оценку качества работы и т. д. Здесь педагог (воспитатель) может заметить два варианта поведения матери (отца) : первый — мать (отец) быстро помогает сыну разложить детали в коробку; второй — мать (отец) лишь подбадривает сына, хвалит за ловкость и быстроту операций, но сама (сам) не помогает ему выполнять задание. В первом случае педагог утверждается в своей гипотезе о наличии лености у мальчика, во втором — о наличии трудолюбия, добросовестности, прилежания.

Метод написания родителями (отцом, матерью) мини-сочинения "Мой ребенок". Изучая эти сочинения, педагог может увидеть черты характера ребенка, его интересы, способности, любимые занятия, позитивные и негативные стороны его развития в семейных условиях. Сравнивая данные родителей о детях и данные своих наблюдений, педагог может более точно и объективно составить независимую характеристику воспитанника, методы и приемы воспитания.

Рисуночная методика — это методика, направленная на изучение представлений ребенка о семье, родителях, своей позиции в семье, вза-имоотношениях членов семьи.

Ребенку предлагают нарисовать свою семью. Не навязывая ничего, говорят: "Рисуй так, как тебе хочется". Когда рисунок закончен, можно уточнить некоторые детали о членах семьи.

Педагог обращает внимание на такие детали:

1) как расположены члены семьи;

2) насколько они удалены друг от друга;

3) каково местонахождение самого ребенка среди всех членов семьи;

4) с кого ребенок начал рисовать семью, а кем — закончил;

5) кто выше ростом, а кто ниже;

6) кто большой по размерам, а кто — маленький;

7) кто в каких красках нарисован.

Что можно узнать при раскодировании рисунка?

1. Отсутствие членов семьи на рисунке — признание дискомфорта ребенка в семье.

2. Отсутствие самого художника на рисунке — сигнал конфликта между ним и членами семьи.

3. Наличие на рисунке только самого художника — сигнал одиночества, признак семейного неблагополучия, дискомфорта.

4. Наличие на рисунке какого-то постороннего человека — признак того, что ребенок мечтает об улучшении семейных отношений.

5. Изображение ребенком самого себя, ростом с маму, папу — признак его комфортности в семье.

6. Близкое расположение членов семьи друг к другу — показатель любви и заботы в семейных отношениях.

Родители и педагоги, познакомившись с рисунками детей, смогут найти ответ на такие волнующие вопросы: "Как распознать, что тревожит ребенка?", "Как дети воспринимают нас и наши отношения?", "Какими мы видим самих себя и наших детей?", "Как выявить скрытый конфликт в семье?" и др.

Метод игровых заданий — это методика, дающая возможность ребенку в игровой ситуации сделать выбор.

Игра "Чем я маму (папу, бабушку, дедушку) порадую, чем могу огорчить?". Детям предлагаются два контура лица человека (улыбающего-ся и хмурого) и набор сюжетных картинок, которые отражают разные жизненные события:

Мальчик разбил чашку дергает кошку за хвост

Мальчик бьет мальчика несет мамину сумку

Мальчик держит цветок подает бабушке лекарство

Мальчик чистит ботинки выносит мусор в мусоропровод

Мальчик убирает постель поливает цветы и т. п.

Если маме (папе, бабушке, дедушке) поступок нравится, то картинку надо положить к улыбающемуся лицу, не нравится — к хмурому. Анализ игрового задания дает основание увидеть:

- отношение взрослых к ребенку;

- согласованность (несогласованность) в семейном воспитании;

- ценности семьи;

-стиль семейных отношений.

Методика комментирования картинок. Ребенку по очереди по-казывают картинки, на которых изображены сцены из семейной жизни (утро, ребенок проснулся, в комнату входит мама; вечер, мальчик сидит у телевизора, в дверях стоит папа и др.). После показа картинок ребенку предлагается сказать "Что нарисовано?" и "озвучить" нарисованное ("Как ты думаешь, что сказала мама проснувшейся дочери?", "Что говорит папа сыну, который смотрит телевизор?"). Ребенок рассказывает о картинке и "проявляет" свой личный опыт и свои семейные эпизоды, которые помогут педагогу увидеть стиль отношений и общения в его семье.

Методика завершения рассказа. Педагог предлагает ребенку со-чинить вместе рассказ о мальчике (девочке). "Я придумаю начало, а ты конец. Мама ушла в магазин, а Лена осталась дома с маленьким братиком Сашей. Он стал плакать. Лена взяла краски, банку с водой, бумагу и стала рисовать. Саша успокоился, увидя ежика с яблоком, потянул лист и опрокинул банку с водой. Лена очень сильно расстроилась, и в это время пришла мама. " Далее ребенок придумывает конец рассказа (несомненно, он описывает то, как вела бы в такой ситуации его мама).

Методика неоконченных предложений. Педагог начинает фразу, ребенок — заканчивает. "Если я упаду или ударюсь, то мама. ", "Если я плохо мою руки, то папа. ", "Если у мамы болит голова, то мы с папой. ", "Мама хвалит меня, если я. ", "Бабушка огорчается, когда я. " и т. д.

Анализ результатов творческой деятельности детей и родителей. Это могут быть письменные (сочинения, сказки, песни, рассказы, стихотворения, воспоминания, иконографические (кино- и фотодоку-менты, рисунки, фотографии, технические (поделки, предметы ремесла — изделия из соломки, лозы, глины и др.).

Педагогический эксперимент (лат. experimentum — опыт, проба) — опыт в точно учитываемых условиях, с помощью которого в контролиру-емой и управляемой ситуации исследуются педагогические явления.

По целям организации обычно различаются констатирующий и фор-мирующий (преобразующий) эксперименты. Констатирующий ставит целью измерить наличный уровень развития (например, уровень развития волевых качеств личности ребенка, уровень его воспитанности). Формирующий эксперимент предполагает формирование или воспитание тех или иных качеств личности ребенка, тех или иных сторон его психики. Для этого создается специальная экспериментальная ситуация, которая дает возможность:

1) выявить условия, необходимые для организации формирования этих качеств;

2) экспериментально осуществить целенаправленное развитие новых видов деятельности;

3) изучить конкретные пути формирования личности ребенка.

ПАМЯТКА К ИЗУЧЕНИЮ, ОБОБЩЕНИЮ И РАСПРОСТРАНЕНИЮ

ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОПЫТА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

* Сведения о семьях, опыт которых обобщается (фамилия, имя, отчество, возраст, образование родителей, место их работы, должность, состав семьи).

* Что в опыте данной семьи педагог считает положительным, что будет изучаться и обобщаться : опыт трудового, физического, эстетического и др. воспитания; ценные семейные традиции, удачные педагогические приемы и др.

* Какие формы изучения опыта будут использоваться: посещение детей на дому, наблюдение за ними в детском саду и семье, анализ детских рассказов, рисунков и т. п.

* Как будет распространяться обобщенный опыт : обсуждаться на общих, групповых собраниях родителей, заседаниях родительского комитета, педагогических советах, на конференциях родителей; отражаться в различных формах педагогической пропаганды (тематические выставки, папки-передвижки, стенды) или через местное радио, газету.

* В какой форме будет представлен опыт в методическом кабинете детско-го сада: доклады, фото, слайды и т. п.

* Как будет изучаться влияние положительного опыта на воспитание детей в других семьях.

Литература:

1. Богославец Л. Г. «Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в условиях малого города» //Ж-л «Управление ДОУ» №5 (18) 2004.

2. Чечет В. В. Педагогика семейного воспитания. Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2003.

Публикации по теме:

Формы и методы эффективного взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах воспитания детей раннего возраста Главным в работе любого ДОУ являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное.

Консультация для педагогов «Методы и приемы поддержания дисциплины в ДОУ» Консультация для педагогов "Методы и приемы поддержания дисциплины в ДОУ. " Воспитатель Горина М. В. Дисциплина – это тренировка ума и характера.

Консультация для родителей «Особенности семейного воспитания незрячих и слабовидящих детей» "Особенности семейного воспитания незрячих и слабовидящих детей" Появление в семье ребенка с нарушением зрения создает особый психологический.

Консультация для родителей «Принципы современного семейного воспитания» Семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении.

Консультация для воспитателей «Формы и методы правового воспитания дошкольников в условиях ДОУ» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 21 «Золотой ключик» " Формы и методы правового воспитания.

Консультация «Организация и изучения ПДД с детьми дошкольного возраста. Формы и методы работы» Уважаемые коллеги! Я хотела бы представить Вам консультацию на тему «Организация и изучения ПДД с детьми дошкольного возраста. Формы и методы.

Консультация «Методы физического воспитания» Метод – это способ применения физических упражнений. Например, в зависимости от поставленной задачи такое упражнение, как бег, можно применять.

Об организации изучения, обобщения лучшего педагогического опыта педагогов ДОУ МБДОУ Детского сада №39 «Ромашка» Попова Надежда Васильевна – старший воспитатель Изучение, обобщение, распространение и внедрение лучшего.

Консультация для педагогов «Методы и приемы нетрадиционного рисования» Приложение 12 КОНСУЛЬТАЦИЯ для педагогов «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» Мы взрослые порой этого счастья не разделяем,.

Пропаганда передового опыта семейного воспитания «Приобщение детей к здоровому образу жизни» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Магадана «Детский сад комбинированного вида №66» Пропаганда передового.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Методы изучения семьи и опыта семейного воспитания»
Опубликовано: 19 апреля 2018 в 13:34
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Методы изучения семьи и опыта семейного воспитания»» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Домрачева (УИ 1540631) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД