Евгения Геращенко
Консультация для педагогов «Формирование культуры здоровья у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Как известно, установка на здоровый образ жизни не появляется у человека сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия, сущность которого состоит в обучении здоровью с самого раннего возраста»
Л. С. Выготский
Культура здоровья представляет собой науку, изучающую закономерности формирования и поддержания здоровья.
Публикация «Консультация для педагогов „Формирование культуры здоровья у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание культуры здоровья
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Забота о здоровье детей всегда была одной из ключевых задач общества. Важнейшей целью современных дошкольных учреждений является привитие здорового образа жизни и формирование осознанного, ответственного подхода к сохранению и укреплению здоровья у детей.
Обязанность обучать культуре здорового образа жизни и воспитывать ответственное отношение к своему здоровью лежит не только на педагогах, но и на родителях. Поддержка и улучшение здоровья — это значительная ежедневная работа, начинающаяся с самого рождения. В современном обществе остро стоит вопрос о воспитании здорового ребенка.
Здоровье является ключевым фактором для правильного формирования характера, развития инициативы, силы воли, талантов и природных способностей.
Дошкольный возраст – это время активного роста и развития организма, когда он особенно восприимчив к воздействиям окружающей среды, как природной, так и социальной. Это включает в себя профилактические и оздоровительные мероприятия, проводимые в детском саду. Успех этих мероприятий во многом определяется тем, насколько естественными и соответствующими являются условия жизни ребёнка в дошкольном образовательном учреждении.
Здоровье является основополагающей ценностью и важным условием для полноценного физического и социального развития ребенка. Без создания прочного фундамента здоровья в раннем детстве, в будущем это будет затруднительно. Поддержание и укрепление здоровья детей – ключевая задача концепции модернизации образования в России, включая его начальную стадию – дошкольное образование.
Согласно исследованиям, здоровье на более чем 50% зависит от образа жизни, на 25% – от условий окружающей среды, и лишь в меньшей степени связано с наследственными факторами и состоянием системы здравоохранения в стране.
Наша ключевая цель заключается в том, чтобы привить ребенку осознание важности здоровья, что подразумевает активность и способность к действию. Мы стремимся развить у дошкольников уважение к своему здоровью и желание заботиться о нем. Необходимо создать у детей фундамент знаний и практических умений, связанных со здоровым образом жизни, а также осознанную потребность в регулярных занятиях физической культурой и спортом.
Основным условием успешной реализации этой задачи является то, чтобы педагоги и родители сами стали носителями ценностей здорового образа жизни, ведь именно взрослые служат примером для подражания.
Таким образом, можно выделить три ключевых аспекта формирования культуры здоровья :
- педагоги
- ребенок
- семья
В семье и детском образовательном учреждении на ранних этапах развития ребенку необходимо помочь осознать важность здоровья, понять смысл своей жизни и вдохновить его на самостоятельное формирование, сохранение и приумножение своего здоровья.
Дошкольные учреждения и семья должны заложить основы здорового образа жизни в раннем детстве, применяя разнообразные методы работы.
"Здоровье — это вершина, которую каждый должен покорить самостоятельно" — так утверждает восточная мудрость. Педагогическая задача заключается в том, чтобы обучить детей преодолевать эту вершину. Для успешной жизни в нашем мире человеку необходимо уметь контролировать себя: свои мысли, тело и душу. С крепким умом и здоровым телом можно достичь любых целей и высот.
Одним из критериев здорового образа жизни является отношение человека к физической активности и упражнениям, а также их интеграция в повседневную жизнь. На сегодняшний день результаты исследований, касающихся двигательной активности детей, вызывают определённые опасения. В течение времени, проведённого в детском саду, ребёнок занимается движением всего лишь 1,5 – 2 часа. Для решения данной проблемы мы разработали специальный двигательный режим и обогатили физкультурный уголок нестандартными материалами для выполнения физических упражнений.
Мы воспитываем у детей привычку к личной гигиене: своя расчёска, своя постель, свой носовой платок и своё полотенце. Мы помогаем детям осознать, что соблюдение чистоты тела имеет значение не только для сохранения собственного здоровья, но и для здоровья окружающих.
Обучение мы проводим не только во время занятий, но и в повседневной жизни, когда возникают ситуации, побуждающие детей принимать решения по данной проблеме.
В процессе совместной образовательной деятельности взрослых и детей, как в организованных моментах, так и в самостоятельной деятельности детей, направленной на формирование гигиенической культуры и культуры здоровья, мы применяем следующие методы и приемы:
1. Взаимодействие с персонажами сказок. Например, в играх-драматизациях дети, принимая образы сказочных героев, пытаются помочь решить сложные ситуации, обнаружить ошибки и чему-то научить.
2. Вербальные методы (рассказы взрослых на основе личного опыта, познавательные сказки, диалоги, истории детей, основанные на их собственном опыте). К примеру: я делюсь тем, что в детстве у меня тоже бывало, что я проливала компот или суп на себя, и это приводило к ожогам или загрязнению одежды. Дети также могут делиться своими примерами: «Я был неосторожен за столом и испачкал свою рубашку».
3. Игровые методы (дидактические игры, путешествия в игре, элементы ролевых игр, действия в играх, игры с воображением). Например: в ролевых играх я обучаю куклу или ребенка (дочь) правильно сидеть за столом, правильно пользоваться столовыми приборами и правильно одеваться.
4. Визуальные материалы (изображения, видеоролики, фотографии). Например: снимки и иллюстрации, демонстрирующие правила поведения за столом.
5. Художественная литература. Например: изучаем стихи, загадки, рассказы, сказки, пословицы и анекдоты. («Мойдодыр», «Федорино горе», «Как у нашего кота» и другие).
6. Музыкальные произведения (песни «Пирожки», «Ой блины» и т. д.).
7. Практические занятия (выполнение самостоятельных действий с чайными и столовыми принадлежностями, сервировка стола по образцу, решение проблемных ситуаций с игрушками, например: зайчик пригласил ежика в гости – нужно помочь подготовить стол).
8. Театральная деятельность (драматизация сказок).
9. Наблюдения (за действиями взрослых и детей, восхищение эстетическим оформлением). Например: я сама демонстрирую правильный способ приема пищи, акцентируя внимание на красоте сервировки стола.
В нашей группе родители активно участвуют в совместных мероприятиях, посещают открытые занятия по гимнастике, прогулки и прочее, а также помогают в приобретении и создании спортивных принадлежностей. Они обучаются упражнениям, которые выполняют их дети, чтобы проводить подобные игры и занятия дома.
Таким образом, ежедневно повторяя одни и те же действия, ребенок улучшает свои движения: они становятся более точными, ловкими и скоординированными. Ребенок глубже познает окружающий мир, используя различные предметы (ложка, салфетка и т. д., знакомясь с их свойствами (мокрые, сухие, чистые) и осознавая простые связи между явлениями (если не наклонился над тарелкой - рубашка будет грязной).
Таким образом, развитие культуры здоровья у детей дошкольного возраста является ценным достоянием всего общества, которое трудно переоценить. Мы желаем друг другу здоровья при встречах и прощаниях, так как это основа для счастливой и полноценной жизни. Хорошее здоровье дарует нам долгую и активную жизнь, помогает реализовывать наши планы, преодолевать трудности и успешно справляться с жизненными задачами.
Поэтому важно с раннего возраста вовлекать ребенка в семейное и общественное воспитание, формируя у него гигиеническую культуру, а также развивать навыки осознанного отношения к сохранению и укреплению своего здоровья и заботы о здоровье окружающих.