Татьяна Глущенко
Консультация для педагогов «Фонематический слух — основа правильной речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
1. Познакомить воспитателей с понятием «Фонематический слух». 2. Дать дальнейшие рекомендации по использованию игр для развития у детей фонематического слуха.
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи – одна из важнейших задач в общей системе обучения ребёнка родному языку. Хорошо подготовить ребёнка к школе, создать основу для обучения грамоте, можно только в процессе серьёзной работы по развитию фонематического восприятия или фонематического слуха
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие фонематического слуха
- Фонематический слух. Консультации для педагогов
- Темочки
Что же такое фонематический слух?
Фонематический слух – это способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки в речи, особенно близкие по звучанию, и выполнять элементарный звуковой анализ.
Другими словами, фонематический слух – это умение сосредоточиться на звуке.
Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Например: дом- лом- сом, ком.
Если у ребёнка плохо развит фонематический слух, он может путать близкие по звучанию звуки. Это может тормозить процесс развития связной речи, обучения чтению и письму, ведь если ребёнок плохо различает звуки, он будет воспринимать (запоминать, произносить, писать) то, что он услышал, а не то, что ему сказали на самом деле. Отсюда- ошибки в речи и на письме. Если вовремя не принять меры, то дефект закрепится, и чем старше будет становится ребёнок, тем сложнее будет это исправить.
А как вы думаете, уважаемые педагоги, с какого возраста нужно развивать фонематический слух?
Фонематический слух нужно развивать уже в раннем детстве. Для начала, потренируйтесь с детьми выделять и называть неречевые звуки (бытовой шум, звучание музыкальных инструментов, звуки животных и птиц).
Потом можно приступать к формированию чётких фонематических представлений на примере речевых звуков. Ребёнок должен различать такие понятия, как гласные и согласные звуки.
Игры и упражнения для развития фонематического слуха нужно проводить от простого к сложному – поэтапно, игры должны соответствовать возрасту детей.
Рассмотрим с вами этапы формирования фонематического слуха:
1.Первый этап (или подготовительный этап) –Узнавание неречевых звуков
Игра «Что звучало?»
Внимательно послушайте с детьми шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Затем предложите детям закрыть глаза и отгадать - что это звучало?
Игра «Похлопаем»
Дети повторяют ритмический рисунок хлопков.
Игра «Угадай что делать»
Детям дают в руки два флажка. Если взрослый громко звенит бубном, дети поднимают флажки вверх и машут ими, если тихо- держат руки на коленях.
Игра «Где позвонили?»
Ребёнок закрывает глаза, а взрослый тихо встаёт слева, справа, позади ребёнка и звонит в колокольчик. Ребёнок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук, и, не открывая глаза, рукой показать направление. После правильного ответа он открывает глаза, а взрослый поднимает и показывает колокольчик. Если ребёнок ошибся, то отгадывает ещё раз.
Игра «Весёлый бубен»
Педагог прохлопывает определённый ритм на бубне, ребёнок повторяет.
Игра «Угадай, на чём играю»
Педагог показывает детям музыкальные инструменты, называет их, извлекает звуки. Затем предлагает детям закрыть глаза, и послушать эти звуки.
2 этап (основной) –развитие речевого слуха
- Различение звуков речи по тембру, силе и высоте.
Игра «Громко –тихо»
Я вам прочитаю стихотворение, а вы должны произнести звук а, либо тихо,либо громко.
Аня утром рано встала
Очень громко закричала :А-а-а»
Тихо, Аня не кричи,
Других деток не буди.
Тихо :» А-а-а» произнеси.
Игра «Высоко – низко»
Дети идут по кругу. Музыкант воспроизводит низкие и высокие звуки. Услышав высокие звуки, дети поднимаются на носочки, услышав низкие звуки- приседают.
Игра «Три медведя»
Педагог произносит фразу за медведя Михайло Ивановича (низкий голос). Настасья Петровна (голос средний) Мишутка (высокий голос).
А дети должны отгадать, кто говорит.
-Дифференциация слов, близких по звуковому составу
Игра «Верно- неверно»
Педагог показывает детям картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, хорота). Задачи детей – хлопнуть в ладоши, когда они услышат правильный вариант произношения.
Банан (баман, паман, ваван, даван, банан).
Игра «Слушай и выбирай»
Перед ребёнком картинки с предметами, названия которых близки по звучанию.
Мишка, мышка, миска.
Рак, лак, мак.
Педагог называет 3 слова в определенной последовательности, ребёнок отбирает соответствующие картинки и расставляет их в названном порядке.
Игра «Какое слово отличается?»
Из четырёх слов, произнесённых педагогом, ребёнок должен выбрать и назвать то слово, которое отличается от остальных.
Ком-ком-кот-ком
Утёнок- утёнок- утёнок- котёнок
Будка- буква – будка- будка
Винт- винт- бинт- винт
Билет- балет- балет- балет
- Дифференциация слогов
Игра «Что лишнее?»
Педагог произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па». Дети должны хлопнуть в ладоши, когда услышат лишний (другой)слог.
Игра «Повтори правильно»
Детям предлагается повторить за педагогом правильно пару слогов с оппозиционными звуками: па-ба, та-да, ка- га. Затем задачу можно усложнить добавляя слоги в целую цепочку: са-са-за; та-да-та, ка-ка –га.
Игра «Подскажи словечко»
Детям предлагается подсказать последний слог в чистоговорках, определить окончание в слове.
Лы-лы-лы-лы-лы – Забивали мы го (лы)
Жа-жа-жа-жа-жа- есть иголки у е. (жа)
Са-са-са-са-са-са- ой-ой-ой летит о (са)
Игра «Похлопаем»
Делим слова на слоги: кошка- ка, ло-па-та.
Для усложнения можно предложить ребёнку самостоятельно разделить слово на слоги
-Дифференциация фонем
-Узнавание звука на фоне других звуков. На фоне слова
-Выделение гласных из ряда звуков
-Узнавание гласных на фоне слога и односложных слов
- выделение согласных из ряда других звуков
Игра «Поймай звук»
Педагог произносит ряд звуков, а дети должны хлопнуть в ладоши на заданный звук.
Игра «Какой звук чаще всего слышим?»
Педагог произносит четверостишье, а дети называют звук, который они чаще всего слышали.
У Сени и Сани в сетях сом с усами.
Гусь Гога и гусь Гага. Друг без друга ни шага.
Зоиного зайку зовут Зазнайкой.
Учение учил уроки-
У него в чернилах щеки.
«Доскажи словечко»
Педагог читает стишок, а ребёнок договаривает последнее слово, которое подходит по смыслу и рифме.
На ветке не птичка-
Зверёк- невеличка,
Мех тёплый, как грелка.
Зовут его (белка).
«Что просит мышка»
Перед детьми игрушка мышки. Педагог изображает мышку «Я очень голодна, но боюсь кошки, принеси мне пожалуйста продукты в названии которых есть звук «А».
3 этап- Развитие навыка элементарного звукового анализа и синтеза
Игра «Слово»
Педагог называет первое слово и передаёт мяч ребёнку. Конечный звук предыдущего слова – это начальный звук последующего (весна- автобус- слон- нос- сова и т. д.)
«Найди место звука в слове»
У каждого ребёнка карточка. Педагог показывает картинки и называет слова. Если заданный звук слышится в начале слова, надо поставить фишку в первую клеточку. Если звук слышится в середине слова, фишку надо поставить во вторую клеточку. Если звук в конце слова, фишку ставит в третью клеточку. Победил тот, кто не допустил ошибку.
«Поймай звук»
Дети стоят в кругу, у ведущего мяч. Он произносит вслух какое- нибудь слово, бросает мяч любому играющему и говорит, какой по счёту звук тот должен называть, например: «Сыр», второй звук. Ребёнок ловит мяч и отвечает: «Ы» - и возвращает мяч ведущему.
«Домики»
Перед ребёнком домик в котором живут звук к-к’ и набор предметных картинок, задача ребёнка найти слова в которых либо звук к либо к’ и поставить их в окошко.
Вывод: Уделяя внимание, развитию фонематического слуха вы облегчите ребёнку процесс освоения правильного звукопроизношения, а в дальнейшем чтения и письма.
Список используемой литературы:
Г. С. Швайко «игры и игровые упражнения по развитию речи»
Варенцова Н. С., Колесникова Е. В. «Развитие фонематического слуха у дошкольников»
Г. А. Тумакова «Ознакомление дошкольника со звучащим словом». Пособие для педагогов дошкольных учреждений.
А. И. Максакова, Г. А. Тумакова. «Учите, играя».