Нина Арсентьева
Консультация для педагогов «Физическое воспитание и формирование культуры здоровья детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов.
«Физическое воспитание и формирование культуры здоровья детей дошкольного возраста в рамках реализации основной образовательной программы дошкольного образования и рабочей программы воспитания».
Я не боюсь еще и еще раз повторить:
Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит
их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,
Публикация «Консультация для педагогов „Физическое воспитание и формирование культуры здоровья детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание культуры здоровья
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Темочки
прочность знаний, вера в свои силы».
Василий Александрович Сухомлинский.
В соответствии с требованиями Федерального закона № 304 – ФЗ от 31.07.2020 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» и с учетом Плана мероприятий по реализации в 2021-2025 г. г. Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года в каждом дошкольном учреждении должна быть разработана рабочая программа воспитания.
Одним из приоритетных направлений Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года является физическое воспитание и формирование культуры здоровья у детей, которое включает:
- формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни;
- формирование в детской и семейной среде мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом, развивающего отдыха и оздоровления, в том числе на основе развития спортивной инфраструктуры и повышения эффективности ее использования;
- развитие культуры безопасной жизнедеятельности;
- предоставление обучающимся образовательных организаций, а также детям, занимающимся в иных организациях, условий для физического совершенствования на основе регулярных занятий физкультурой и спортом в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями детей;
-использование потенциала спортивной деятельности для профилактики асоциального поведения;
-содействие проведению массовых общественно-спортивных мероприятий и привлечение к участию в них детей.
Физическое воспитание и формирование культуры здоровья у детей представлено в физическом и оздоровительном направлении воспитания (ФОП ДО).
Цель физического и оздоровительного воспитания - формирование ценностного отношения детей к здоровому образу жизни, овладение элементарными гигиеническими навыками и правилами безопасность.
Ценности – жизнь и здоровье лежит в основе физического и оздоровительного направления воспитания.
Физическое и оздоровительное направление воспитания основано на идее охраны и укрепления здоровья детей, становления осознанного отношения к жизни как основоположной ценности и здоровью, как совокупности физического, духовного и социального благополучия человека.
Физическое развитие является одной из сторон развития личности, которое самым непосредственным образом связано со здоровьем человека. Что же такое здоровье? Обратимся к «Словарю русского языка» Сергея Ивановича Ожигова: «Правильная, нормальная деятельность организма». В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Именно поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте.
Ребенок 21 века, по мнению академика Николая Михайловича Амосова, сталкивается с тремя пороками цивилизации: накапливанием отрицательных эмоций без физической разрядки, перееданием и гиподинамией ( нарушение функций организма: опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения при ограничении двигательной активности). Два последних обстоятельства, по мнению ученых, ведут к акселерации – ускоренному развитию организма ребенка, и в первую очередь, увеличению роста и веса тела. Внутренние же органы в своем развитии отстают от роста, поэтому возникают различные заболевания.
Здоровье – это физическая, гигиеническая, душевная, социальная культура человека.
Охрана здоровья детей, его укрепление составляют предмет особой заботы взрослых. Ведь ребенок еще так мал, что не может без помощи взрослого беречь и укреплять свое здоровье. Взрослые создают благоприятную материальную среду, обеспечивают ребенку безопасность жизнедеятельности, питание, способствуют двигательной активности и т. п.
Деятельность взрослого, направленная на укрепление здоровья ребенка, составляет содержание физического воспитания, что при определенных условиях обеспечивает малышу физическое развитие.
Понимая общую цель физического воспитания как сохранение и укрепление здоровья ребенка, разные авторы формулируют задачи по-разному.
Наиболее четким представляется подход Галины Викторовны Хухлаевой, который принят в дошкольной педагогике. Автор выделяет три группы задач, что позволяет более целенаправленно выстраивать работу по физическому воспитанию и формировании культуры здоровья детей.
1 группа. Оздоровительные задачи : охрана и укрепление здоровья, закаливание, развитие движений.
2 группа. Воспитательные задачи : формирование нравственно-физических навыков; формирование потребности в физическом совершенстве; воспитание культурно-гигиенических качеств.
3 группа. Образовательные задачи: формирование представлений о своем организме, о здоровье; формирование навыков выполнения основных движений; формирование представлений о режиме, об активности и отдыхе.
Задачи первой группы (оздоровительные) имеют жизнеобеспечивающий смысл. От их успешного решения зависит здоровье, а зачастую и жизнь человека. Средствами реализации задач этой группы являются гигиенические и социально-бытовые факторы, полноценное питание, оздоровительные силы природы, рациональный режим жизни, физические упражнения. Педагогическая работа, направленная на решение данной задачи, включает в себя организацию режима жизни детей, закаливающих процедур, специальных упражнений по развитию движений. Эта сфера физического воспитания детей требует от воспитателя постоянных контактов с медицинскими работниками, учета их рекомендаций, индивидуального подхода к детям, бесед с родителями.
Главные условия успешного решения первой группы задач физического воспитания следующие : знание особенностей функционирования детского организма, профессиональный грамотный подход к оборудованию материальной среды, внимательное отношение к выбору программы оздоровления, постоянство и систематичность в работе по охране и укреплению здоровья детей.
Важным фактором здоровья является физическая активность. В каждом возрасте она наполняется разным содержанием, но она должна быть всегда. Для режима дошкольного учреждения обязательны утренняя гимнастика, подвижные игры, спортивные развлечения. Организуя двигательную активность детей, воспитатель уделяет внимание смене разных видов деятельности, регулирует активность и отдых, но помнит при этом, что движения должны быть энергичными и продолжительными.
Задачи второй группы – воспитательные – направлены на развитие качеств личности и потребности в физическом совершенстве. Эти задачи тесно связаны с оздоровительными задачами, поскольку при их решении также формируются личностные качества ребенка.
Средствами реализации этой группы задач являются деятельность детей, игры, а также художественные средства (художественная литература, фольклор, кинофильмы, произведения музыкального и изобразительного искусства).
Работа проходит в разных формах : физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня (утренняя гимнастика, подвижные игры, физические упражнения на прогулке, самостоятельная двигательная деятельность детей, активный отдых (физкультурные досуги, праздники, дни здоровья).
Методы – упражнения, беседа, игра, создание проблемных ситуаций, анализ физических и нравственных качеств.
Данная группа задач предполагает воспитание таких качеств, как ловкость, смелость, сила воли, стремление к преодолению трудностей, к победе, чувства товарищества, взаимопомощи.
Воспитательные задачи решаются при ознакомлении детей со спортом и спортсменами. Можно рассказать детям о ком-то из известных спортсменов, чемпионов, защищавших честь Родины в мировых соревнованиях. Можно показать фильм, рассмотреть картины, фотографии. Если кто-то из детей занимается в спортивной секции, целесообразно предложить ребенку, чтобы он рассказал, как проходят тренировки, сколько сил они требуют. Важно, чтобы дети осознали, какое удовлетворение получает человек, воспитывая сам себя.
Воспитание стремления к физическому совершенству можно начинать уже с того времени, когда ребенок овладеет свободой движений. Важно, чтобы ребенку хотелось быть красивым, стройным, здоровым, чтобы это его желание поощрялось и поддерживалось, чтобы в группе царил дух стремления к самосовершенствованию.
Третью группу составляют задачи, связанные с формированием у ребенка осознанного отношения к своему здоровью.
Здесь ведущими становятся такие средства, как образец взрослого, собственная деятельность детей, художественные средства.
Формы работы, в процессе которой наиболее адекватно решаются задачи, является учебная работа на физкультурных занятиях и в повседневной жизни.
Среди основных методов следует выделить экспериментирование, упражнения, беседу, рассматривание картин и иллюстраций.
Ребенка нужно ставить в ситуацию, когда он сам на себе почувствует, что может управлять своим здоровьем.
В настоящее время активно развивается валеология – наука о здоровом человеке. Основной валеологический принцип – человек должен познать и сотворить себя, научиться по-особому бережно относиться к своему здоровью. Правда, здесь лежит противоречие, которое устраняется системой нравственного воспитания. Суть противоречия в том, что при усиленном внимании к своему здоровью у человека, даже маленького, может развиваться равнодушие к другим людям, повышается эгоцентрическая фиксация на себе. Поэтому так важно, чтобы воспитатель вдумчиво проводил работу по формированию у детей осознанного отношения к своему здоровью и сочетал ее с решением задач нравственного воспитания.
В содержание работы, направленной на решение указанной выше задачи, входит формирование у детей представлений о безопасности жизнедеятельности. Воспитатель должен осознавать важность этой работы и приложить максимум усилий к тому, чтобы дети усвоили способы охраны своего здоровья, понимая, что и зачем делают.
Среди методов, с помощью которых реализуются задачи третьей группы, важное место занимает экспериментирование. Его цель – предоставить ребенку возможность на практике понять, как функционирует его организм.
Нужно научить ребенка любить себя. Здесь тоже кроется противоречие. «Предполагается, что чем больше я люблю себя, тем меньше я люблю других, что любовь к себе – это то же самое, что эгоизм». Э Фром опровергает эту точку зрения, утверждая, что любовь к себе рождает самоуважение, самолюбие. С. Л. Рубинштейн также считал, что уважение и любовь к себе являются положительными чертами, стимулирующими развитие. Но противоречие остается. Оно решается благополучно в том случае, если воспитатель, помогая личности складываться, разумно уравновешивает любовь ребенка к себе с любовью и уважением к другим. И снова мы видим, как тесно физическое воспитание связано с воспитанием нравственным.
Майя Давыдовна Маханева в пособие «Воспитание здорового ребенка» предлагает следующие задачи детского сада по физическому воспитанию дошкольников :
-охрана и укрепленье здоровья детей;
-формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств;
-создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;
-воспитание потребности в здоровом образе жизни;
-обеспечение физического и психического благополучия.
Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания.
Ученый Николай Михайлович Амосов рассматривает физическое здоровье в тесной взаимосвязи с нравственным здоровьем. Знаменательна его фраза: «Чтобы быть здоровым – очень важно быть счастливым». Так вот, последнее зависит от воспитателя! Необходимо создать такую обстановку, чтобы ребенок захотел быть здоровым!