Татьяна Сизова
Консультация для педагогов «Двигательная активность детей на прогулке в зимний период»
▼ Скачать + Заказать документы
«Двигательная активность детей на прогулке в зимний период»
Выполнила: воспитатель МБДОУ д/с №31 п. Ждановский, Сизова Татьяна Михайловна.
Публикация «Консультация для педагогов „Двигательная активность детей на прогулке в зимний период“» размещена в разделах
- Двигательная активность ребенка
- Зима. Консультации для родителей
- Зимние прогулки. Консультации
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Прогулки. Консультации
- Темочки
Прогулка – это один из важнейших режимных моментов, во время которого дети могут достаточно полно реализовать свои двигательные потребности. Здесь наиболее ярко проявляются особенности двигательной активности детей.
Двигательная активность – это естественная потребность в движении. Ее удовлетворение является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Движение – это врожденная, жизненная необходимость и потребность человека. Полное удовлетворение ее особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма.
В дошкольном возрасте, в период интенсивного роста и развития детей, особенно важно обеспечить оптимальный режим двигательной активности, способствующий своевременному развитию моторики, правильному формированию важнейших органов и систем.
На каждой прогулке решается, как правило, комплекс взаимосвязанных задач: оздоровительных, воспитательных и образовательных. Оздоровительные задачи направлены на формирование здорового образа жизни и воспитание осознанного отношения к проявлению своей двигательной активности. При разработке содержания воспитательных задач важно обратить внимание на развитие самостоятельности, активности и общения, а также на формирование эмоциональной, моральной и волевой сферы детей в процессе двигательной деятельности. Вместе с тем отличительной особенностью прогулок в старших возрастных группах является акцент на решение образовательных задач: овладение необходимым программным материалом по развитию движений, формирование доступных знаний об основах физической культуры и здоровом образе жизни. Эти задачи решаются в тесной взаимосвязи с развитием двигательных качеств и способностей детей, а также формированием оптимальной двигательной активности.
Во время прогулок важно тщательно продумывать методы и приемы регулирования двигательной активности детей, следует основное внимание обращать на создание высокой вариативности педагогических условий, способствующих более эффективной реализации двигательной активности детей, в основном путем подбора дифференцированных заданий. В общей подвижной игре для детей с разной подвижностью важно обеспечить высокую двигательную активность и совершенствовать движения и физические качества. При этом широко использовать пространство площадки, развивать у детей умение распределять роли и быть ведущим.
С целью активизации двигательной деятельности детей во время прогулок важно использовать разные приемы. Украшенный участок сам по себе вызывает у детей положительные эмоции, желание идти на прогулку, побуждает к самостоятельной деятельности. Например, зимой между деревьями и на веранде можно развешать надувные шары, снежинки и флажки разнообразной конфигурации; по краям дорожек протянуть яркие шнуры и ленты; снежные валы украсить орнаментом из разноцветных льдинок. Между деревьями на ярком шнуре можно повесить колокольчики, разноцветные игрушки, под которыми надо проходить осторожно, пригнувшись, чтобы они не зазвучали. А к глухой стене веранды прикрепить бубен. Если дотянуться до него рукой и ударить, то он зазвучит. На прогулке дети много и с удовольствием двигаются. И для удовлетворения этой потребности им следует предоставить всю площадь участка. Сделать широкую дорогу для катания на санках сравнительно узкие длинные проходы между снежных валов (от веранды до конца участка и далее до веранды) с ответвлениями, одни из которых заканчиваются тупиком, а другие – каким-либо препятствием, которое необходимо преодолеть (перелезть через бревно; наклонившись, пройти сквозь воротца; перешагнуть через снежный заслон высотой не более 10-15 см; перейти через мостик и т. д.) На расчищенной от снега центральной площадке можно сделать цветные дорожки разной конфигурации – извилистые, прямые, замкнутые. Обязательно нужны крупные снежные постройки. Около них хорошо играть в прятки или просто перебегать, например, от снеговика к снеговику и т. д. На участке должна быть снежная горка с которой дети будут съезжать. Таким образом, дети на прогулке выполняют разнообразные движения: бегают, лазают, съезжают, подлезают, подтягиваются, бросают в цель, переносят груз (снег, льдинки).
Конечно, такая активная деятельность предусматривает удобную, легкую, не сковывающую движений одежду. Но нельзя ограничиваться лишь созданием условий для прогулки. Нужно заботиться о том, чтобы каждому ребенку было интересно.
В целях насыщения прогулки интересными делами в ее структуру предлагается вносить наблюдения и дидактические задания, совместные с взрослым трудовые действия и подвижную игру. При этом значительная часть времени отводится самостоятельной деятельности детей. Все эти структурные части выступают не как отдельные мероприятия, а взаимно дополняют и углубляют друг друга. В зимнее время на прогулке проводятся и подвижные игры. Они активизируют движения детей, обогащают их новыми яркими впечатлениями. В подвижных играх закрепляется умение каждого ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого, выполнять его требования, согласовывать свои действия с действиями товарищей. Если на улице холодно, сыро, то такую игру надо организовать сразу, чтобы поднять эмоциональный тонус детей, настроить их на бодрый лад. Если же дети с удовольствием начали играть самостоятельно, то подвижную игру можно провести в конце прогулки, когда интерес детей значительно снижается. К каждой подвижной игре следует подготовить яркие атрибуты. Это могут быть эмблемы на лентах, разнообразные шапочки птиц, зверушек, крупные мягкие выразительные сюжетные игрушки. Длительность каждой игры не более 3-4 минут, количество участников не регламентируется (пожеланию детей). Взрослый может также организовать подвижную игру с одним-двумя детьми, если он видит, что они замерзли или не знают, чем себя занять. Желательно подготовить на неделю не менее пяти-семи разных подвижных игр и подобрать к ним атрибуты.
Рекомендуется проводить три подвижные игры в течение прогулки. Подбирая игры для дневной прогулки, необходимо учитывать предыдущую деятельность детей. После спокойных занятий (рисования, лепка) рекомендуются игры более подвижного характера. Проводить их нужно со всей группой в начале прогулки. После физкультурных и музыкальных занятий рекомендуются игры средней подвижности. Проводить их нужно в середине или конце прогулки. Таким образом план должен включать игры малоподвижные; игры средней активности; игры с высокой двигательной активностью.
Следует отражать в планах разучивание новой игры и игры на закрепление двигательных навыков и развитие физических качеств. В течение года проводится примерно 10 – 15 новых игр.
Кроме этого организуются игры: забавы, аттракционы, игры-эстафеты, сюжетные подвижные игры, игры с элементами спорта, народные игры, хороводные, спортивные упражнения («Катание на санках», «Скольжение», «Ходьба на лыжах»).
Материалы и оборудование, используемые для организации самостоятельной деятельности детей : ледянки, кукольные сани, ящики для перевозки снега, большие фанерные фигуры зверей из любимых сказок, формочки, лопатки, ведёрки, палочки для рисования на снегу, печатки, вожжи, султанчики, флажки, кегли, маски для сюжетно-ролевых игр, лыжи, оборудование для экспериментов, снегомер, игрушки из бросового материала. Необходимо соблюдать санитарно-гигиенические требования к хранению и размещению выносного материала.
Наиболее естественным, недорогим и достаточно эффективным путем повышения двигательной активности детей на зимней прогулке видится использование упражнений и игр на санках и ледянках.
Преимущество этого вида спортивных упражнений заключается в комплексном воздействии на организм, большой интенсивности и эмоциональности двигательной деятельности, а также возможности развития творческих способностей и воспитания самостоятельности.
Организация условий для обучения катанию на санках предусматривает подготовку оборудования (санки, сопутствующие предметы – кегли, дуги, строительство горок и т. д. В зависимости от возраста детей конструкция санок различна.
Для скатывания на санках используются деревянные, земляные и снежные горки.
Для катания на санках хорошо использовать земляные горки – естественные рельефные неровности земли. Как только такие горки покрываются снегом, их можно полить водой со стороны ската, и тогда у детей будет возможность кататься с этих горок в первые же морозные дни. На участке должны быть небольшие пригорки, с которых малыши катают своих кукол и скатываются сами.
Снежные горки легко можно сделать силами персонала и родителей. Это делают следующим образом: снег сгребают в комья, складывают в кучу, утрамбовывают (ногами и лопатой) и придают форму горки. Высота ее для малышей – 1м., для детей среднего и старшего возраста – 1, 5 – 2м. Наверху выравнивают площадку, переходящую в скат. По краям площадки и ската устраивают снежные валы (барьеры). Сзади или сбоку горки сооружают лесенку с нешироким лотком. Для малышей лесенка должна быть слева от лотка, чтобы ребенку было удобней правой рукой ввозить на горку санки.
Снежную горку слегка обрызгивают холодной водой, которая, замерзая, образует ледяную корку. На второй день горку более интенсивно поливают водой (начиная сверху). Ступеньки лесенки и верхнюю площадку немного засыпают снегом, а в дальнейшем песком, чтобы не образовалась скользящая поверхность (ступеньки можно сделать из досок) .
Целесообразно строить горку во время оттепели. Тогда легко складывать снег комьями и придавать ему нужную форму. Скат горки должен быть пологим (наклон 20 – 30 градусов, лоток для ввоза санок – более крутым. Чем выше и длиннее горка, тем увлекательнее катание с нее. Дорожку ската поливают водой, когда подморозит, лучше горячей. В конце проката насыпают песок или сугроб снега, чтобы санки вовремя остановились. За состоянием горки нужно систематически следить: очищать ступеньки от снега, посыпать их песком.
Можно проявить фантазию и творчество и построить горки в виде сказочных персонажей или различных животных.
Интересно будет покататься на горке – петле, скатившись по ней, описываешь петлю и возвращаешься к лестнице для новых стартов. По замыслу конструкторов она примыкает к какому-либо сооружению на территории, чтобы иметь большую устойчивость. Кроме того, тень от здания дольше сохраняет ледяной покров. Высота горки – 2 – 4м. Ширина самого желоба примерно – 80 – 100см. Чтобы спуск был безопасным, раскат на горке огораживают деревянными бортиками. Пройдя полпути по желобу, лежащий или сидящий на санках проскакивает через снежный тоннель и заканчивает спуск у ступенек, ведущих на стартовой стол. В соответствии с местностью и имеющимися в распоряжении материалами горку можно рассчитать так, чтобы были не только спуски, но и подъемы.
Правила катания.
Катанием детей на санках надо руководить, так как, увлекаясь, они не замечают утомления, а известно, что дети затрачивают при этом много энергии. Катание на санках с горки может быть травмоопасным, если не соблюдать определенных правил.
1. С широкой горки дети могут спускаться по нескольку человек одновременно, расстояние между ними должно быть не менее 3м.
2. С искусственной (деревянной) горки дети должны кататься по одному.
3. После спуска необходимо быстро встать и отвезти санки в сторону, чтобы другой ребенок сразу мог начать спуск с горы.
4. Спускаться можно только тогда, когда скат уже пустой.
5. Подниматься на горку надо с края ската, чтобы не мешать другим детям. Воспитатель указывает место подъема и отмечает его кеглями.
6. Воспитатель должен находиться на горке, внимательно следить за поведением и требовать строго придерживаться правил движения.
7. Санки нужно возить только за веревку, а не носить в руках.
8. Если на санках едут двое, управлять санками должен сидящий сзади.
При спуске с горки для старших дошкольников целесообразно использовать достаточно сложные задания, развивающие двигательные качества (ловкость, координацию, равновесие и др). Например:
• спуститься с горки, управляя санками с помощью ног, лежа на животе, стоя на коленях, парами;
• спуститься с горки, выполняя поворот в правую и левую стороны (объезжая флажок, палку и т. д.) ;
• при спуске с горки попасть в мишень (щит, корзину, обруч) снежком или маленьким мячом, собрать расставленные вдоль склона 2 – 3 флажка.
Вариативность игр.
Продуктивное проведение игр и упражнений предполагает их вариативность. Вариативность деятельности обеспечивает многократное повторение упражнений, сохранение мотивации, что формирует двигательные навыки и повышает двигательную активность.
Например:
«Кто дальше уедет?». Соревнование проводится на дальность спуска. Скользить на санках нужно от условной отметки. Положение на санках неподвижное, скользить до полной остановки. Варианты спуска: сидя на санках вдвоем, лежа на груди головой вперед, лежа на спине ногами вперед. Выигрывает тот, кто дальше всех сможет проехать на санках.
«На вершину склона». По сигналу ребенок, держа санки за веревку, должен вбежать на вершину склона. Соревнование можно проводить в парах, со всей группой детей одновременно. При этом нужно обязательно помнить: на вершине горки следует отдохнуть. Выигрывает тот, кто быстрее забежит на вершину склона.
«Санная путаница». Играющие колонной вслед за воспитателем бегут то к одним, то к другим расставленным по краям площадки санкам. Добежав до них, колонна обегает их по 2 круга и только потом направляется к другим. Передвигаясь, дети могут держаться за пояс стоящего впереди, и тогда их задачей будет – не расцепиться во время бега. Возможны и другие задания:
• бежать в колонне, перешагивая санки, стараясь не отставать друг от друга;
• двигаться в колонне вдоль санок, пропуская их между ногами;
• то же, но продвигаясь вперед прыжками;
• шагать одной ногой по санкам, другой по снегу.
«Хоровод с санками». Вокруг большого снежного кома или сугроба дети водят хоровод. За спиной у них на расстоянии 5 – 6 шагов от снежного кома стоят несколько санок. Их меньше, чем детей. Как только кто-нибудь из детей наступит на снежный ком, все бегут к санкам. Кто успеет сесть, тот поедет, а кто не успеет – повезет седока 2 – 3 круга. А потом начинается веселый хоровод. Педагогу необходимо учитывать физические возможности детей. Некоторым из них можно предложить выполнить задание вдвоем, тем более что выигравших детей немного. Сидящий на санках ребенок, передвигая ноги по снегу, помогает движению вперед.
«Гонки санок тройками». В этой игре-соревновании один ребенок везет санки, другой сидит на них, третий подталкивает сзади. По сигналу дети везут санки до ориентира, огибают его и возвращаются на линию старта. Выигрывает та команда, которая приходит первой. Игра продолжается до тех пор, пока каждый ребенок не выполнит все три роли.
В этой игре дифференцирование физической нагрузки происходит естественным путем, так как более подготовленные дети выполняют движение несколько раз. Педагог, однако, может тактично прервать соревнование, если у детей наблюдаются признаки утомления. Регулировать нагрузку можно изменением расстояния забега. На этапе разучивания задание предлагается детям индивидуально.
«Гонки по номерам». В игре необходимы быстрота реакции и концентрация внимания. Дети делятся на команды по 4 – 5 участников. В команде они рассчитываются и строятся в колонну по порядку номеров (каждый с санками). Перед каждой колонной на расстоянии 5м. устанавливается кегля. Воспитатель называет номера в произвольном порядке. Вызванные дети везут санки до кегли, обегают ее и возвращаются обратно. Ребенок, быстрее выполнивший задание, выигрывает для команды очко. Содержание игры можно усложнить введением дополнительных заданий: во время бега огибать предметы (цветные льдинки, кегли, снежные фигурки, подлезать под скрещенные лыжные палки.
«Вдвоем». Участники объединяются в пары. Один сидит в санках, другой толкает санки сзади. Несколько пар выстраиваются на линии. По команде начинается соревнование. В парах можно поменяться ролями, устроить несколько «заездов». Вариантом этого задания является игровое упражнение «Два на два», когда дети садятся по двое на санки, ноги ставят на полозья и скользят вперед, отталкиваясь недлинными палками.
Еще сложнее соревноваться, сидя на санках по 2 человека спиной друг к другу. Успешность выполнения упражнения зависит от согласованности действий обоих детей.
Организуя активную деятельность по обучению детей катанию на санках, педагог должен опираться на следующие принципы:
• чередование коллективных и индивидуальных форм работы;
• выполнение заданий разной интенсивности, сочетание двигательной и интеллектуальной деятельности;
• включение различных основных движений (прыжков, метания, лазания, равновесия) в содержание игр и упражнений на санках.
Это поможет обеспечить тренирующий эффект и избежать переутомления детей.
В процессе ежедневного проведения на прогулке подвижных игр и физических упражнений расширяется двигательный опыт детей, совершенствуются имеющиеся у них навыки в основных движениях; развиваются ловкость, быстрота, выносливость; формируются самостоятельность, активность, положительные взаимоотношения со сверстниками.