Таисия Рогова
Двигательная активность детей на прогулке
▼ Скачать + Заказать документы
Движение, как таковое, может
по своему действию заменит
любое средство, но все лечебные
средства мира не могут заменить
действие движения.
Тассо Т
Двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и пове-дения дошкольников. Движения – это органическая потребность ребёнка, и чем он мень-ше, тем сложнее ему обходиться без движений. Выделяют следующие уровни двигатель-ной активности : гипокинезия -это пониженная двигательная активность (происходит нарушение функций и структуры ряда органов, регуляция обмена веществ и энергии, снижается сопротивляемость организма к изменяющимся внешним условиям) и гиперки-незию (чрезмерно большая двигательная активность, которая тоже нарушает принцип оптимальной физической нагрузки, что может повлечь за собой перенапряжение сердечно - сосудистой системы и неблагоприятно отразиться на развитии организма ребёнка.
Публикация «Двигательная активность детей на прогулке» размещена в разделах
Грамотная организация двигательной активности детей дошкольного возраста за-ключается в учёте особенностей высшей нервной деятельности детей дошкольного воз-раста. (Слайд №2)
Формы двигательной активности
детей дошкольного возраста
Самостоятельная двигательная деятельность
Подвижные игры и физические упражнения на прогулке.
Использование различных предметов: игрушек, мячиков, обручей, побуждающих к различным двигательным действиям. (Слайд №3)
Лучшим средством рациональной организации двигательной активности детей яв-ляется широкое использование подвижных игр и упражнений. Современные дети заком-плексованы и эмоционально, и физически. А ведь игра – основной вид деятельности ре-бёнка. Только в играх дети раскрепощаются полностью, и только в играх можно достичь наилучших результатов в освоении ими физических навыков и умений, обеспечить есте-ственную потребность в движении. Воспитатель должен правильно организовать прогул-ки и другие режимные процессы, чтобы ребёнок в течение дня мог удовлетворить по-требности в движении. Она зависит от организации физического воспитания детей, от уровня их двигательной подготовленности, от условий жизни, индивидуальных особен-ностей. Наиболее рационально планировать двигательную активность у детей по этапам в течение всего режимного дня. (Слайд №4)
Одним из этапов является прогулка. В течение дня прогулка организуется дважды : утром и вечером. Прогулка - благоприятное время для проведения индивидуальной рабо-ты с детьми и организации их самостоятельной двигательной активности. (Слайд №5)
В ходе прогулки решаются оздоровительные задачи, совершенствуются двигатель-ные навыки, повышается двигательная активность. Работу по развитию движений на прогулке планируем так, чтобы была обеспечена системность, последовательность подачи всего программного материала, способность закреплению, совершенствованию игр и фи-зических упражнений, повышать двигательную активность детей.
Основными задачами, решаемыми в процессе ежедневного проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке, являются:
дальнейшее расширение двигательного опыта детей, обогащение его новыми, бо-лее сложными движениями;
совершенствование имеющихся у детей навыков в основных движениях путём применения их в изменяющихся игровых ситуациях;
развитие двигательных качеств : ловкости, быстроты, выносливости;
воспитание самостоятельности, активности, положительных взаимоотношений со сверстниками и старших детей с малышами. (Слайд №6)
Наиболее эффективно проведение подвижных игр на свежем воздухе. При актив-ной двигательной деятельности детей на свежем воздухе усиливается работа сердца и лёгких, а, следовательно, увеличивается поступление кислорода в кровь. (Слайд №7,8,9)
Перед прогулкой важно поинтересоваться у детей, в какие игры они хотели бы поиграть, и создать необходимые условия для игр детей по желанию : поддержать иници-ативу, творчество в любом виде игр; вынести на улицу необходимое для двигательной активности детей оборудование. Необходимо учитывать, какие занятия предшествовали прогулке : если они носили подвижный характер (физкультурное, музыкальное, то луч-ше прогулку начать с наблюдения, но если на занятиях дети были ограничены в движе-ниях, то прогулку лучше начать с подвижных, спортивных игр.
На прогулке желательно планировать 1 подвижную игру, общую для всех детей, и 2-3 игры с подгруппами детей. Кроме того, воспитатель должен наметить игровые упражнения для индивидуальной работы. Весь этот материал желательно подбирать в со-ответствии с основными движениями, включенными в занятия. За несколько дней до за-нятия, в котором планируется ввести новое движение, на прогулке целесообразно прово-дить подготовительные упражнения. На следующий день после занятия можно повторить те же упражнения или провести не сложные игры с целью закрепления двигательного навыка. (Слайд №10)
Для прогулки важно планировать не только различные подвижные, но и спортив-ные игры (зимой - хоккей, весной, летом, осенью - футбол, баскетбол, бадминтон, настольный теннис, городки) и спортивные упражнения (зимой - катания на санках, скольжение по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах, катание' на коньках; весной, летом, осенью - катание на велосипеде, самокатах, роликовых коньках, плавание). Во вторую половину дня также необходимо запланировать самостоятельную двигательную деятель-ность, используя различное физкультурное оборудование, дидактический материал - кар-точки для самостоятельной двигательной активности.
Вечером, перед уходом детей, во время прогулки лучше планировать спокой-ную двигательную деятельность - малоподвижные игры, дыхательные упражнения, упражнения на подвижность, оздоровительные упражнения с шарами и т. д. (Слайд №11)
Работа по развитию движений на прогулке должна проводиться систематично, по-следовательно в соответствии с программой. Особое внимание следует уделять упражне-ниям с предметами (палками, мячами, обручами, ленточками и т. д.). Помимо развития координации движений они развивают силу, ловкость, чёткость, быстроту реакции, гла-зомер. Упражнения с мячами разных размеров при этом чередуется напряжение и рас-слабление, снимается излишнее напряжение с мышц. Одежду для прогулки подбирают в зависимости от погодных условий, а также времени дня, вида деятельности и индивиду-альных особенностей детей. (Слайд №11)
Умение детей двигаться не передаётся по наследству, а формируется. Двигательная активность - главный источник и побудительная сила охраны и укрепления здоровья, со-вершенствования физических и интеллектуальных способностей детей. Дошкольник по-знаёт мир, осваивает речь, пространственно - временные связи предметов и явлений при помощи движений. Поэтому большое значение нужно уделять самостоятель-ной двигательной деятельности, в которой дети проявляют свои способности, возможно-сти, творчество, активность, склонность к тем или иным движениям.