Светлана Васильченко
Двигательная активность детей на воздухе
▼ Скачать + Заказать документы
Большую роль в оздоровлении детей дошкольного возраста играют подвижные игры и физические упражнения на прогулке, во время свободной двигательной активности.
Я использую упражнения на нормализацию мышечного тонуса и развитие силовых качеств. Например, такие спортивные игры, как катание на санках, лыжах, в
летнее время – на роликах, велосипедах, самокатах, а также игры на асфальте.
Публикация «Двигательная активность детей на воздухе» размещена в разделах
Классики – это самая распространенная игра среди детей, которая помогает не только укреплению связочно-мышечного аппарата ног, развитию навыков элементарных передвижений, тренировке зрительного анализатора, но и обучению координации, увеличению силовой выносливости мышц. Классики формируют положительные навыки крупной моторики, координации в пространстве и в собственном теле; укрепляют голеностопный сустав; развивают мыслительные процессы; помогают детям закрепить цвет и форму.
«Волшебные классики» настолько разнообразны по форме и сложности выполнения задания, что они подойдут как для младшего, так и для старшего дошкольного возраста. Формы бывают разные. На земле или на асфальте чертят фигуру или несколько фигур, чаще всего это квадраты, прямоугольники или круги. Каждый квадрат называется классом. К последнему обычно дорисовывают полукруг, где пишут «огонь», «вода», «дом», «отдых» и т. д. Для игры нужна шайба, плоская баночка или камень. Первый игрок со старта бросает шайбу в первый класс. Если попадает – выполняет задание: либо выбивает шайбу наружу и начинает сначала, но, уже бросая шайбу во второй класс; либо прыгает по классикам на одной ноге, подбивая шайбу и передвигая ее в следующую клеточку; либо, бросив шайбу в первый класс, прыгает по классикам, возвращаясь назад, подбирает шайбу и выходит из игры, далее игра продолжается со следующего класса. Главное правило – нельзя наступать на линии классиков, промахиваться при забрасывании шайбы в класс. Побеждает тот, кто первым пройдет все классы. Для игры в «Улитку» шайба не нужна. Прыгая по спирали в центральный круг и обратно на одной ноге, выполняя все правила, игрок ставит в любой клеточке свой знак-символ. Теперь это его клетка, на которой он может отдыхать и другим игрокам нельзя становится на нее. Побеждает тот, у кого наибольшее количество своих клеток. Точно такие же правила и в игре «Лестница», отличие – построением классиков. В игре «Часы» нужно прыжком вокруг себя набрать наибольшее количество баллов: от 1 до 12. Либо, прыгая в обратную сторону – наименьшее. Игра «Пинг-понг» любима детьми. Она также тренирует зрительный анализатор, развивает навыки передвижений, обучает координации.
Прыжки через длинную и короткую скакалки тренируют сердечно-сосудистую систему организма, увеличивают силовую выносливость мышц, укрепляют мышечно-связочный аппарат ног, стимулируют дыхательную систему. Игры с мячом любят дети всех возрастов. Для дошкольного возраста мяч более понятен детям, более доступен в обращении, по сравнению со скакалкой. «Школе мяча и скакалки» я уделяю большое внимание, так как овладение этими навыками играет большую роль в физическом воспитании детей. Детская игра «Выбивной» истинно «уличная» игра, так как в помещении обычно детям не хватает пространства, разбега, а педагоги жалеют стены и потолки, оберегают оборудование. Спортивное оборудование площадок активно используется детьми, это всевозможные ракеты, домики, лианы, колеса, рукоход, разновысокие бревна и пеньки, лабиринты и многое другое. Наличие перспективного плана по каждому разделу обеспечивает прохождение и освоение программного материала в определенной последовательности. Повторение занятий позволяет закреплять освоенные двигательные действия.
Во вводной части занятия использую специальные приемы создания игровой мотивации: детям надо городки поселить в свой домик, клюшке найти ее подружку – шайбу, с ракетками – зонтиками надо выручить из беды солнечные лучики, мячам помочь размяться, так как бока у них залежались в коробке. Создание игровой мотивации способствует увлеченному выполнению детьми физических упражнений. Интерес детей вызывает воображаемая ситуация, представленная в образной, яркой форме, связанная с необычными условиями. Так теннисная ракетка превращается в руль, и начинается удивительное путешествие в город мячей. Здесь живут самые разные мячи: большие, маленькие, волейбольные, футбольные, баскетбольные, теннисные. Дети по-новому воспринимают инвентарь для игр с элементами спорта, овладевают возможными вариантами действий с ним, пытаются воспроизвести наблюдаемый ими способ употребления предметов. Игры первой части занятия обеспечивают активизацию внимания, памяти, мышления, разминку мышц, повышают функциональные возможности организма.
Основная часть занятий по программе вариативна. Есть занятия, где планирую общеразвивающие упражнения с использованием инвентаря (ракеток, клюшек, бит, городков). Есть занятия, где комплекс общеразвивающих упражнений провожу в игровой или в имитационной форме, по карточкам-заданиям. На карточках в схемах последовательно представлены двигательные действия, которые должны выполнить дети. Основная часть занятия включает также серию игр, направленных на овладение основными движениями и простейшими элементами техники спортивных игр, развитие двигательных способностей. В заключительной части планирую психокоррекционные игры.
Таким образом, на занятиях решается доминирующая задача – воспитание интереса к играм с элементами спорта.
Известно, что развитие двигательной активности происходит гетерохронно. В частности 3 год жизни является сенситивным для переместительных движений. Выполнение таких движений в любых условиях создает предпосылки к частичному освоению в дальнейшем базовых движений спортивных игр и упражнений.
Четвертый год жизни является сенситивным для развития координации движений. Если запоздать и не тренировать это качество, то на критическом 5 году, когда интенсивно развивается мышечно-суставной аппарат, ребенок будет с трудом овладевать новыми движениями, требующими проявления интеллектуальных функций.
Отбор игр с элементами спорта для занятий во 2 младшей и средней группе строю с учетом этих положений, а также с учетом особенностей внимания, восприятия, памяти, мышления младшего дошкольника. Широкое использование предметных опор и зрительных ориентиров исключает выполнение детьми однообразных движений, обеспечивает частую смену работы и отдыха.
Посредством изменения условий игры, предложения более сложных двигательных заданий, увеличения дозировки выполнения упражнений в процессе игры дифференцируется мера участия и активности ребенка.
В программу занятий включаю игры с элементами соревнования. Но соревнование носит индивидуальный характер: кто быстрее, кто выше, кто забьет мяч в ворота.
При организации таких соревнований используется фронтальный или поточный способ организации. Дети выполняют задание либо все вместе (подпрыгивание, ползание, бег, либо друг за другом (бег между клюшками, удары мяча по воротам).
Обучение двигательным действиям и применение их проходят в разных условиях, поэтому игровые занятия провожу как в спортивном зале, так и на открытых площадках. Это дает простор для мобилизации и развития двигательных способностей, интеллектуальных качеств ребенка.