Марина Артемкина
Консультация для педагогов ДОУ «Народное искусство в быту детского сада»
▼ Скачать + Заказать документы
Народное искусство в быту детского сада.
Есть много предметов русского народного творчества которые могут украсить наш быт. Изобразительное, словесное, музыкальное народное искусство вводится в детский сад в связи с потребностями детской жизни, с целью украсить быт.
Русское народное творчество многообразно в своих проявлениях. Оно проникает во все уголки окружающей нас жизни.
Публикация «Консультация для педагогов ДОУ „Народное искусство в быту детского сада“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
С раннего возраста ребенок, через потешки, колыбельные, прибаутки, попевки в доступных формах и на близком по содержанию материале усваивает язык своего народов, его нравы и обычаи, черты характера.
Игры, пока ребенок мал, обращены к нему индивидуально. Его забавляют, развлекают несложными играми со звучащими, шумящими, красочными игрушками, играми - прибаутками. Тут «Ладушки», «сорока-белобока». Такие игры используют на занятиях и в повседневной жизни ребенка.
Народные игры влияют на воспитания ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка. народные игры - образны, поэтому они увлекают дошкольников.
Очень увлеченно дети играют в детском саду в народные подвижные игры : «Гуси - гуси», «У медведя во бору», «Коршун, наседка и ее детки». Структура этих игр проста. Песня, слово, движение ограниченно связанные в них. Это создает классическую простоту, предельную законченность, завершенность.
Народным играм часто предшествуют считалки. Считалка как бы вводит в игру, помогает распределить роли, служит самоорганизацией детей. Общественные такие народные считалки :
Кады - бады, Катился горох по блюдцу
Налей воды, Ты води, а я не буду.
Корове пить, Ниточки - иголочки,
Тебе водить. Ти-ти улети.
В считалках проявляется детское словесное творчество. Здесь мы находим плясовые ритмы, подражания, игру словом, звуком.
Так же целый ряд игр основан на соединении песни с движением. Это хороводные игры. В этих играх ребенок драматизирует тот, о чем поется в песне. Дети любят играть в такие игры, как «Каравай», «золотые ворота». «заинька». Хотя сейчас хороводные игры стали использовать в основном лишь на музыкальных занятиях. Это произошло и постепенно они исчезают из быта, а это печально. Поэтому следует уделить внимание возрождению народных хороводных игр.
Народные игры созданы народом как песни и сказки. Они передаются из поколения в поколение. Перенимают эти игры дети в детском саду, играя друг с другом, на улице, от старших детей. Ушинский К. Д. считал эти игры материалов наиболее доступным, понятным для детей, вследствии близости их образов и сюжетов детскому воображению, а также благодаря общественному началу, заложенному в них.
Народные игрушки давно вошли в быт детей. Это шары, пирамидки, образные игрушки: медведи - кузнецы, плетеная кукольная мебель, матрешки и т. д. Игрушки привлекают внимания детей необычной формой, удивительной раскраской - это дымковские или городецкие кони, свистульки. Фигуры женщины, коня, петуха, медведя, в представленные в игрушке, показывают связь игрушки с народным искусством. Народная игрушки призвана порадовать детей яркостью красок. Она радует детей свистом, писком, действием. Широко известны и любимы детьми дошкольного возраста ваньки- встаньки, неваляшки, дудки, клоуны, свистульки. Интересы и приемлемы для детей игрушки для развития движений - каталки, мячи, бабки, городки.
Народные игрушки обладают ценными дидактическими свойствами. Ребенок учится различать цвета и оттенки, знакомится с величиной, формой, количеством. Дети с интересом играют с игрушками - вкладышами, где они учатся вкладывать, расставлять, переставлять.
В детском саду рекомендуется прелагать нанизывающие игрушки: шары, пирамидки, грибы.
Сюжетные народные игрушки - это :
• городецкая деревянная игрушка (лошади, люди, пароходы)
• дымковская глиняная игрушка, удивительно проста по сюжету, свойственна четкость форм в сочетании с живой раскраской (конюшки, наездники, бараны)
• загорские игрушки из папье - маше (кони серые в яблоках с хвостами из пакли, с подставками на колесах)
• богородская резная игрушка (фигуры животных).
Огромное влияние на развитие речи оказывает народный фольклор. Ребенок усваивает родной язык, подражая речи окружающих. Совершенные образцы русского языка - это пословицы, загадки, сказки, поговорки, скороговорки, колыбельные, заклички, дразнилки, пугалки. Пословицы, поговорки помогают детям открыть правила поведения моральные нормы. Например:
«Поспешишь - людей насмешишь», «Скучен день до вечера - коли делать нечего» и т. д.
Загадки - доступны для понимания ребенка, полезные упражнения для его ума. Заучивания и произношение скороговорок помогает детям упражняться в артикуляции. Они необходимы и полезны как гимнастика речи.
Заклички - помогают прочувствовать детям красоту природы, побуждают любить и беречь ее. Например: «Солнышко - ведрышко», «Ветер - ветерцо», «Дождик, дождик, пуще.»
Богатейшая сокровищница русского языка - народная сказка. Дети внимательно слушают сказки, легко усваивают содержание. На основе сказок учатся отличать добро от зла.
Сказочная тематика настолько близка детям, что легко проникает в из игры. Драматизация сказок приучает переводить образы воображения на язк жестов, мимики, слов, обогащает словарный запас, развивает память. В этом году на занятиях по театрализованной деятельности много внимания уделяем народному фольклору : скороговоркам, считалкам, драматизациям сказок, знакомила с закличками народными дразнилками, потешками, страшилками.
С народными промыслами, традициями, фольклором дети знакомятся также во время проведения праздников, народных гуляний, так-как в жизнь детей все больше входят песни, которые поются взрослыми во время этих праздников. Дети с интересом сопровождая игрой на народных музыкальных инструментах поют народные песни «Ах, вы сени, мои сени», «Во саду ли в огороде», «Светит месяц», «Савка и Гришка», «Калинка», а так-же инсценируют их. На основе народных напевных песен, хороводов, игр детям открывается широта народной культуры, ее размах, мягкость и задушевность.
Есть много предметов народного творчества которые могут украсить интерьер детского сада.
Приятны в своем красочном оформлении жостовские подносы. Они могут служить для сервировки стола.
Использования резьбы, росписи может украсить детскую мебель.
Шкатулки резные или плетеные могут служить для хранения швейных принадлежностей, карандашей.
В украшении детских садов может быть использовано народное искусство в виде декоративных панно, скульптуры. Удачно может использоваться панно- аппликация, сделанная по мотивам дымковкой игрушки, несомненно оправдана в интерьере детского сада городецкая роспись, а так же богородская деревянная скульптура: медведь, козел, олень.
Русская вышивка, кружево может служить прекрасным украшением занавесей, скатертей, салфеток.
Каждой вещи, изготовленной народным умельцем нужно найти место, не заслонять ее другими предметами, чтобы она могла быть увидена детьми.
О РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА.
воспитатель Артемкина Марина Павловна
Театрализованная деятельность - очень сложная, развивающаяся во времени внутренняя деятельность, в которой участвуют воображение, восприятия внимание, мышление, память, эмоции и воля. С развитием массового телевидения читать сказки стали редко. Телевизор в поединке с книгой без труда вышел победителем: смотреть зрелище легче и интереснее. И в связи с этим сказка перестала использоваться для развития творческого мышления и воображения, речевого творчества и активного воспитания нравственных чувств. Так же сказки подаются дошкольникам недостаточно разнообразно, в основном - это чтение, редко рассказывание, в лучшем случае - пересказ в лицах, просмотр кинофильмов по мотивам знакомых сказок. А о посещении театрализованных спектаклей уже и говорить не стоит. Но на протяжении многих лет педагоги детских садов убеждаются в том, что дети любят сказки. Из них они черпают множество познаний: первые представления о жизни людей в прошлом, о времени и пространстве, о связи человека с природой, о мире предмета. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло.
На основе народного фольклора и сказок дети учатся импровизировать словом, интонацией, жестом и мимикой при исполнении ролей в игре - драматизации и театрализованных постановок. Поскольку сказки не в полной мере используются в семье для творческого развития детей, мы в детском саду стремимся уделить вопросом развития театрализованных умений и навыков на основе ознакомления дошкольников с народным фольклором : сказкой, считалкой, страшилкой, дразнилкой, скороговоркой, потешкой и перевертышем. Эти слова редко используются в речи в настоящее время, поэтому совместно с детьми мы ищем объяснение их образования (этимология). Дети предлагают очень разнообразные значения исконно народных слов. Народный фольклор - яркий речевой материал, легок для запоминания и передачи диалога. Например:
• Федул, что губы надул?
• Кафтан прожег!
• А велика дыра?
• Один рукав остался!
Такие короткие тексты дети самостоятельно передают в диалогах, импровизируя интонационной выразительностью, мимикой и жестами с элементами народного юмора.
Детям нравится инсценировать диалоги из сказок, придуманных самостоятельно на предложенную тему: «Волшебные встречи» (встреча животных в лесу; встреча Красной шапочки с колобком и т. д.). Отражая в речи свои суждения, дети передают творческую информацию на различные вопросы, например: «Если бы я был рыцарем, как бы я поступил?; Если бы я была лисой как бы я помирилась с волком? и т. д.»
Обсуждая с детьми содержание сказок, мы зачастую видим, что лиса в сказках - всегда хитрая, а кот для достижения своей цели многих обманывает. Не зря существует поговорка: Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Мы вместе с детьми выявляем этот «намек», чтобы дети в будущем поступали нравственно. Например: Быть как Емеля добрым, но не лениться сидя на печи. В связи с этим особое внимание уделяем обыгрывание знакомых сказок на новый лад, где вместе с детьми перестраиваем содержание сказки с учетом развития цивилизации, изменение характеров, движений, но оставляя в речи народные выражения. С этой стороны в работе по народному творчеству помогает теория решения изобретательных задач (ТРИЗ, которую следует включать в театрализованную деятельность.
До недавнего времени считалось, что дошкольники не понимают переносного значения пословиц. Разбирая их вместе с детьми обсуждая смысл мы помогаем детям понять и применить пословицы по назначению например: к празднику Масленицы рационально привязать пословицу «Не все коту масленица», где кот может быть сытым только в праздник, но праздник бывает не каждый день, и чтобы сытно поесть нужно хорошо поработать. Так, разбирая содержание пословиц, мы расширяем представление о народных праздниках, традициях и обычаях.
Развитие творческого речевого потенциала следует вести совместно с пением и изобразительной деятельностью. Так как только полное представление детей о народной культуре может сформировать представление о своем народе.
Мы должны стремиться приобщать детей к разным видам национального искусства : от пляски к сказке, музыке и изобразительной деятельности до театра. Именно такой представляется в наше время стратегия развития личностной творческой культуры ребенка.